КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В чому полягає особливість вивчення конфліктів у психології
В психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют:'наличие противоречия между субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг к другу. Среди причин конфликтов выделяют субъективные и объективные. Конкретный конфликт происходит в силу действия тех и других причин. Психологов интересуют субъективные причины. Проблема эволюции конфликтов поставлена одним из авторов несколько лет назад (А. Я. Анцупов, 1992). Эволюция предположительно имеет девять видов: макроэволюция; межвидовая; внутривидовая у животных; в онтогенезе у животных; в антропогенезе; общественно-историческая; эволюция конфликтов в XX в.; в онтогенезе человека; эволюция конкретных конфликтов. Наличие многих общих и частных классификаций конфликта говорит о том, что их может быть столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К признакам, на основе которых предлагаются различные типологии, относятся: • объект конфликта; • особенности сторон; • длительность; функции; • формы проявления; • тип отношений; • последствия и т. п. К структурным компонентам конфликта относят: • объект и предмет конфликта; • личности оппонентов; • ситуацию в стране, регионе, месте жительства; • условия работы и жизни человека; • обстановку социального взаимодействия; • потребности, интересы, цели оппонентов и конфликтное взаимодействие (приемы и способы воздействия друг на друга, т. е. стратегию и тактику противодействия). Большинство авторов в динамике конфликта выделяют следующие этапы: 1) возникновение объективной предконфликтной ситуации; 2) ее осознание как конфликтной; 3) инцидент или собственно конфликт; разрешение (завершение) конфликта; 4) послеконфликтная ситуация. Функции конфликта делят на конструктивные и деструктивные. Обычно конфликт несет в себе и то и другое, поэтому его оценивают по преобладающему началу. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий. Информация в конфликте представлена главным образом информационными моделями конфликтной ситуации, которые имеются у каждой из участвующих сторон, информационным обменом оппонентов и информационной средой, в которой протекает конфликт. Предупреждение конфликтов — это создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконф-ликтных ситуаций неконфликтными способами. Разрешение конфликта предполагает конструктивное саморазрешение человеком своих конфликтов, а также умение руководителей разрешать конфликты между подчиненными. Методы диагностики и исследования конфликтов являются ключевой проблемой, решение которой обеспечивает успех в их изучении. Анализ литературы показывает, что используются практически все методы психологии, однако наиболее часто — лабораторные эксперименты, ретроспективные и бланковые методики и тесты. Перспективы изучения конфликтов связаны с выбором в качестве единицы их анализа конфликтной ситуации. В психологической литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений. Первая попытка их систематизации изложена в работе Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской (1991). Исходя из схемы анализа межличностного конфликта «организационный контекст — совместная реализуемая деятельность—целеполагание—когнитивные процессы» выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное направление представлено работами только западных психологов. Удачным является выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Мотивационное и когнитивное, несмотря на различия, в отечественной психологии являются подходами одного направления, которое можно назвать личностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия. В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в 3-4% работ. Около 5% работ носят методологический и общетеоретический характер. Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений: трудовых коллективах; научно-исследовательских коллективах; деятельности правоохранительных органов; воинских коллективах; спорте; в среде осужденных; педагогической деятельности; семейно-брачных отношениях. Изучаются конфликты на разных этапах социализации личности: в дошкольном возрасте; в школьном возрасте; в подростковый период; в молодежных, студенческих группах. В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х гг. XX в. психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х гг. появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х гг. сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный. На рубеже 80-90-х гг. стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликта.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |