Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации преподавателю




Методические указания студентам

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

В ходе изучения рекомендуется работать с текстами нормативных правовых актов, постановлений пленума Верховного суда РФ, актами Конституционного суда РФ, с другими материалами судебной практики, с коллективными соглашениями и авторскими текстами, размещенных в компьютерных юридических программах «КонсультантПлюс» и других.

 

При изучении вопросов предмета, метода и системы трудового права студент должен иметь представление об общественных отношениях, регулируемых правом, и способах их правового регулирования; знать особенности предмета и метода трудового права России, соотношение трудового права с другими отраслями российского права, систему трудового права как отрасли права России, основные тенденции в развитии предмета, метода и системы трудового права; уметь определить трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также отраслевую юридическую принадлежность любых отношений по поводу труда.

При изучении вопросов принципов и функций трудового права студент должен иметь представление о понятии принципов права и сути функционального подхода к анализу отрасли права; знать основные принципы трудового права России; уметь применять их для разрешения различных ситуаций при реализации трудового права России.

При изучении вопросов источников трудового права студент должен иметь представление о значении источников трудового права; знать понятие и основные классы источников трудового права и их сущность; уметь разрабаты­вать региональные, локальные правовые нормативные акты, а также договоры и соглашения по вопросам трудового права.

При изучении вопросов основных субъектов трудового права студент должен иметь представление о классах субъектов российского права; знать юридическую характеристику основных субъектов трудового права России; уметь оформлять документацию, необходимую для приобретения статуса работодателя, работника, профессионального союза, оформлять и осуществлять представительство от имени любого из основных субъектов трудового права России.

При изучении вопросов трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений студент должен иметь представление о структуре правоотношений и о теории юридических фактов; знать систему правоотношений в сфере трудового права России, их элементы, юридические факты в правоотношениях; уметь документально оформлять (подтверждать) любой из юридических фактов, доказывать наличие надлежащего субъекта и т.п.

При изучении вопросов социального партнерства в сфере труда студент должен иметь представление о становлении и развитии социально-партнерских и трипартистских учений; знать понятие социального партнерства, его принципы, стороны и их представителей, систему и формы; законодательство о коллективных договорах и соглашениях, основные формы участия работников в управлении организацией; уметь составлять проекты коллективных договоров и соглашений.

При изучении вопросов занятости и трудоустройства населения студент должен иметь представление о государственной политике в области занятости; знать законодательство России о занятости населения; уметь вести делопроизводство по линии работодателя и территориальных государственных учреждений службы занятости по вопросам реализации норм законодательства о содействии в трудоустройстве, разрешать другие прикладные вопросы, связанные с занятостью и трудоустройством.

При изучении вопросов понятия и порядка заключения трудового договора студент должен иметь представление о роли трудового договора как основной формы реализации права на труд; знать легальный и основные доктринальные подходы к определению понятия трудового договора в разных его аспектах, требования к процедуре заключения трудового договора, в том числе со специальными субъектами, его содержанию и форме; уметь разрабатывать текст трудового договора, обладать основными навыками делопроизводства и иными необходимыми для юриста прикладными навыками при приеме на работу.

При изучении вопросов изменения трудового договора студент должен иметь представление о возможных причинах изменений трудового договора; знать российское законода­тельство о перемещениях, переводах, изменениях существенных условий трудового договора, а также об отстранениях от рабо­ты; уметь вести документооборот по данным вопросам, консультировать по ним, осуществлять представительство и т.д.

При изучении вопросов прекращения трудового договора студент должен иметь представление о возможных причинах прекращения трудового договора в России; знать российский нормативный массив по вопросам увольнений; уметь вести делопроизводство по прекращению трудового договора; вести соответствующие дела в судах, консультировать по данным вопросам и т.д.

При изучении вопросов рабочего времени студент должен иметь представление об экономическом содержании и юридической форме рабочего времени; знать виды рабочего времени, порядок его установления, основные случаи регулирования рабочего времени при отклонениях от нормальных условий труда; уметь вести кадровый документооборот по вопросам рабочего времени, соответствующие дела в судах, а также в других правоохранительных структурах и т.д.

При изучении вопросов времени отдыха студент должен иметь представление об экономическом содержании внерабочего времени, о соотношении внерабочего и свободного времени; знать российский правовой нормативный массив о времени отдыха; уметь разрабатывать региональные и локальные нормативные акты, вести делопроизводство по этим вопросам, консультировать и т.п.

При изучении вопросов оплаты и нормирования труда студент должен иметь представление об экономиче­ском содержании нормирования труда и заработной платы; знать порядок нормирования труда рабочих и служащих, состав заработной платы и юриди­ческие способы ее регулирования, нормы российского трудового права о формах за­работной платы, о тарифных системах, а также о стимулирующих выплатах; порядок удержаний из заработной платы, исчисление среднего заработка в России; уметь разрабаты­вать проекты тарифных соглашений и иных подобных документов, производить основ­ные расчеты по заработной плате, консультировать по юридическим вопросам и т.п.

При изучении правовых вопросов дисциплины труда рабочих и служащих студент должен иметь представление об экономическом и социологическом аспектах дисциплины труда; знать суть юридического аспекта темы; уметь вести дисциплинарное производство и выполнять другие подобные функции.

При изучении вопросов охраны труда студент должен иметь представление об охране труда в широком и узком смыслах слова, з нать основные юридические правила по вопросам охраны труда, включая дифференцированные регламентации, уметь применять эти нормы на практике.

При изучении вопросов материальной ответственности сторон трудового договора студент должен иметь представление о сути юридической ответственности; знать правила материальной ответственности обеих сторон трудового договора; уметь определять размер ущерба и порядок его возмещения; рассматривать соответствующие трудовые споры и т.д.

При изучении вопросов особенностей регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений с участием отдельных категорий работников студент должен иметь представление о комплексности данного раздела; знать понятие и способы дифференциации правового регулирования труда, а также особенности такого регулирования применительно к труду отдельных категорий работников; уметь разрабатывать проекты трудового договора с отдельными категориями работников и т.д.

При изучении вопросов защиты трудовых прав работников студент должен иметь представление о социальном значении защиты трудовых прав рабочих и служащих; знать понятие защиты трудовых прав работников и основные формы ее реализации, систему государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, полномочия профсоюзов по защите трудовых прав, основные формы самозащиты работниками своих прав, способы разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; уметь применять соответствующие правила на практике.

Для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы преподаватель, ведущий семинарские (практические) занятия в соответствующей академической группе, должен конкретизировать перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам, а также методические материалы на бумажных и электронных носителях.

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
1. Трудовые отношения работников и иные непосредственно связанные с ними отношения как предмет трудового права Конспект соответствующей главы в учебнике по трудовому праву по указанию преподавателя
2. Метод и система трудового права Конспект соответствующей главы в учебнике по трудовому праву по указанию преподавателя
3. Основные принципы трудового права Выполнение задания № 1 на с. 12 в учебном пособии «Российское трудовое право: практикум» / Под ред. Л.Ю. Бугрова (Пермь, 2009)
4. Источники трудового права Подготовка схемы правовых нормативных актов, содержащих нормы трудового права, начиная с Конституции РФ и заканчивая локальными нормативными актами, с приведением примера действующего акта каждого уровня
5. Субъекты трудового права Письменное изложение научной дискуссии о составе праводееспостобности работодателей
6. Правоотношения в сфере действия трудового права Составление схемы «Классы правоотношений в сфере трудового права России»
7. Социальное партнерство: трудоправовой аспект Выполнение задания № 120 на с. 35 в учебном пособии «Российское трудовое право: практикум» / Под ред. Л.Ю. Бугрова (Пермь, 2009)
8. Правовое регулирование трудоустройства Конспект отдельных разделов книги С.С. Худяковой «Занятость населения и ее правовое регулирование» (Пермь, 2007)
9. Трудовой договор: понятие, порядок заключения, изменения и прекращения. Виды трудовых договоров Выполнение задания № 6 на с. 48 в учебном пособии «Российское трудовое право: практикум» / Под ред. Л.Ю. Бугрова (Пермь, 2009) Выполнение задания № 13на с. 50 в учебном пособии «Российское трудовое право: практикум» / Под ред. Л.Ю. Бугрова (Пермь, 2009) Выполнение задания № 2 на с. 55 в учебном пособии «Российское трудовое право: практикум» / Под ред. Л.Ю. Бугрова (Пермь, 2009) Конспект Постановления Конституционного суда РФ от 24 января 2002 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 2 ст. 170 и ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и ч. 3 ст. 25 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Самостоятельное изучение вопросов о защите персональных данных работников
10. Рабочее время и время отдыха Составление схемы «Виды рабочего времени по трудовому праву России» Составление схемы «Виды времени отдыха по трудовому праву России»
11. Правовое регулирование заработной платы Письменное изложение сути реформы заработный платы в бюджетной сфере России в 2008 – 2009 годах
12. Трудовая дисциплина Конспект любого действующего устава о дисциплине работников
13. Материальная ответственность сторон трудового договора Конспект постановления Пленума Верховного суда РФ по вопросам материальной ответственности работников
14. Охрана труда Конспект Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле от 19 июня 1947 г.
15. Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде Выполнение задания № 1 на с. 143 в учебном пособии «Российское трудовое право: практикум» / Под ред. Л.Ю. Бугрова (Пермь, 2009)

 

 

Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; логичность, четкость и ясность в изложении материала; возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов; опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные; тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из 3-4 вопросов; предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.); создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности.

 


II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения ВХОДНОГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Входной контроль проводится преподавателем, ведущим практические занятия в той или иной академической группе, путем устного опроса по тем нормам трудового права, которые широко известны даже не в юридической среде: кто такой работник; кто такой работодатель; что такое испытание при приеме на работу; как Вы понимаете термин «перевод на другую работу»; что Вам известно об увольнении по собственному желанию и т.д.

 

Промежуточный контроль осуществляется в конце первого из семестров изучения трудового права и заключается в разработке студентами и оценке преподавателем полного текста письменного трудового договора с любым работником.

 

Проведение итогового контроля осуществляется в строгом соответствии с правилами об экзаменах в ПГНИУ. Он реализуется в виде экзамена по билетам, утвержденным на заседании кафедры трудового права и социального обеспечения. Эти билеты включают в себя формулировки, изложенные в разделе «Содержание курса» настоящего учебно-методического комплекса. Они и выступают в качестве вопросов для подготовки к экзамену.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.