Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров




Понятие и классификация индивидуальных трудовых споров

Взаимодействие органов Федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и другими организациями

В соответствии со ст. 365 ТК РФ Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Трудовой Кодекс РФ предусматривает значительное число надзорно-контрольных органов, полномочных осуществлять деятельность по инспектированию предприятий и организаций в части вопросов, касающихся соблюдения законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования рабочей силы на предприятиях. Координация работы всех участвующих в ней исполнителей по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложена на Федеральную государственную инспекцию труда.

 

 

Статьей 37 Конституции РФ признается право гражданина на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых и иных социальных прав работников в сфере трудовых и иных отношений, которые являются непосредственным поводом и причиной возникновения конфликта.

Трудовые споры – это не урегулированные путем непосредственных переговоров разногласия между работником и работодателем по поводу установления новых или изменения закрепленных в правовых актах и соглашениях условий труда, а также применения норм трудового и иного социального законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган, т.е. в орган, уполномоченный государством принять юридически обязательное для сторон решение. Так, например, трудовыми спорами считаются разногласия о переводе работника на другую работу, увольнении и т.д.

В разрешении разногласий между работником и работодателем следует различать две стадии:

■ непосредственные переговоры сторон (с участием или без участия представителей работника, например, профсоюзы) в связи с возникшими разногласиями;

■ разрешение трудового спора юрисдикционным органом (КТС, суд т.д.).

Трудовые споры возникают либо в силу каких-либо действий в процессе применения норм трудового права, либо права, либо в силу бездействия, т.е. неисполнения требований нормативных актов.

Трудовые споры можно классифицировать в зависимости от характера спорного правоотношения на:

■ трудовые споры, имеющие материальный характер;

■ трудовые споры, имеющие нематериальный характер. Законодательство о труде предусматривает разрешение трех

видов трудовых споров:

■ между работником и работодателем по поводу применения действующих условий труда;

■ между работников и работодателем по поводу установления новых или изменения действующих условий труда;

■ между профсоюзным комитетом и работодателем по поводу установления новых или изменения действующих условий труда.

Индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

 

Принципы трудового права – это закрепленные в законодательстве основополагающие начала, выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда.

Трудовые споры рассматриваются при наличии следующих принципов.

Обеспечение защиты трудовых прав сторон трудового договора, который предусматривает создание такой системы рассмотрения трудовых споров, при которой участники трудовых отношений имеют возможность обратиться в соответствующие органы в максимально удобном варианте.

Следующий принцип – это принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споров, при котором стороны обязаны соблюдать и выполнять требования законодательства о труде.

Принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, означает, что упрощается процедура сбора доказательств и сокращаются сроки их рассмотрения.

Обеспечением законности при разрешении споров является реализация более общего принципа осуществления правосудия и органы, рассматривающие споры, должны руководствоваться только законами и иными нормативными правовыми актами.

Принцип обеспечения гласности при разрешении споров означает открытость заседаний, где рассматривается трудовой спор, и возможность присутствия на них всех заинтересованных и желающих лиц.

Порядок рассмотрения трудовых споров устанавливается ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 383 ТК РФ). В случае возникновения трудового спора в соответствии со ст. 384 ТК РФ создается комиссия по трудовым спорам. Она образуется по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

■ наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, – наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

■ даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

■ фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

■ существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

■ результаты голосования.

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование (ст. 389 ТК РФ).

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу (ст. 390 ТК РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.