Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение права человека и права гражданина




Соотношение «права человека» и «права гражданина» как научно-правовая проблема. Наличие различных форм юридического существования прав индивида объясняется не субъективными пожеланиями каких-то правительств, ученых или государственных деятелей, а объективно существующими различиями между правом и законом и вытекающими из них различиями между правами человека и правами гражданина. История развития понятий, отражающих названные явления, насчитывает теперь уже не одно столетие.

Основу одной из первых классификаций прав индивида — деление на права человека и права гражданина заложила французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В соответствии с принципами Декларации индивид рассматривался в двух аспектах: с одной стороны, как отдельно взятый индивид, «человек сам по себе», а с другой — как гражданин, то есть как член государства, принадлежащий к той или иной политико-общественной группе. Согласно с этим принципом французская Декларация четко и определенно провозгласила два вида прав — права человека и права гражданина. Такая классификация опиралась на идеи школы естественного права, которые выделяли права и свободы, существовавшие в естественном состоянии, то есть до государства, поэтому независящие от него и, напротив, провозглашавшиеся государством.

В России проблема соотношения понятий «права человека» и «права гражданина» разрабатывалась всегда, в том числе и в советское время. Она поставлена И. Е. Фарбером в 1967 г. В то непростое время ученый считал, что права человека есть общесоциологическая, а не юридическая категория, хотя и важная для юридических наук. Она, по мнению ученого, представляет собой возможность человека пользоваться определенными благами вне зависимости от их государственного признания, а права гражданина есть права человека, признанные (санкционированные) гражданством[220].

В отличие от И. Е. Фарбера, в это же время И. Сабо, определяя права человека как продукт и важнейшую часть теории естественного права, рассматривал данное явление в двух аспектах. Во-первых, как некий «моральный критерий», стоящий над позитивным правом, и, во-вторых, как категорию международного права, отражающую в данной отрасли права те же явления, что и «права граждан» в сфере внутригосударственной[221].

Такой же смелой позиции, по сути, придерживался тогда и Б. С. Эбзеев. Он писал, что использование понятия «человек» в международных правовых документах о правах человека осуществляется в юридическом, а не социально-биологическом смысле[222]. Это международно-правовое понятие, служащее для обозначения всех физических лиц, независимо от гражданской принадлежности, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Основываясь на понятии «человек», Б. С. Эбзеев трактует понятие «права человека» — тоже как юридическое. Им он обозначает права, установленные для граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Объем этих прав, считал он, определяется международным стандартом прав человека, который должен обеспечиваться государствами в соответствии со своими конституционными процедурами, а перечень прав человека уже перечня прав гражданина. По существу права человека — это те права, которые государства обязаны предоставить всем находящимся на их территории лицам, независимо от их гражданской принадлежности.

Приведенные положения являлись отражением господствовавшей тогда в России социалистической концепции прав человека, которая основывалась на классовой природе прав человека. И, тем не менее, социалистическая концепция признавала соотношение прав человека и прав гражданина с точки зрения международного права. Авторы концепции утверждали, что права человека и права гражданина в современном словаре — не синонимические понятия; они фиксируют различные юридические состояния прав индивида: на международном уровне — права человека и на внутригосударственном — права гражданина[223].

Возрождение идеи соотношения понятий «права человека» и «права гражданина» связано с реабилитацией в российской науке естественно-правовой теории, повышением статуса концепции правового государства и гражданского общества и закреплением их в Конституции РФ. Сегодня конституционное законодательство России пошло по пути так называемого «буржуазного дуализма». Оно включает в содержание правового статуса личности два взаимообусловливающих начала: «права человека» и «права гражданина».

«Права человека» и «права гражданина» — категории близкие, но не совпадающие. Они имеют различный политический, нравственный и юридический смысл[224]. Что же делает названные понятия похожими, но разными? На этот вопрос автор дает нижеследующий ответ.

Различия прав человека и прав гражданина. Между правами человека и правами гражданина различий существует немало. Анализ правовых актов и научной литературы[225] дал возможность классифицировать эти различия по следующим критериям (основаниям): 1) по источнику прав; 2) по времени возникновения прав; 3) по кругу субъектов прав; 4) по степени отчуждаемости; 5) по содержанию; 6) по источнику правового регулирования; 7) по способу охраны и защиты; 8) по санкциям за нарушения прав.

1. Первый критерий, с помощью которого можно различать права человека и права гражданина, — это их источник. Взгляды на источник юридических прав и свобод начинают формироваться едва ли не с момента возникновения оформленных человеческих сообществ. Сегодня все они могут быть сведены (конечно, несколько упростив вопрос) к двум основным направлениям: естественно-правовому и позитивистскому.

С точки зрения естественно-правовой теории права человека рассматриваются как прирожденные (естественные) и неотъемлемые — сама природа (или разум человека) вписывает в сердца людей их основные права и свободы. Выделение прав человека основывается на презумпции обладания каждым представителем человеческого рода вне политической общности совокупностью прав, которыми он наделен фактом своего бытия[226].

Другими словами, источником прав человека служит сама человеческая природа, стремление к свободе, правде[227]. Как справедливо писал Т. Пейн, естественные права суть те, которые принадлежат человеку по праву его существования. Это — все права духа, а равно и право личности добиваться своего благоденствия и счастья, поскольку это не ущемляет естественных прав других[228]. Права человека суть те, что принадлежат ему как члену общества. Они не октроированы государством, а являются продуктом развития человека. В основу каждого права человека положено право естественное, существующее в самом индивиде, хотя воспользоваться этим правом не всегда в его личных силах. К таким относятся, в том числе, все права, обеспечивающие сферу индивидуальной свободы и личной безопасности человека, хотя защищать их и обязано государство.

С позиций же позитивистского подхода, источником субъективных прав и свобод является государство. Следовательно, права человека — это права, которые индивид обретает при рождении из естественного права, а права гражданина неотделимы от позитивного права и приобретаются в силу установлений государства[229].

2. Нельзя не видеть различий понятий «права человека» и «права гражданина» по времени их возникновения. К правам человека были отнесены те права, которыми он обладал еще до вступления в человеческую общность, то есть которые были ему присущи как особи в некотором предполагаемом первобытном состоянии; права гражданина возникли и были обретены человеком позже, в политическом обществе, в результате заключения общественного договора, где он выступал уже как член политической общности.

Конституцией РФ определено, что права человека приобретаются с момента рождения (ч. 2 ст. 17). Права же граждан в полном объеме обретаются с восемнадцати лет, а для отдельных категорий граждан содержание их прав оговаривается дополнительными условиями. В частности, Президентом РФ может быть гражданин не моложе 35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет (ст. 81).

3. Одним из критериев деления прав личности на права человека и права гражданина можно считать распространенность права на тот или иной круг лиц. Права, которые должны принадлежать всем без исключения лицам, — это права человека. А права и свободы, которые предоставлены человеку в силу его принадлежности к определенному государству, — это права гражданина.

Под правами и свободами человека Конституция РФ, по существу, понимает прирожденные и неотчуждаемые права и свободы каждого индивида — как гражданина Российской Федерации, так и гражданина другого государства и лица без гражданства, то есть, пользуясь традиционной терминологией, естественные права человека.

В конституционных положениях о правах и свободах человека наряду со словом «человек» в качестве его синонима используются также слова «каждый», «все», «лицо», «никто» (в общеотрицательном смысле).

Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти).

Преимущество гражданства состоит также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны[230]. Правами гражданина можно пользоваться и защищать их только в рамках той или иной государственности (государственно-организованного общества). Жизненность подобных прав и свобод, объем их содержания в данном государстве могут отличаться от аналогичных прав и условий их защиты в других государствах (например, права избирать и быть избранным, права петиций, доступа к государственным должностям и др.).

Основное и почетное место обычно отводится естественным (неотъемлемым) правам человека. Ж.-Ж. Руссо писал, что естественными правами должен пользоваться каждый, без каких бы то ни было изъянов и исключений. Кроме того, вместе с естественными правами человек как член общества в идеале должен пользоваться целым рядом прав и свобод как лицо, в общем-то, абстрактное — как продавец и покупатель, студент, преподаватель, супруг и т. п.[231]

Права человека объемлют не только отдельных лиц, но и целые общности (например, детей, женщин, инвалидов, военнопленных). Права граждан охватывают значительно меньший круг субъектов правовых отношений: граждан, иностранцев, апатридов и бипатридов (лиц с двойным гражданством).

4. Права человека и права гражданина различаются по степени отчуждаемости [232]. Когда права индивида именуются правами человека, то тем самым утверждается, что они естественны, неотъемлемы от индивида, где бы он ни жил и ни находился. Эти права и свободы должны быть обеспечены человеку и в западном, и в восточном государстве, как в мусульманском, так и в христианском обществе; они не должны зависеть от того, идет ли речь об экономически развитой стране или о развивающемся государстве. Без них невозможна полноценная жизнь. Даже если права человека вообще не санкционированы национальным законодательством, они не лишаются юридического смысла.

Права же, которые государство предоставляет своим гражданам через законы (права гражданина), могут быть им же изменены, ограничены или аннулированы. Исчезновение какого-то государства (истории такие случаи известны, например — СССР) «упраздняет» его гражданство, влечет утрату его законов и автоматически превращает права его бывших граждан в достояние истории. Но даже и эти чрезвычайные обстоятельства, никого не лишают прав человека. В этом проявляются их важнейшие свойства — неотъемлемость или неотчуждаемость.

Гипотеза о вечности и неотчуждаемости права принадлежит Гуго Гроцию, которого считают отцом новой школы естественного права. По мнению Г. Гроция, естественное право, к которому относятся и права человека, «незыблемо и неотъемлемо так, что и сам господь бог его изменить не может. Подобно тому, как бог не может изменить ту истину, что дважды два — четыре, так не может он сделать и того, чтобы изначальное зло перестало быть злом»[233]. Таким образом, по Гроцию, права человека, изначально заложенные в человеческое естество и из него проистекающие, сильнее даже божественной воли.

5. Права человека и права гражданина не идентичны и по содержанию. Если не каждый человек обладает правами гражданина, то каждый гражданин обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми и закрепляемыми в данном государстве.

Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку этих прав лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Поэтому лица, не имеющие гражданства, указанных прав в данном государстве лишены. Дискриминация в связи с названными обстоятельствами, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Однако это не означает, что лица без гражданства не несут обязанностей соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.[234]

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в котором он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Права, принадлежащие только гражданам РФ, сформулированы в ст. 31–33, 36. Это преимущественно политические права: право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Только на граждан РФ в соответствии с Конституцией РФ распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства — двойное гражданство (ст. 52).

Отдельные права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю — только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

В современных условиях при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права. Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Человеку в отличие от гражданина отводится автономное поле деятельности, в котором движущей силой выступают его личные интересы. Осуществление таких интересов происходит в гражданском обществе и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от природы. Государство, воздерживаясь от вмешательства в отношения «человек — общество», одновременно ограждает их и от чьего бы то ни было вмешательства. Следовательно, в гражданском обществе содержание прав человека таково, что создает ему условия для самоопределения, самореализации, обеспечения его автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.

6. Отличаются права человека и права гражданина также и по источнику правового регулирования. Если источниками правового регулирования прав человека являются как внутригосударственные правовые нормативные акты, так и международные, то источниками регулирования прав гражданина являются только внутригосударственные акты.

Принятие мировым сообществом значительного числа актов по правам человека привело к сужению сферы, в рамках которой каждое государство может действовать по своему усмотрению, независимо от других государств и мирового общественного мнения. В результате на международной арене все более активно и непосредственно начинает выступать индивид. Все чаще международные документы прямо адресуются отдельному человеку, закрепляя его неотъемлемые права и свободы. Человек во многих случаях может непосредственно защищать свои права перед международными органами, выступая в известном смысле наравне с государством, что свидетельствует о расширении его международной правосубъектности.

Сегодня источниками международно-правового регулирования прав человека являются более 100 только глобальных конвенций и других договоров и более 200 — региональных, прежде всего европейских[235].

7. Права человека и права гражданина отличаются и по способу охраны и защиты. Права человека защищаются не только государством, но и всем мировым сообществом. Если в отношении прав граждан государствами устанавливаются вполне четкие, хотя и разные юридические способы защиты этих прав, меры ответственности различных субъектов за посягательства на них и причиненный гражданам ущерб, то о международном сообществе сказать такое было бы преждевременно.

Международно-правовые акты, содержащие нормы о защите прав человека, как правило, подробно не регламентируют способы защиты отдельно взятого человека, а делают это в виде общих принципов и направлений, пожеланий и рекомендаций. Хотя в последние десятилетия в вопросах международно-правовой защиты международное сообщество значительно продвинулось вперед: сложилась полноценная отрасль международного права — международно-правовая защита человека и механизм ее реализации[236].

Важнейшая форма защиты прав человека — судебная. Это необходимая и эффективная гарантия реальности прав и свобод. Судебная защита прав человека широко используется во всех демократических странах, и на практике сложились различные ее варианты. Наряду с судебной защитой государственная охрана прав человека обеспечивается посредством института Уполномоченного по правам человека, рассматривающего жалобы лиц на ущемление их прав со стороны государственных органов. Этот институт предусмотрен п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, а создан и действует на основе Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[237].

Обеспечению и защите прав человека посвящена деятельность ряда международных органов. В соответствии с Уставом ООН создана и действует Совет ООН по правам человека. На основе положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к этому документу функционирует Комитет по правам человека. Существует Европейский суд по правам человека, созданный во исполнение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Аналогичные органы предусмотрены Американской конвенцией о правах человека и Африканской хартией о правах человека и народов.

Согласно названным документам защита прав человека в соответствующих регионах осуществляется Межамериканской комиссией по правам человека, Межамериканским судом по правам человека, Африканской комиссией по правам человека и народов. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе предусмотрел создание такого международного института, как Конференция по человеческому измерению, на совещаниях которой ведется широкое обсуждение вопросов прав и свобод человека, включая выполнение государством соответствующих обязательств в рамках хельсинкского процесса.

8. И наконец, выделяют такой критерий отличия прав человека от прав гражданина, как возможность применения международным сообществом к государству — нарушителю прав человека международно-правовых санкций [238]. Государствам, в которых нарушаются права человека, не представляется режим наибольшего благоприятствования. Экспорт и импорт товаров для таких государств облагается повышенными пошлинами, а также вводится запрет на импорт многих важных товаров и технологий.

Государствам, в которых нарушаются права человека, не предоставляется гуманитарная международная помощь. Против таких государств устанавливается эмбарго на экспорт и импорт товаров; может быть установлена блокада и применены силовые методы давления.

Исследование различий прав человека и прав гражданина позволило сделать следующие выводы:

— в основе дифференциации прав индивида на права человека и права гражданина лежит различение гражданского общества и государства и, соответственно, различение прав индивида как члена гражданского общества (правосубъектности человека как человека, как частного лица) и как члена публично-политического сообщества, государства (правосубъектность индивида как публично-политического лица, как гражданина);

— в гражданском обществе и государстве одновременно действуют, подкрепляя и дополняя друг друга, и официально признанные прирожденные права и свободы человека, и позитивное право (государственные акты и т. д.). Поэтому и член гражданского общества (человек как частное, неполитическое лицо), и член государства (человек как публично-политическое лицо, как гражданин) правосубъектны одновременно и по официально признанному естественному праву, и по позитивному праву, то есть человек и в гражданском обществе, и в государстве обладает одновременно как прирожденными (естественными), так и приобретенными (позитивными) правами[239];

— права человека и права гражданина распространяются на сферы и частного, и публичного права. Человек как частное лицо и человек как гражданин правосубъектны одновременно и по частному, и по публичному праву. Однако правосубъектность человека-гражданина (по объему, содержанию и т. д.) богаче и шире правосубъектности человека — частного лица — и в сфере частного права, и особенно в сфере публичного права;

— человек — частное лицо и человек-гражданин обладают различными конституционно-правовыми статусами. Так, по Конституции (ч. 1 ст. 36) в сфере частного права только граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В сфере публичного права положения Конституции о правах граждан (ст. 31–33) не распространяются на человека — частное лицо (негражданина Российской Федерации).

Выявленные различия, а также моменты совпадения прав человека и прав гражданина необходимо учитывать при характеристике структуры правовых статусов человека и гражданина, содержания и видов прав последних и т. д.

Контрольные вопросы

Значение единого понимания прав человека.

Суть естественно-правового подхода к пониманию прав человека.

Позитивно-правовой подход к правам человека.

Соотношение понятий «права человека» и «основные права человека».

Правовые особенности основных абсолютных прав и основных относительных прав.

Соотношение понятий «основные права человека» и «конституционные права человека».

Определение и соотношение права человека и свободы человека.

Соотношение права человека и права гражданина.

Литература

Азаров А. Я. Права человека (новое знание) / А. Я. Азаров. М., 1995.

Альхименко В. В. Система конституционных прав, свобод и обязанностей / В. В. Альхименко // Конституционное право: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1998. С. 90–91.

Бахин С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях / С. В. Бахин // Правоведение. 1991. № 2. С. 43–51.

Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие / Л. Д. Воеводин. М., 1997.

Воротилин Е. А. Естественное право и формирование юридического позитивизма / Е. А. Воротилин // Гос-во и право. 2008. № 9. С. 67–72.

Глухарева Л. И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) / Л. И. Глухарева. М., 2003.

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. М., 1936.

Головистикова А. Н. Права человека: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. М., 2006.

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Г. Гроций; пер. с лат. А. Л. Саккети. М., 1956.

Лукашева Е. А. Права человека: понятие, сущность, структура / Е. А. Лукашева // Общая теория прав человека. М., 1996. С. 19.

Мицкевич А. В. Права человека: сущность, понятие, нормативная форма / А. В. Мицкевич // Проблемы общей теории права и государства: учебник для юрид. вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 220–224.

Оль П. А. Правопонимание: от плюрализма к двуединству: монография / П. А. Оль. СПб., 2005.

Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004.

Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел / И. В. Ростовщиков. Волгоград, 1997.

Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000. С. 231–284.

Трошкин Ю. В. Права человека: учеб. пособие / Ю. В. Трошкин. М., 1997.

Четвернин В. А. Современные концепции естественного права / В. А. Четвернин; отв. ред. А. Туманов. М., 1988.

Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. 1. Философия права. Т. 1. Часть теоретическая / Г. Ф. Шершеневич. М., 1910.

Глава 5. Признаки основных прав человека

Определив соотношение прав человека и прав гражданина, автор поставил вопрос: «А что же лежит в основе деления единого комплекса прав человека на основные и производные (отраслевые)?» Анализ научной литературы[240] позволил выделить в качестве оснований такого деления две группы признаков: 1) содержательные и 2) формальные. Причем под содержательными признаками понимаются сущностные, наиболее значимые для человека и общества социально-юридические особенности действия (проявления) того или иного права, характеризующие его как основное, а под формальными — технико-юридические способы закрепления прав человека или, другими словами, способы их существования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 9472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.