Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты 1 страница. Виды социальных прав и их содержание




Виды социальных прав и их содержание

Конституция РФ закрепляет широкий круг социальных прав человека в России. К их числу относятся нижеследующие.

Право на труд. Оно занимает ведущее место в каталоге социальных прав. Социальным это право является потому, что отражает постоянную потребность человека, удовлетворение которой создает материальные предпосылки достойного человеческого существования. Конституция РФ, в отличие от Всеобщей декларации прав человека (ст. 23) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6), право на труд закрепляет не прямо, через конструкцию «каждый человек имеет право на труд», а опосредованно, через указание правомочий права на труд. Статья 37 Конституции гласит:

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку».

Первым правомочием права на труд Конституция определяет право на свободу труда и включает в него право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Суть этого правомочияпроявляется в свободном выражении воли субъекта вступать, изменять и прекращать соответствующие правоотношения в сфере труда[661]. Свобода труда и право на труд должны рассматриваться как объективно необходимые категории, взаимно дополняющие друг друга и определяющие правовые основы жизни и деятельности работников.

Содержание права на свободу труда предполагает следующие правовые гарантии гражданам, постоянно проживающим на территории РФ:

— возможность каждого трудоспособного гражданина свободно распоряжаться своей способностью к труду (рабочей силой), выбирать род деятельности; свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда;

— наличие свободы трудового договора;

— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости;

— предоставление организациями в соответствии с заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;

— платное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или, по ее направлению, в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

— компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

— возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

— правовую защиту от необоснованных увольнений.

Социальная направленность права на свободу труда сводится к освобождению людей не от труда, а от чрезмерной эксплуатации их труда. Социальная справедливость возможна лишь там, где все трудоспособные граждане имеют одинаковый доступ к общественно полезному труду в организациях любой формы собственности.

Другим правомочием права на труд является право на свободу от принудительного труда. Оно установлено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37), международными актами о правах человека и Трудовым кодексом (ст. 4) в форме запрета принудительного труда. Принудительный труд это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

— в целях поддержания трудовой дисциплины;

— в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

— в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

— в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

— в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

— нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

— возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Вместе с тем международно-правовыми актами[662] и ч. 4 ст. 4 ТК РФ определено, что принудительный труд не включает в себя:

— работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

— работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

— работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

— работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Право на свободу от дискриминации в сфере труда. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, документами Международной организации труда[663] и ст. 3 Трудового кодекса РФ дискриминация в сфере труда запрещена. Дискриминация является формой насилия над человеком и противостоит равенству людей[664]. Всеобщая декларация прав человека (ст. 2), международные пакты о правах человека и другие международно-правовые документы запрещают дискриминацию по всем вышеназванным признакам.

В Конституции РФ (ст. 19) содержится «перечень наиболее распространенных факторов и свойств, наличие которых у человека не должно служить основанием для ущемления его прав и свобод. Понятно, что такой перечень никак не может быть исчерпывающим».

Наиболее распространенные из оснований дискриминации в сфере труда прямо названы в ст. 3 ТК РФ. Так, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Одновременно Кодексом установлено, что дискриминацией не является установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Защита прав, нарушенных вследствие дискриминации в сфере труда, может быть осуществлена путем обращения в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах эти права выступают под единым названием как право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Под благоприятными условиями понимаются следующие: а) вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся, как минимум, справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей; равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; б) условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены; в) все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации.

Законодательство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работникам соответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности, повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязан возместить причиненный этим материальный и моральный ущерб.

Право на отдых [665]. Конституция РФ гласит: «Каждый имеет право на отдых» (ч. 5 ст. 37). Время отдыха время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

ТК РФ устанавливает и регулирует следующие виды времени отдыха (ст. 107): 1) перерывы в течение рабочего дня (смены); 2) ежедневный (междусменный) отдых; 3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); 4) нерабочие праздничные дни; 5) отпуска.

Перерывы для отдыха и питания. Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Этот период оплате не подлежит. Каждый работник использует перерыв по своему усмотрению.

Ежедневный (междусменный) отдых. Под ежедневным (междусменным) отдыхом между рабочими сменами (днями) понимается отдых между окончанием одного рабочего дня (смены) и началом другого. ТК РФ не устанавливает его минимальную продолжительность, однако, по сложившейся практике, он обычно составляет не меньше 12 часов (обычно — 16 часов).

Выходные дни (выходной день) — еженедельный непрерывный отдых, предоставляемый всем работникам. При пятидневной рабочей неделе предоставляется два выходных дня; при шестидневной — один день; при этом продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (ст. 110, 111 ТК РФ).

Нерабочие праздничные дни. В соответствии со ст. 112 ТК РФ в Российской Федерации праздничными днями (с 1 января 2005 г.) являются:

1, 2, 3, 4 и 5 января — новогодние каникулы;

7 января — Рождество Христово;

23 февраля — День защитника Отечества;

8 марта — Международный женский день;

1 мая — Праздник Весны и Труда;

9 мая — День Победы;

12 июня — День России;

4 ноября — День народного единства.

Статьей 113 ТК РФ установлен запрет на привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако, устанавливая запрет в принципе, данная статья содержит перечень обстоятельств, позволяющих работодателю ставить вопрос о привлечении работников к работе в такие дни. Все эти обстоятельства носят исключительный характер.

Отпуск. Трудовой кодекс устанавливает право работников на ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114). Отпуск —это ежегодный непрерывный отдых в течение нескольких дней подряд с сохранением места работы и среднего заработка. Отпуска подразделяют на оплачиваемые и неоплачиваемые. В свою очередь оплачиваемые отпуска делятся на основные, основные удлиненные и дополнительные.

Согласно ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 и 114 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируется всем лицам, работающим по трудовому договору в организациях, относящихся к любым формам собственности, у работодателей — физических лиц независимо от степени занятости, места выполнения трудовых обязанностей, занимаемой должности или выполняемой работы, срока договора и формы оплаты труда. Соглашение сторон при заключении трудового договора об отказе от отпуска является недействительным.

Право на охрану материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Материнство, детство и семья — это социально значимые ценности. Государственная защита этих ценностей включает создание социально-экономических и правовых предпосылок для полноценного материнства, нормального существования семьи и развития ребенка, то есть их охрану, и восстановление прав матери и ее детей в случае их нарушения, то есть защиту.

Отсутствие в ч. 1 ст. 38 специального упоминания об отцовстве не означает, что могут быть установлены ограничения для осуществления отцами своих прав и обязанностей в отношении детей. Равенство прав и обязанностей обоих родителей, как и необходимость решать все вопросы воспитания и образования детей по взаимному согласию, устанавливаются ч. 2 ст. 7 Конституции, в которой закреплена государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и ст. 61, 63–65 Семейного кодекса (СК) РФ.

Материнство, пишет В. И. Даль, — это особое состояние или достоинство матери[666]. Материнство — это еще и свойственное матери сознание родственной связи ее с детьми[667]. Его поддержка предусмотрена Конституцией РФ и п. 1 ст. 1 СК РФ.

Особое значение для защиты материнства и детства имеют социально-экономические и правовые гарантии прав женщины в период ее беременности, а также в первыегоды жизни ребенка, когда мать и дитя составляют одно целое, а от состояния здоровья женщины, условий ее жизни зависит физическое и психическое состояние ее потомства, его качество[668]. Не случайно п. 2 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Поэтому ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан[669] специально посвящается правам беременных женщин и матерей, а ст. 24 — правам на охрану здоровья несовершеннолетних.

В соответствии с названными нормами государство обеспечивает беременным женщинам:

— право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья;

— право каждой женщины в период беременности, во время и после родов на специализированную медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения;

— право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет;

— право на полноценное питание беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины, по заключению врачей.

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти;

2) санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

3) бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

4) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме;

5) содержание в учреждениях системы социальной защиты несовершеннолетних с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих.

В охране материнства важная роль принадлежит праву социального обеспечения[670]. Предоставление государственных пособий гражданам, имеющим детей, регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[671], от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[672] и Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865[673].

Указанным законом установлены следующие виды пособий: 1) пособие по беременности и родам; 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 3) единовременное пособие при рождении ребенка; 4) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; 5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 6) ежемесячное пособие на ребенка; 7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; 8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Порядок обеспечения пособием по беременности и родам, его размер, условия назначения и выплаты установлены Федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и от 29 декабря 2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[674]. Субъектом правоотношений по выплате этого пособия могут быть только женщины.

Пособие предоставляется за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осложненных родов — 86, при рождении двух и более детей — 110 календарных дней). При усыновлении ребенка (детей) пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) календарных дней.

Пособие по беременности и родам с учетом ежегодной индексации выплачивается в размере:

100 % среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам — женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию;

среднего заработка — женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации;

300 рублей — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии — женщинам, обучающимся по очной форме;

денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту и приравненную к ней службу.

Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель). Пособие выплачивается в размере 300 рублей с учетом индексации по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается на каждого ребенка, но при рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается. Размер пособия составляет 8000 рублей с учетом индексации[675]. Оно назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам — органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

а) матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

б) матери, проходящие военную службу по контракту и приравненную к ней и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет:

1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым и последующими детьми (учитываются все предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка) — матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации, и лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;

40 % среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, — матерям, либо иным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком: а) подлежащим обязательному социальному страхованию; б) проходящим военную службу по контракту и приравненную к ней службу. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3000 рублей в период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми, но максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей за полный календарный месяц[676].

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, кроме жены курсанта военного образовательного учреждения, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий в размере 14 000 рублей [677].

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:

— мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Размер пособия 6000 рублей на каждого ребенка с учетом индексации.

Право на данное пособие не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву, а прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Большой перечень прав материнства закрепляет Трудовой кодекс (ТК) РФ. Глава 41 ТК РФ включает нормы, в которых перечислены работы, на которых ограничивается применение труда женщин (ст. 253); трудовые права беременной женщины (ст. 254, 255, 259–261); работающей матери, имеющей малолетних детей (ст. 254, 256, 258–261). К одному из главных способов охраны материнства относится предоставление работающей женщине возможности самой осуществлять уход за своим ребенком, если он не достиг трех лет.

Значительные меры принимает Россия для реализации права на защиту детства. Детство — период возрастного развития от рождения до достижения 18-летнего возраста (либо иного возраста, с которым закон связывает способность в гражданско-правовом смысле)[678]. В соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».

В законодательстве, в том числе и ч. 2 ст. 38 Конституции, употребляется термин «дети», то есть сыновья или дочери вне зависимости от возраста. При необходимости законодатель оговаривает, о каких детях идет речь: либо о несовершеннолетних, либо, наоборот, о трудоспособных детях, достигших 18 лет.

Право на охрану детства обеспечивают, прежде всего, нормы семейного права. Во-первых, они предусматривают право ребенка любого возраста на защиту своих прав и законных интересов (п. 1 ст. 56 СК), куда входит и право на охрану детства; во-вторых, обязывают родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК); в-третьих, содержат правовые гарантии материального обеспечения несовершеннолетних детей их родителями (ст. 80–84 СК); в-четвертых, обязывают родителей участвовать в дополнительных расходах на ребенка при наличии исключительных обстоятельств — тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей и другого (ст. 86 СК); в-пятых, позволяют лишать родительских прав, ограничивать родительские права по суду, отбирать ребенка в административном порядке, если его жизни, здоровью угрожает опасность (ст. 69–77 СК).

Большую роль в осуществлении права на защиту детства играют Федеральные законы: от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[679], от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 30 июня 2007г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[680], от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[681].

Согласно п. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека семья [682] — естественная и основная ячейка общества — имеет право на защиту со стороны общества и государства. Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует СК РФ, ЖК РФ и другие нормативные акты.

Право на защиту семьи включает следующие правомочия: право на увеличение помощи малоимущим семьям, право на предоставление работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, право на улучшение охраны здоровья семьи, право на помощь семье в воспитании детей. Реализации этих правомочий служат Федеральные законы от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» и от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[683] и др.

Так, Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Право на дополнительные меры возникает у (ст. 3):

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Указанные выше лица или их законные представители, а также законные представители ребенка, не достигшего совершеннолетия, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее — сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000рублей. Этот размер ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Так, размер материнского (семейного) капитала в 2008 г. составил 271 250 рублей[684].

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.