Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первой лекции нет




Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату.

Соотношение норм о неосновательном обогащении и требований одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного по договору.

(подпункт 3 ст. 1103 ГК). Исполнение произведенное стороной обязательства за рамками его условий всегда влечет неосновательное обогащение. В отсутствие специального правового регулирования к отношениям сторон применяются правила гл 60 ГК. Напр, это происходит в случае перечисления излишних сумм арендной платы по договору аренды. В указанной ситуации оплата производится в связи с договором, но не на основании его. Излишне уплаченные суммы подлежат возврату по правилам о неосновательном обогащении(пример см. в п.4 обзора практики по спорам о неосновательном обогащении – см. выше).

Соотношение п.4 ст. 453 ГК и ст. 1103!!!: согл п.4 ст. 453 – стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

П.4 ст. 453 ГК должен применятся в совокупности со ст. 1102 и 1103 ГК.

Общее правило об обязанности возвратить неосновательное обогащение допускает ряд исключений, которые определяются ст. 1109 ГК. Не подлежат возврату:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если самим обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

4) Денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Иные права.

В составе иных интеллектуальных прав указаны право следования, право доступа и иные права. Особенностью права следования и права доступа явл-ся то, что они относятся только к определенным объектам авторского права, как правило, это произведения архитектуры и изобразительного искусства. Право доступа – 1292 ГК, его суть в том, что автор соответствующего произведения имеет право на доступ к нему даже если уже не явл-ся собственником носителя и передал исключительные (имущественные) права другому лицу. Напр, автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения, предоставления возможности осуществлять фото и видеосъемки произведения. Право следования – при каждой последующей продаже произведения на аукционе автор имеет право на получение процентных отчислений от цены перепродажи.

Интеллектуальная собственность применительно к авторскому праву.

Интеллектуальная собственность – сами результаты интеллектуальной деятельности, а не права на них, т.е. интеллектуальная собственность – это объекты авторских интеллектуальных прав.

В качестве объектов авторских прав выступают произведения науки, литературы и искусства. Закон также относит к объектам авторских прав программы для ЭВМ и базы данных. При этом указанные произведения становятся объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, независимо от способа выражения, единственное требование в том, что результаты творчества д.б. выражены в объективной форме, допускающей возможность их восприятия. При этом авторское право распространяется как на обнародованные (выпущенные в свет), так и на не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. Кроме общего определения произведения, охраняемого авторским правом закон содержит примерный перечень таких произведений. В частности, ст.1259 называет в числе прочих литературные произведения, драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения, хореографические, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы и др произведения ИЗО, произведения архитектуры, градостроительства, фотографические произведения, географические, геологические и др карты, программы для ЭВМ и др. Открытость указанного перечня объясняется тем, что с развитием технологий могут появляться новы объекты авторских прав и авторы этих объектов должны получать надлежащую защиту.

Законодатель делит объекты авторских прав на 3 группы:

- произведения науки

- произведения литературы

- произведения искусства

На практике произвести грань между этими 3мя видами произведений бывает достаточно сложно. Обычно к произведениям литературы относят художественные произведения, выраженные в словесной форме. К произведениям науки – любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний об окружающем мире. К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения живописи, архитектуры, музыки и т.д. Ст. 1259 ГК.

На основании норм действующего законодательства можно выделить следующие признаки, необходимые для признания произведения объектом авторского права:

1) творческий характер

2) объективная форма

3) возможность воспроизведения тем или иным способом, при котором возможно их восприятие.

I. Творческий характер произведения в юр литературе толкуется по разному, согласно одному из мнений, творческой признается самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведения, отличающееся новизной. Однако данное утверждение не основано на законе. ГК не устанавливает признак новизны в качестве обязательного для объекта авторских прав. В большинстве случаев творческое произведение действительно явл-ся новым, т.е. содержит новые художественные образы, композиции и т.п. в некоторых случаях произведение явл-ся новым, поскольку в нем по другому выражены замысел и художественные образы. Напр, при переработке повествовательного произведения в драматическое. Новым будет считаться произведение и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения, при этом речь не идет о переработке.

Вместе с тем нельзя исключать такую возможность, когда 2 автора самостоятельного и независимо друг от друга создадут 2 сходных по форме и содержанию произведения. Именно потому, что такая возможность не м.б. исключена законодатель и не называет признак новизны в качестве обязательного признака авторских прав.

При решении вопроса о том, явл-ся ли произведение объектом авторского права необходимо устанавливать творческую самостоятельность этого произведения. Установление этого факта обычно осуществляться с помощью экспертизы. При этом исходят из того, что авторское право охраняет единство формы и содержания произведения. Обособленное от формы содержание, в частности, идея, тема или сюжет авторским правом не охраняются, не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия и факты.

Закон ничего не говорит о способах и критериях, с помощью которых можно определить явл-ся ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом.

Практическое значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда возникает проблема правовой охраны названий, заголовков, афоризмов, состоящих из нескольких или из одного слова. В соотв со сложившейся судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова отсутствует, поэтому такой заголовок или название авторским правом не охраняются. В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме ВАС ФР от 27 сент 1999г №47 было указано, что название произведения подлежит охране как объект авторского права, в случае если явл-ся результатом творческой деятельности автора (т.е. является оригинальным) и может использоваться самостоятельно.

Необходимо также иметь ввиду, что в разных видах произведений значение содержания и формы для их правовой охраны не одинаково. Напр, при создании научных произведений целью является создание определенного рационального содержания. Что же касается формы, то она не обязательно д.б. оригинальной.

В тоже время произведение искусства направлены на то, чтобы оказывать эмоциональное воздействие, соответственно и творческое начало в большей степени проявляется и в форме произведения. В некоторых случаях произведение создается на основе уже существующих произведений. В отличие от оригинальных произведений, в которых все элементы созданы самим автором, производные произведения включают в себя элементы уже существующих произведений. К производным относятся, напр, переводы, обработки, аннотации, рефераты, инсценировки, аранжировки и др переработки произведения. Вопрос о том, явл-ся произведение производным или решается в зависимости от того был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Напр, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного произведения (напр, создает произведение по мотивам), то на лицо возникновение нового произведения, которое охраняется авторским правом. Если же заимствование все таки произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться при наличии достаточного творческого вклада. Т.о. производные произведения охраняются авторским правом при наличии 2х условий:

1. достаточное творческое начало

2.соблюдение авторских прав на оригинальное произведение.

Под признаки объектов авторских прав попадают и интервью, хотя они прямо и не названы в числе охраняемых произведений. Творческое начало в этом случае присутствует как в работе журналиста, так и в ответах лица, которое дает интервью. Журналист подбирает и формулирует вопросы, лицо дающее интервью определяет содержание и форму ответов. Т.о. создается произведение включающее 2 неразрывные части. Журналист и лицо, дающее интервью выступаю в данном случае соавторами. Авторским правом охраняются также сборники и иные составные произведения. Сборник – это составное произведение, в состав которого входит несколько произведений как охраняемых авторским правом, так и не охраняемых. При этом не всякий сборник явл-ся объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению имеет творческий характер. Напр, не охраняются авторским правом телефонные справочники, составленные в алфавитном порядке или сборники правовых актов, расположенные по времени их издания. Особым образом регулируется вопрос о предоставлении правовой охраны письмам, дневникам и др документам личного характера. Указанные объекты охраняются нормами авторского права, однако кроме этого, они охраняются нормами о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны. Среди писем в особую категорию выделяются письма в редакцию. В отличие от писем частного характера, эти письма м.б. опубликованы за искл тех случаев, когда в них содержится прямой запрет на публикацию.

II. результат творческой деятельности становится объектом авторского права, если он выражен в объективной форме. Это связано с тем, что сам объект, т.е. произведение существует в нематериальной форме. Без выражения в какой-либо объективной форме произведение не м.б. воспринято др людьми. Соответственно не м.б. признанно существующим. При этом не учитывается то обстоятельство было ли завершено произведение или не. Авторское право охраняет не только законченные произведения, но и эскизы, наброски и т.п. объектом авторского права явл-ся не только целое произведение, но и его часть. Часть произведения становится объектом авторских прав при наличии 2х условий:

- то, что часть явл-ся результатом творческой деятельности

- то, что эта часть м.б. использована самостоятельно.

Произведения охраняются независимо от того, достаточен их художественный уровень или нет. Это связано с тем, что понятие художественного уровня явл-ся субъективным.

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.