Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и значение принципов уголовного права 12 страница




Самое непосредственное отношение к установлению преступности имеют положения Общей части, определяющие критерии предварительной преступной деятельности и соучастия, содержание различных форм и разновидностей вины, круг обстоятельств, исключающих преступность содеянного, и т. д. В частности, за счет указания в ч. 2 ст. 30 УК на то, что «уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям» законодатель декриминализировал приготовление к преступлениям небольшой и средней тяжести.

При установлении наказуемости также необходимо принимать во внимание не только устанавливаемые статьями Особенной части нижний и верхний пределы основного и дополнительного наказаний, альтернативность основных наказаний, обязательность или факультативность дополнительных, — но и данную в Общей части систему наказаний (исчерпывающий перечень видов наказаний, изложенных в определенной последовательности с учетом сравнительной тяжести);57 их предельные размеры, в том числе при назначении наказания по совокупности преступлений и приговоров; перечень обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, и другие факторы, совокупный учет которых влияет на правильную оценку сопоставляемых санкций.

Поскольку же трудно представить ситуацию, когда в процессе внесения изменений в текущее законодательство одна норма целиком бы заменялась другой, постольку требуется определить, в какой части новый акт отменяет прежний. Поэтому установление действующей на данный момент нормы уголовного права осуществляется пофрагментно.

В частности, именно так нужно решать вопрос при расширении пределов санкции, т. е. при повышении максимального размера наиболее строгого и снижении минимального размера наиболее мягкого наказания, образующих санкцию на альтернативной основе или в качестве основного и дополнительного. Один из ее пределов (максимум наиболее строгого наказания) устанавливается в данном случае в рамках старого закона, другой (минимум наиболее мягкого) — в рамках нового. Стало быть, закон, снижающий один из пределов санкции, но повышающий при этом другой, имеет обратную силу лишь в части снижения.58

Подобным же образом следует действовать в случае разнонаправленного изменения поля санкции. Если новый закон повышает пределы (один из пределов) одного вида наказания, одновременно устанавливая альтернативно менее строгие виды наказания, то он имеет обратную силу лишь в последней части; другое наказание определяется в рамках санкции старого закона. И наоборот, новый закон, который снижает пределы (один из пределов) наказания, исключая при этом менее строгие его виды, альтернативно предусматриваемые старым законом, имеет обратную силу лишь в первой части; альтернативные менее строгие виды наказания могут быть назначены в рамках санкции старого закона.

Рассмотренные варианты не являются самыми сложными, поскольку предполагают такие приемы изменения закона, как исключение статьи целиком или изложение ее в новой редакции. Однако исключение или включение нового состава отнюдь не всегда означает отмену либо установление преступности соответствующего деяния, ибо ранее действовавший закон, не содержавший специального состава, мог устанавливать ответственность за это деяние в норме общего характера, и наоборот. Более того, истории российского законотворчества известны случаи, когда из УК исчезали целы главы (например, глава о посягательствах против государственной и общественной собственности), что, однако, не означало декриминализации предусмотренныхими деяний. Подобного рода ситуации следует рассматривать в контексте процессов обобщения и казуистического дробления закона.59

quest24Признание относительной перманентности уголовно-правовой нормы при дискретности во времени ее «материального носителя» помогает разобраться и в проблеме действия промежуточного закона, возникающей всякий раз, когда после совершения преступления, еще не успевшего стать предметом приговора или полного его исполнения, принимаются не один, а два следующих друг за другом закона, иначе решающих вопрос о преступности и наказуемости одного и того же деяния. Проблемы не возникает, если оба закона модифицируют ответственность в одном направлении, последовательно смягчая или усиливая ее. Но как быть при разной их направленности, когда, например, промежуточный закон смягчил ответственность по сравнению с ранее действовавшим, а последний закон вновь усилил ее?

В литературе на этот счет существуют разные мнения, но чаще всего выбор предлагается делать между законом времени преступления и законом времени суда. Но чем один «мертвый» закон (закон времени преступления) предпочтительнее другого «мертвого» (промежуточного) закона?

В действительности есть промежуточный закон как промежуточная форма существования уголовно-правовой нормы, но нет «промежуточной» нормы уголовного права. Применяемая в данный момент норма наследуетпредписания промежуточного закона, отбросить которые мы уже не вправе. Если промежуточный закон, отменивший преступность деяния, устранил действие предыдущего закона, то новый, более суровый закон не может восстановить его действие без специального наделения его обратной силой, а это недопустимо. Поэтому нельзя привлечь лицо к ответственности за содеянное им во время действия первого закона, если она была отменена вторым законом, хотя впоследствии и восстановлена третьим. Сказанное справедливо и для промежуточного закона, смягчившего ответственность: назначенное наказание не должно превышать максимума его санкции.

Дабы проиллюстрировать данный тезис, вернемся к приведенному выше примеру с количественным видоизменением одного из признаков состава в направлении частичной декриминализации, которая имела место вследствие снижения возраста потерпевшего в ст. 134 УК с 16 до 14 лет, произведенного Федеральным законом от 25 июня 1998 г. В дальнейшем указанный возраст был вновь повышен до 16 лет.60 Тем самым предшествующий Федеральный закон, который действовал с 28 июня 1998 г. по 11 декабря 2003 г., стал промежуточным. Однако его ретроактивную силу, исключившую преступность соответствующих действий в отношении подростков от 14 до 16 лет, совершенных до 28 июня 1998 г., невозможно игнорировать и в том случае, если вопрос об уголовной ответственности учинивших эти деяния лиц возник после 11 декабря 2003 г., когда произошел возврат к прежнему возрасту потерпевшего. Такого рода новелла является возвратом лишь к закрепленному прошлым законом возрасту, но не возвращением в прошлое. Поэтому данная новелла имеет только перспективную, но никак не ретроактивную силу, т. е. рассчитана только на будущее, но не прошлое, даже если в этом прошлом когда-то уже имела место аналогичная норма.

Изменение уголовно-правовой нормы в сторону смягчения или усиления ответственности может произойти и вследствие изменений, вносимых не в сам уголовный закон, а в системно связанные с ним одноуровневые по юридической силе кодифицированные акты. Скажем, общность границы уголовного и административного кодексов предопределяет то обстоятельство, что с какой бы стороны не была изменена эта граница, это с неизбежностью скажется на объеме другой стороны. Поэтому увеличение объема (денежного выражения) мелкого хищения в административном законодательстве неизбежно влечет декриминализацию соотносимых с ним деяний в уголовном праве со всеми вытекающими отсюда последствиями относительно обратимости уголовного закона, устраняющего преступность деяния.61

Итак, сегодня сложность определения сравнительной строгости законов, порождаемая все увеличивающейся многофакторностью вносимых изменений, такова, что некоторые правоведы, констатируя неудовлетворенность современной практики теоретическими разработками в этой области, требуют в каждом случае законодательной оценки репрессивности законов, словно законодатель исходит не из тех же теоретических посылок, а черпает свои знания из какого-то неведомого нам источника высшей мудрости. Но мыслимо ли сопровождать каждую законодательную новеллу постановлением, очерчивающим пределы ее действия во времени, особенно во время широкомасштабной реформы? Столь же невозможно заранее разработать исчерпывающий перечень ситуаций обратимости и необратимости закона, так как практика намного богаче теоретических конструкций.

Практические трудности отнюдь не довод при решении теоретических вопросов, но правильное научное решение рассматриваемой проблемы было бы неплохо подкрепить нахождением простого и единого критерия, немаловажного и для правоприменительной деятельности. Таковым является право человека на применение к нему наиболее благоприятного закона, именно оно позволяет сориентироваться в любой ситуации, сколь бы сложна она ни была.

Конечно, эта формула носит слишком общий характер, чтобы гарантировать повсеместное принятие правильных решений. Но невозможно найти такой ее аналог для «пользователей», который навсегда избавил бы всех от кропотливой аналитической работы по установлению соотносительной тяжести законов, включающей в себя:

a. сравнение нового предписания с ему предшествующим;

b. сопоставление его с требованиями Общей части, если это предписание Особенной, и наоборот, увязка его с требованиями части Особенной, если речь идет о новелле Общей части;

c. воссоздание тем самым уголовно-правовой нормы в целостной совокупности образующих ее элементов;

d. определение ее места в системе смежных уголовно-правовых норм.

quest25Касаясь в заключение вопроса о пределах обратимости более мягкого закона, заметим, что российскому уголовному праву известна не только простая обратная сила закона, предполагающая его распространение на те преступления, по которым приговор суда еще не вступил в законную силу, но и ревизионная, предполагающая распространение нового, более мягкого закона на преступления, по которым приговор вступил в законную силу. В последнем случае, когда лицо уже отбывает назначенное по приговору наказание или даже отбыло его, но имеет еще непогашенную судимость, вступление в силу нового закона, смягчающего наказание или снижающего сроки погашения судимости, требует сокращения соответствующих сроков до вновь установленных, сниженных пределов (ч. 2 ст. 10 УК), а вступление в силу нового закона, исключающего преступность и наказуемость деяния, — освобождения осужденных от дальнейшего отбывания наказания с вытекающей отсюда обязанностью считать их впредь несудимыми.

Соответственно указанным разновидностям обратимости уголовного закона очерчивается и круг применяющих его органов. Если момент декриминализации деяния, смягчения наказания или иного улучшения положения лица, совершившего преступление, застает это лицо на стадии предварительного расследования, то ведущие его органы обязаны прекратить возбужденное уголовное дело или дать юридическую оценку содеянного в соответствии с новым, более мягким законом, если на стадии судебного разбирательства — то суд обязан вынести приговор согласно новому закону. Приговоры, вступившие в силу, подлежат пересмотру судом, вынесшим приговор, или судом по месту отбывания осужденным наказания.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 5. Действие уголовного закона в пространстве

quest26Осуществление уголовной юрисдикции внутригосударственными органами покоится на некоторых принципах, главенствующими из которых являются: территориальный принцип, определяющий ответственность за преступления, совершенные в пределах территории государства; принцип гражданства, устанавливающий ответственность граждан государства за преступления, совершенные за его пределами; реальный принцип, устанавливающий ответственность неграждан за преступления, совершенные за пределами государства, но против интересов этого государства или его граждан; универсальный принцип, регулирующий борьбу с преступлениями, посягающими на интересы нескольких государств или всего международного сообщества.62

Названные юрисдикционные критерии служат базой для организации социального пространства различных типов: геополитического (территориальная и реальная юрисдикция), социально-политического (юрисдикция, основанная на принципе гражданства), космополитического (универсальная юрисдикция). Следовательно, подобно тому как различные принципы действия уголовного закона во времени отражают бытие уголовно-правовой нормы в различных временах — в прошлом, настоящем и будущем, так и принципы его действия в пространстве выражают бытие той же нормы в различных социальных пространствах — в геополитическом, социально-политическом и космополитическом.

Принцип ответственности по закону места совершения преступления, получивший название территориального, гласит: все лица, совершившие преступление на территории данного государства, подлежат ответственности по его законам. Он выражает территориальный по своему существу характер государственного суверенитета, в соответствии с которым юрисдикция государства распространяется на всех находящихся на его территории лиц, и покоится на презумпции, что преступление затрагивает интересы того государства, где оно совершено.

В ч. 1 ст. 11 УК РФ данный принцип сформулирован в следующем виде: «Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». А в ч. 2 статьи особо подчеркивается: «Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации».

Для правильного понимания настоящего принципа важно уяснить, на чем основана территориальная юрисдикция, а для правильного его применения необходимо ответить еще на два вопроса — что включает в себя государственная территория и что считать местом совершения преступления?

quest27Понятие государственной территории определяют два основных признака —принадлежность государству и его верховенство: государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежит государству, осуществляющему в ее пределах полную и исключительную власть, обеспеченную всеми предусмотренными законодательством средствами принуждения, что предполагает, помимо прочего, установление и поддержание правопорядка в пределах своей территории, а также использование ее согласно своим законам и правилам, исключающим деятельность на данной территории публичной власти другого государства. Суверенитет России также распространяется на всю ее территорию, на которой имеют верховенство ее Конституция и федеральные законы (ст. 4 Конституции РФ).

Пространственный предел действия государственного суверенитета России очерчивается ее государственной границей, представляющей собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, которые определяют пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации.63 В настоящее время таковой является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.64

quest28В состав государственной территории closetest6входят:

1. сухопутная территория в пределах, очерченных государственной границей;

2. водная территория, которую составляют внутренние и территориальные воды (территориальное море), т. е. прибрежные морские воды, отмеряемые от исходных линий, установленных в соответствии с действующими правилами;

3. недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;

4. воздушное пространство над указанными районами, находящимися в пределах сухопутных и водных границ до международно признанного высотного предела.

Сухопутная территория включает в себя всю сушу в пределах государственной границы, складывающуюся из материковой части и островов.

Прохождение указанной границы на суше устанавливается по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам, если иное не предусмотрено международными договорами.

Внутренние воды включают в себя прежде всего воды рек, озер и иных водоемов, находящихся в пределах, очерченных государственной границей. Ее прохождение устанавливается:

a. на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки;

b. на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки;

c. на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;65

d. на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

e. на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Внутренние морские воды, являющиеся составной частью территории РФ, — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К ним относятся воды: 1) портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; 2) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; 3) заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более 24 морских миль, но исторически принадлежащих РФ.66

Однако, несмотря на то что внутренние воды, включая воды портов, — составная часть государственной территории, правовой режим которой каждая страна вправе устанавливать по своему усмотрению, согласно сложившейся практике государства нередко ограничивают осуществление своей юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на борту находящихся в их водах невоенных иностранных судов, путем заключения двусторонних соглашений о морском судоходстве, в которых стороны обязуются воздерживаться от вмешательства в дела такого род судов за исключением оговоренных случаев.

Попытки единообразить подобную практику пока успеха не имели, хотя унификация позволила бы каждому государству имплементировать во внутреннее право норму о пределах применения национального закона в отношении иностранных судов. Пока же вопрос о вмешательстве должен решаться с учетом конкретных положений соглашения, имеющегося со страной флага судна.67

Анализ такого рода документов позволяет вычленить факторы, имеющие решающее значение для осуществления юрисдикции страны пребывания: объект преступления (граждане, юридические лица или власти государства порта; лица, не принадлежащие к составу судового экипажа; государственная или общественная безопасность), опасность посягательства (тяжкие преступления против жизни, здоровья и тому подобные деяния, хотя бы они и были совершены одним членом экипажа против другого члена экипажа того же судна), ареал последствий (спокойствие и общественный порядок на территории или в порту), гражданская принадлежность виновного государству, на территории которого находится судно, или наличие у него местожительства в этом государстве, а равно невхождение в состав экипажа.

Если же преступление, совершенное на борту судна, не носит тяжкого характера, последствия его не распространяются на территорию государства пребывания и не затрагивают интересов этого государства либо его физических или юридических лиц, а также не имеется просьбы о вмешательстве капитана судна или консула государства его флага, то такое преступление остается в юрисдикции страны национальной принадлежности судна.

Территориальное море России образует примыкающий к ее сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, каковыми для разных ситуаций являются:

1. линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных морских картах;

2. прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

3. прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

4. прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ;

5. система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими РФ.68

opentest3По внешней границе территориального моря России проходит и ее государственная граница. Однако распространение суверенитета прибрежного государства на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра не отрицает международно признанного права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.69 Отсюда объем юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на борту иностранного невоенного судна во время нахождения его в территориальных водах (территориальном море), меняется в зависимости от того, делает ли судно заход во внутренние воды, выходит из них в открытое море, а равно делает стоянку в территориальных водах, либо осуществляет мирный проход, не заходя во внутренние воды и порты.

В первом случае уголовная юрисдикция прибрежного государства действует в полном объеме,70 а во втором она ограничена лишь такими ситуациями, при которых: а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство; b) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; c) капитан судна или консул страны его флага обращается к местным властям с просьбой об оказании помощи; d) имеется необходимость в пресечении незаконной торговли наркотическими средствами.

Недра являются частью находящейся в пределах российской территории земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.71

Воздушное пространство. Высотным пределом распространения государственного суверенитета служит граница между национальным воздушным пространством и открытым космосом. До недавних пор эта проблема имела практическое отношение применительнолишь к нижним слоям атмосферы, поскольку ее значимость целиком диктовалась возможностями авиационной техники. В связи с появлением таких космических аппаратов нового класса, как американский Space Shuttle и российский Буран, способных маневрировать как в космосе, так и в прилегающем воздушном пространстве (а на очереди создание воздушно-космических транспортных систем, обладающих еще большей свободой маневрирования в полете и при выборе места приземления), этот вопрос утратил чисто академический интерес. Попытки его решения в позитивном международном праве пока успеха не имели. В межгосударственной же практике сложился обычай, в соответствии с которым искомая граница проходит на высоте технически возможных в настоящее время минимальных перигеев искусственных спутников Земли в свободном полете: 100–110 км над уровнем моря.72

Определенные ограничения в осуществлении юрисдикции имеются и в отношении преступлений, совершенных на борту зарегистрированного в каком-либо государстве воздушного судна (за исключением судов, используемых на военной, таможенной и полицейской службах)во время нахождения его в полете. Они вытекают из Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна, 1963 г., установившей, что «государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и действий, совершенных на борту» (ст. 3).

quest29Другой проблемой, органически связанной с применением закона места совершения преступления, является проблема территориальной «привязки» преступного поведения. В большинстве случаев она не вызывает трудностей, приобретая остроту лишь в отношении тех преступлений, отдельные акты которых либо деяние и его последствия, а равно деятельность сопричинителей так пространственно разнесены, что одну часть преступления можно считать осуществленной на территории одного государства, а другую — вне его пределов (например, на территории сопредельного государства). Юрисдикция какого из государств распространяется на такого рода преступления?

closetest3Отечественный УК не дает прямого ответа на этот вопрос. В доктрине же он решается с позиции максимальной охраны интересов государства: совершенным в России признается как учиненное на ее территории деяние, последствия которого должны были наступить или наступили за границей, так и преступление, хотя бы и начатое за границей, но оконченное (результат наступил или должен был наступить) на ее территории. Такое же решение предлагается и относительно преступлений, совершаемых в соучастии: для признания совместно совершенного преступления содеянным в России достаточно, чтобы исполнитель действовал на ее территории; если же он действовал за границей, а остальные соучастники — в России, то действия последних также признаются совершенными на ее территории.73

Но ведь другие страны могут придерживаться тех же правил и запретить им считать подобные преступления совершенными «у себя», естественно, нельзя. Это нереально фактически и неправомерно юридически. Считать же их совершенными на своей территории вполне допустимо. Правда, какой в этом прок, если преступник находится в пределах юрисдикции иностранного государства.

На практике подобные юрисдикционные притязания государств на преступления, имеющие хоть какое-то касательство к их территориальному верховенству, нежелание «поступиться» юрисдикцией, неизбежно порождают коллизии, которые разрешаются в каждом конкретном случае по-разному, вызывая сомнение в самой возможности существования общего правила на этот счет. Тем не менее, оно может быть выработано, сформулировано и закреплено. Это легко осуществимо на внутригосударственном уровне в виде закрепления соответствующей коллизионной отсылки. Более сложным, но все же возможным представляется закрепление подобного правила в конфедеративном образовании. Менее вероятной, но тем более необходимой является выработка такого рода правила региональной ассоциацией государств. И уж совсем непреодолимой представляется «нестыковка» пространственных критериев на глобальном уровне, что не исключает целесообразности включения этой проблемы в орбиту унификационного движения.74 Вопрос лишь в наличии политической воли и определенных теоретических предпосылок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.