КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудовые стандарты Организации американских государств
Трудовые стандарты Организации американских государств (ОАГ) закреплены в специальном Протоколе 1988 г. к Американской конвенции по правам человека от 22 ноября 1969 г. Протокол обязывает государства принять необходимые меры с учетом их реальных возможностей и уровня экономического развития для постепенной реализации следующих социальных и трудовых прав: права на труд; права на справедливые и удовлетворительные условия труда; профсоюзных прав; прав на забастовку; прав и интересов пожилых работников и инвалидов. Государства, подписавшие указанный Протокол, должны представлять периодически доклады в органы ОАГ (Межамериканский экономический социальный совет, Межамериканскую комиссию по правам человека) о мерах по осуществлению перечисленных в Протоколе прав. Жалобы на нарушение трудовых прав рассматриваются в Межамериканской комиссии по правам человека, которая вправе давать государствам рекомендации об исправлении нарушений и передавать доклады о соблюдении прав человека, в том числе трудовых прав в конкретных странах, на регулярно проводимые конференции американских государств. Трудовые стандарты Организации африканского единства. Организация африканского единства (ОАЕ) приняла в 1981 г. Африканскую хартию прав и свобод человека и народов. В ней закреплены право на объединение, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную плату за равный труд; запрещен принудительный юнионизм. Создана комиссия по реализации Хартии, которая рассматривает жалобы на ее нарушения, в том числе индивидуальные. Трудовые стандарты Арабской организации труда. Арабская организация труда (АОТ) существует с 1965 г. как специализированное учреждение Лиги арабских стран и объединяет 13 государств1. АОТ приняла Арабскую хартию труда (1965 г.), Арабскую конвенцию по трудовым стандартам 1966 г. (пересмотрена в 1976 г.) 1 АОТ имеет структуру, аналогичную МОТ, и ставит в числе прочего задачи унификации трудовых стандартов и условий труда в арабских странах, защиты профсоюзных прав и свобод.. и 16 конвенций по отдельным вопросам труда, в числе которых конвенции "О миграции рабочей силы" 1967 г., "О труде женщин" 1976 г., "О технике безопасности и производственной санитарии" 1977 г., "Об охране производственной среды" 1981 г., "О труде сельскохозяйственных рабочих" 1980 г., "Об охране заработной платы" 1989 г., "О социальных услугах для рабочих" 1989 г. В актах АОТ воспроизведены в основном положения конвенций и рекомендаций МОТ. § 5. ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объединяет 29 наиболее развитых в промышленном отношении государств различных континентов1. Согласно договору об образовании ОЭСР от 14 декабря 1960 г., главной задачей этой Организации является объединение усилий различных государств для достижения наивысшего по возможности уровня экономического роста и занятости, обеспечения повышения жизненного уровня населения государств — участников ОЭСР при сохранении финансовой стабильности и содействия таким образом развитию мировой экономики. Главным и наиболее известным нормативным актом ОЭСР, имеющим отношение к труду и трудовым отношениям, являются Руководящие принципы, касающиеся международных инвестиций и многонациональных предприятий, одобренные резолюцией Совета ОЭСР 21 июня 1976 г. Руководящие принципы обращены к многонациональным предприятиям (транснациональным корпорациям), функционирующим в странах — членах ОЭСР, и к соответствующим правительствам. Вместе с тем указанный акт уже сейчас имеет практическое значение для нашей страны, учитывая всевозрастающее число иностранных предприятий — филиалов ТНК, действующих на территории РФ. В специальной главе "Занятость и промышленные отношения" установлены правила, относящиеся к труду и трудовым отношениям. Согласно этим правилам, транснациональные корпорации (ТНК) обязаны выполнять следующие обязательства в рамках закона, правил и преобладающей практики в области 1 В настоящее время ведутся переговоры о вступлении в ОЭСР России. Согласие на ее прием дали все страны—члены этой Организации. занятости и трудовых отношений в каждой из стран, в которой они действуют. 1.Уважать право работников быть представленными профсо 2.Предоставлять представителям работников возможности для 3.Предоставлять представителям работников в соответствии 4.Устанавливать и соблюдать условия труда не менее благо 5.В максимальной степени использовать и обучать местную 6.При планировании изменений производственных операций, 7.Осуществлять активную политику занятости. Не угрожать во Руководящие принципы носят рекомендательный характер, как и другие акты ОЭСР, такие, как Рекомендация о политике занятости как средстве обеспечения экономического роста 1964 г.; Рекомендация об общих принципах политики занятости и использования трудовых ресурсов 1976 г.; Декларация о социальных аспектах технологического развития 1986 г.; Руководящие принципы защиты прав человека при международных перемещениях механизированных данных о личности 1980 г. 38 Киселев и. я. 585 Литература МБТ. Демократизация и МОТ: Доклад Генерального директора 79-й сессии МКТ. Ч. I. Женева, 1992. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. МБТ. Меняющийся мир труда: главные проблемы будущего. Доклад Генерального директора 72-й сессии МКТ. Женева, 1986. МБТ. Нормотворческая деятельность МОТ в эпоху глобализации. Доклад Генерального директора 85-й сессии МОТ. Женева, 1997. Основное содержание конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации: Документы и материалы МОТ // Труд за рубежом. 1998. № 3. С. 37—134. Международная организация труда: Справочное пособие. М., 1983. Кодекс практики МБТ по защите личных данных о работниках (трудящихся) // МБТ. Международный обзор труда. 1998. № 5—6. М., 1998. Конвенции и рекомендации МОТ: В 2 т. Женева, 1991. Права и свободы личности: Международные документы и комментарии. М., 1998. Права человека: Сб. международных документов. М., 1990. Резюме международных трудовых норм. Женева, 1994. МБТ. Свобода объединений. М., 1997. МБТ. Свобода объединения и коллективные переговоры. М., 1995. Социальные права человека: Документы и материалы Совета Европы. Ч. I и II. М., 1996. Социальные права: Россия и Европа. М., 1998. Международные трудовые нормы: Библиотечка профсоюзного активиста. 1994. №11. Из России и в Россию: Законодательные и нормативные документы. Соглашения, положения, разъяснения. М., 1996 Аметистов Э.М. Международное трудовое право и рабочий класс. М., 1970. Аметистов Э.М. Международное право и труд. М., 1982. Бордадын А.Ф. МОТ и Россия. М., 1999. Гусов К.Н., Курилин М.Н. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях МОТ). М., 1992. Жарков Б.Н. Профсоюзные права и их международно-правовая защита. М., 1990. Иванов С.А. Проблемы международного регулирования труда. М., 1964. Костин Л.А. Международная организация труда tMOT) — мировой центр социально-трудового законодательства и трипартизма. М., 1994. Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. М., 1995. Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998. Устав Международной организации труда и Регламент Международной конференции труда. Женева, 1996. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. М., 1997. МБТ. Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Доклад Генерального директора 81-й сессии МКТ. М., 1994. Богатыренко 3. С. Международные трудовые нормы — составная часть правовой системы Российской Федерации // Трудовое право. 1999. № 1. Гренендейк К. Применение права Европейского Сообщества в странах — членах ЕС: на примере допуска к государственной службе // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1996. № 2. Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8—9. Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // Государство и право. 1997. № 7. Игитов И. В. Механизм реализации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1997. № 1. Ли. Э. Глобализация и нормы в области труда: обзор проблем // Международный обзор труда. 1997. № 1—2. М., 1997. Международные социальные стандарты и российское законодательство // Государство и право. 1994. №11. Российское законодательство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1997. № 5. Шестаков Л.Н. Протокол № 11 к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод: эволюция или революция? // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1996. № 5. Шкунаев В.Г. Международная организация труда вчера и сегодня. М., 1968. Betten L. International Labour Law. Deventer, 1993. Daubler W. et al. Internationale Arbeits- und Sozialordnung. Koln, 1994. ILO. The ILO in the Service of Social Progress. A Workers' Educational manual. Geneva, 1995. Interational Labour Standards. A Worker's Education Manual. Geneva, 1998. Lyon-Caen G., Lyon-Caen A. Droit social international et europeen. Paris, 1980. Philip Ch. Droit social europeen. Paris, 1985. Servais J.-M. Droit en synergie sur le travail. Elements de droit international et compare du travail. Bruxelles, 1997. Swepston L. Supervision of ILO Standards // The International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations. 1997. Issue 4. ILO.Tripartite Declaration of Principles Concerning Multinational Enterprises and Social Policy. Geneva, 1991. Valticos N., Potobsky G. International Labour Law // International Encyclopaedia for Labour Law and Industrial Relations. Deventer, 1994. Vol. 1. Valticos N., Samson K. International Labour Law // Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialized Market Economies. Deventer, 1998. Valticos N. The ILO: a Retrospective and Future View // International Labour Review. 1996. № 3-4. Valticos N. International Labour Standards and Human Rights: Approaching the Year 2000 // International Labour Review. 1998. № 2.
■ ■ п. [фактическое значение сравнительного и международного трудового права заключается в том, что оно дает возможность познать и в максимальной степени использовать богатейший мировой опыт в области правового регулирования труда для совершенствования отечественного законодательства. Для этих целей необходимо, во-первых, сопоставить российское законодательство с международными стандартами по труду и, во-вторых, выделить те аспекты опыта зарубежных стран, которые могут и должны быть учтены в процессе правотворчества и правоприменения. Не подлежит сомнению, что международные стандарты труда оказали в прошлом и оказывают в настоящее время значительное влияние на развитие нашего трудового права. В самом общем плане можно выделить три главных направления этого влияния: —прямое применение международных норм в случае рати —включение международных стандартов в текст российских —косвенная реализация требований международных стан В последние годы воздействие международных стандартов на российское трудовое законодательство возросло. Это особенно относится к заимствованию в наше внутреннее законодательство норм и положений конвенций и рекомендаций МОТ. Достаточно сослаться на текст ч. 2 ст. 17 КЗоТа РФ в редакции Федерального закона РФ от 25 сентября 1992 г. Наш законодатель по существу воспроизвел ст. 3 (подпункт 2а) Рекомендации МОТ № 166 о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя. В ч. 3 ст. 16 КЗоТа РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г. использована формулировка п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий. Федеральные законы о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, о коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров воспроизводят во многих статьях дух и букву конвенций МОТ № 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию", № 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров", № 154 "О коллективных переговорах", рекомендаций № 91 "О коллективных договорах", № 92 "О добровольном примирении и арбитраже". В тексте ч. 1 ст. 2 КЗоТа РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г. (формулировка права на труд) использованы положения ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Ряд норм из Рекомендации о труде учителей включен в Закон РФ "Об образовании", а многие нормы из морских конвенций и рекомендаций МОТ — в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. В п. 1 ст. 5 Закона о занятости населения в Российской Федерации воспроизведено положение Конвенции МОТ № 122 о необходимости проведения государствами политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Отдельные положения Федерального закона "Основы законодательства РФ об охране труда", многие статьи КЗоТа РФ, касающиеся рабочего времени, времени отдыха, охраны труда, труда женщин и молодежи (например, ст. 42, 154, 160, 161, 169, 173, 176), воспроизводят содержание, а иногда и формулировки соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ. В связи с ратификацией РФ Конвенции МОТ № 156 о трудящихся с семейными обязанностями 30 апреля 1999 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации. Большое значение имеет наметившийся в последние годы поворот судебной практики в сторону прямого применения международных трудовых стандартов. "Приобретение конвенциями МОТ характера источника трудового права означает прежде всего, что при рассмотрении трудового спора в суде работники, как, впрочем, и работодатели (администрация предприятий), вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. В свою очередь судья вправе ссылаться на конвенцию, если закон либо другой нормативный акт ей не соответствует или если содержащаяся в конвенции норма более точна и определенна, чем в законодательстве "'. Впервые ссылки на международные акты и, в частности, на международные стандарты труда для обоснования своих решений стал практиковать Конституционный Суд. "Есть надежда, — писал в 1995 г. член Конституционного Суда РФ Э.М. Аметистов, — что под воздействием Конституционного Суда общие суды также постепенно начнут руководствоваться нормами международного права"2. И эта надежда, похоже, начинает сбываться. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 указало, что суды при рассмотрении дел не вправе применять нормы закона, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. С недавнего времени международные стандарты труда стали применяться судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел3. При всех успехах приобщения России к международному прогрессивному опыту правового регулирования труда, все большего использования международных трудовых стандартов в правотворчестве и в правоприменительной деятельности следует констатировать, что по ряду вопросов наше трудовое законодательство не в полной мере соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Под общепризнанными принципами и нормами международного права понимают "обычные нормы, складывающиеся в практике государств и признаваемые ими в качестве юридически обязательных. Под практикой государств понимается их фактическое поведение, а также различного рода официальные акты, законы, дипломатические документы, заявления и выступления государственных деятелей, решения международных и национальных судов. Важной формой практики являются международные договоры; подтверждение ими определенной нормы 1 Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: 2 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 4. С. 31. 3 См., напр.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 10. С. 20—21. служит свидетельством ее признания... Общее, т.е. обязательное для всех государств, международное право является правом обычным. Его нормы принимаются и изменяются международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств"1. Какие конкретно нормы и положения международного трудового права, международные стандарты труда относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, не совсем ясно, и по этому вопросу нет единства мнений. Но все же можно, по нашему мнению, утверждать, что к общепризнанным принципам и нормам международно-правового регулирования труда относятся, по крайней мере, положения Всеобщей декларации прав человека, международных пактов ООН о правах человека и семи конвенций МОТ, ратификация которых объявлена первоочередной в Декларации основополагающих принципов и прав в сфере труда (1998 г.)2. Российская Федерация ратифицировала пакты ООН о правах человека, Европейскую конвенцию о правах человека и 49 нормативных актов МОТ (48 конвенций и Протокол 1995 г. к Конвенции № 81 об инспекции труда)3. Важно отметить то, что в числе ратифицированных нашей страной конвенций МОТ все семь основополагающих конвенций, выделенных в указанной Декларации МОТ. Это значит, что Россия выполнила минимальные требования в отношении ратификации конвенций, которые руководство МОТ предъявляет ко всем государствам — членам этой Организации. Вместе с тем следует учитывать, что Россия, будучи членом МОТ, обязана не только осуществлять имплементацию (применение) ратифицированных конвенций, но не может игнорировать конвенции, которые она не ратифицировала, а также рекомендации МОТ. Анализ российского законодательства показывает, что по ряду вопросов оно не полностью соответствует международным нормам труда. Имеются в нем и немало пробелов, нетерпимых с точки зрения требований международного трудового права. Выделим наиболее существенные, по нашему мнению, моменты, относящиеся к таким несоответствиям и пробелам. 1 Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах 2 См. с. 464 настоящей книги. 3 См. Приложение к настоящей книге. 1.Среди основных трудовых прав работников, закрепленных 2.В трудовом законодательстве РФ нет общего запрета диск 3.В Пакте об экономических, социальных и культурных пра 4.В КЗоТе РФ (ст. 2) провозглашается право на равное воз 5.В российском законодательстве не реализовано положение 6.В российском законодательстве не реализовано положение 7.В действующем законодательстве РФ отсутствует положе 8.Действующее российское законодательство о расторжении а) В законодательстве РФ отсутствует положение о том, что б) В российском законодательстве не реализовано положе в) В российском законодательстве отсутствует положение г) В российском законодательстве отсутствует предусмотрен д) В российском законодательстве отсутствует запрет на уволь Отсутствие такого запрета нарушает также Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин, которая требует от ратифицировавших ее государств запрещения под угрозой применения санкций дискриминации женщин ввиду их семейного положения (п. 2 ст. 11). е) Конвенция № 158 предусматривает, что размер выходных 9. В российском законодательстве не реализована норма ст. 6 10.В РФ не реализовано положение Рекомендации № 143 о 11.Согласно Рекомендации МОТ № 103, продолжительность 12.Конвенция № 161 МОТ и Рекомендация № 171 МОТ пре 13.Статья 13 Положения о привлечении и использовании в 14.В российском законодательстве отсутствуют специальные Интеграция России в мировое сообщество, в европейское демократическое пространство, изменение соотношения внутреннего и международного права в пользу международного, происшедшее после принятия Конституции 1993 г., необходимость формирования в России системы права, соответствующей требованиям XXI в., — все это делает чрезвычайно важными учет и соблюдение в деятельности законодательных и правоприменительных органов международных стандартов труда, особенно тех, которые обязательны для нашей страны с точки зрения требований международного права. Между тем для российских судов и других правоприменительных органов, для работодателей и работников, их представителей проблема применения международных актов в качестве полноправных и даже приоритетных источников трудового права является абсолютно новой. Зачастую они вообще не знают даже о существовании таких актов либо не располагают их текстами. В этой связи было бы целесообразно подготовить официальное приложение к разрабатываемому новому кодификационному акту — Трудовому кодексу РФ, в котором привести тексты ратифицированных Россией международных актов, содержащих трудовые стандарты. Необходимо специальное разъяснение Пленума Верховного суда РФ о порядке применения в Российской Федерации норм международных актов о труде1. Второй вопрос, требующий рассмотрения, касается уроков, которые могут быть извлечены нашей страной из зарубежного опыта в области правого регулирования труда. Материалы настоящей книги наглядно свидетельствуют об общемировой тенденции к сближению национальных систем трудового права, к единству и единообразию в регулировании важнейших компонентов трудовых отношений во всемирном масштабе. В области трудового права в полной мере действует закономерность, констатируемая в литературе по теории сравнительного правоведения. "Одни и те же юридические проблемы одинаково или в значительной мере сходно решаются во всех развитых правовых системах мира"2. Вместе с тем проведенное исследование показало своеобразие и неповторимость трудового права различных стран. Каждая национальная система трудового права — продукт исторического развития конкретной страны и отражает особенности ее истории, экономики, политической системы, структуры народного хозяйства, рабочего и профсоюзного движения, культурные и бытовые традиции, климатические и природные условия, стереотипы массового сознания. Все это в ряде случаев создает серьезные препятствия трансплантации норм и институтов трудового права одной страны в другую. Таким образом, при изучении и использовании зарубежного опыта необходимо в полной мере учитывать возможности и пределы заимствования иностранных норм и правовых институтов, непродуктивность механического копирования чужеземных моделей. 1 См.: Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // 2 Цвайгерт К., Кёгпц X. Указ. соч. С. 59. Важно осмыслить место, которое занимает российская национальная система трудового права в совокупности других национальных правовых систем, существующих в современном мире. Отечественное трудовое право исторически сложилось как разновидность европейской континентальной семьи и во многих отношениях близко трудовому праву Западной и особенно Восточной Европы. В некоторых отношениях трудовое право России схоже с трудовым правом стран Латинской Америки (наличие трудовых кодексов и роль трудового законодательства, высокая степень вмешательства государства в трудовые отношения). Вместе с тем следует признать существенные отличия трудового права РФ от трудового права англосаксонского типа (значительно меньшая, чем в англосаксонских странах, роль коллективно-договорного регулирования труда, отсутствие прецедентного права и т.п.). Мировой опыт в области правового регулирования труда — кладезь премудрости, из которого любая страна может черпать для себя много полезного и поучительного. Проведенное в настоящей книге сравнительно-правовое исследование трудового права многих стран мира позволяет выделить некоторые наиболее ценные элементы зарубежного опыта. К ним, по мнению автора, относятся прежде всего опыт разработки и практика использования ряда юридических конструкций, норм и законодательных актов, которые либо вообще отсутствуют в отечественном трудовом праве, либо не получили должного развития. Назову важнейшие из них. • Признание приоритета трудового права в случае конфликта • Законодательные акты, имеющие целью предотвратить уни • Специальная регламентация всех видов нетипичных тру • Дифференциация трудового права в зависимости от чис • Теоретическая и практическая разработка конструкций • Регламентация "добровольного" увольнения работника, • Регламентация деятельности специализированных судов по • Разработка коллизионных норм для разрешения конфлик В XXI в. ни одна страна не сможет нормально развиваться в изоляции от окружающего мира, игнорируя общемировые тенденции: глобализацию экономики и права, формирование международного рынка труда, конвергенцию различных социальных и политических систем. В грядущее тысячелетие Россия должна войти с трудовым законодательством, учитывающим реалии и требования наступающего века. Это делает особенно необходимыми дальнейшие исследования в области сравнительного и международного трудового права и особенно приобщение к этим исследованиям молодого поколения юристов, решение вопроса о включении сравнительного и международного трудового права в качестве обязательного предмета в учебные программы юридических вузов нашей страны.
Приложение
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |