Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на экономическую деятельность




Конституция РФ говорит о праве каждого на предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Это означает, что понятие «экономическая деятельность» шире понятия «предпринимательская деятельность». То есть всякая предпринимательская деятельность является экономической, но не всякая экономическая деятельность — предпринимательской.

Вопросы, связанные с реализацией рассматриваемого права, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом (ГК) РФ — основным законом рыночной экономики. Кодекс устанавливает общие правила взаимоотношений физических и юридических лиц, складывающихся в процессе экономической деятельности, закрепляет принципы свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.

Так, согласно ГК РФ предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2). Граждане имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 23), но с обязательной государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, они могут создавать для занятия предпринимательской деятельностью коммерческие организации в форме хозяйственных товариществ или производственных кооперативов (ст. 50) — юридических лиц, также подлежащих государственной регистрации (ст. 51).

Экономическую деятельность, выходящую за рамки предпринимательства, обычно определяют как деятельность человека, не направленную непосредственно на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения своих материальных потребностей и интересов (творчество писателя, художника, изобретателя; инвестирование сбережений; ведение подсобного хозяйства, не имеющее цели получения прибыли и т. д.)[624].

Субъектами права на экономическую деятельность являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью.

Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки, участвовать в обязательствах и др. Малолетние граждане могут осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов).

В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, то есть с 18 лет.

Любая экономическая, в том числе предпринимательская, деятельность должна осуществляться в определенных правовых рамках, предусмотренных действующим законодательством. Выход за эти рамки может повлечь за собой гражданско-правовую, административную и даже, при наличии предусмотренных в УК РФ условий, уголовную ответственность. Для частных лиц и созданных ими коммерческих организаций она не может, например, выражаться в изготовлении денежных знаков, взрывчатых веществ или наркотиков или осуществляться без лицензии, когда получение таковой является обязательным[625].

Особое место среди проявлений незаконной экономической деятельности занимает деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Она запрещена ч. 2 ст. 34 Конституции РФ. Данное конституционное требование находит свое развитие в антимонопольном законодательстве, которое включает Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[626] (далее — Закон о защите конкуренции).

Указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в России, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Чтобы достичь единства экономического пространства и обеспечить право на свободу экономической деятельности, законодатель закрепляет в этом законе определения ведущих понятий в сфере экономической деятельности (ст. 4).

Так, в соответствии с законом монополистическая деятельность —это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации[627].

Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничение злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики.

Не меньшую опасность для свободы экономической деятельности представляет доминирующее положение, то есть положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %, за некоторыми исключениями, указанными в ст. 5 Закона о защите конкуренции.

Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке, и нарушение этических правил конкуренции губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность.

Чтобы не допустить злоупотреблений в сфере экономической деятельности со стороны хозяйствующих субъектов, Закон о защите конкуренции (ст. 10) запрещает с их стороны действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для реализации положений указанного Федерального закона созданы федеральный антимонопольный орган — Федеральная антимонопольная служба[628] и ее территориальные органы[629]. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Территориальный орган антимонопольной службы выполняет большинство тех же функций, что и Федеральная антимонопольная служба, но осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов РФ во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Деятельность этих органов носит квазисудебный характер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, то есть с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Однако любое решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Право на свободу экономической деятельности также регулируется Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»[630]. Этот закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 рассматриваемого Федерального закона определены сферы деятельности субъектов естественных монополий. Это: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Неоценимую роль в обеспечении права на экономическую деятельность играет Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[631].

К субъектам малого и среднего предпринимательства закон относит: а) внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); б) физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели); в) крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 %, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике России;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки, установленным федеральным, региональным и муниципальным программам развития малого и среднего предпринимательства.

К числу важнейших законов, гарантирующих право на экономическую деятельность, относится Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»[632]. В соответствии с этим Законом (ст. 1) производственным кооперативом (артелью) (далее — кооператив) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией.

Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя.

Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. Государственная регистрация кооператива обязательна.

Членами кооператива могут быть внесшие установленный уставом кооператива паевой взнос граждане РФ, достигшие возраста 16 лет, иностранные граждане и лица без гражданства. Размер и порядок внесения паевого взноса определяются уставом кооператива.

Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25 % числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

Член кооператива имеет право (ст. 8):

— участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, а также в работе общего собрания членов кооператива с правом одного голоса;

— избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы кооператива;

— вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, устранении недостатков в работе его органов и должностных лиц;

— получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты;

— запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам его деятельности;

— выйти по своему усмотрению из кооператива и получить предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом кооператива выплаты;

— обращаться за судебной защитой своих прав, в том числе обжаловать решения общего собрания членов кооператива и правления кооператива, нарушающие права члена кооператива.

Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в деятельности кооператива, имеют, кроме того, право получать плату за свой труд в денежной и (или) натуральной формах.

Член кооператива обязан (ст. 8):

— вносить паевой взнос;

— участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом кооператива;

— соблюдать установленные для членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности, правила внутреннего распорядка;

— нести предусмотренную настоящим Федеральным законом и уставом кооператива субсидиарную ответственность по долгам кооператива.

В целях обеспечения права на экономическую деятельность принят ряд других очень важных законов. Среди них следует назвать Федеральные законы: от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[633], от 2 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[634], от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[635], от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)[636], от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[637], от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»[638], от 3 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»[639], от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»[640].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.