Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные политические права человека и гражданина в сфере общественной жизни




Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Это право представляет собой возможность свободно находить и в соответствии с законом, и в своих интересах распоряжаться полученной информацией.

Данное право регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[585] (далее — Закон об информации). Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации.

С целью единообразного толкования терминов в сфере информации законодатель закрепляет определения многих основных понятий. Так, под информацией им понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации.

Информация классифицируется по различным основаниям. В зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается.

Кроме того, законодательством РФ устанавливаются виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Обладателем информации закон определят лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Им может быть: а) гражданин (физическое лицо), б) юридическое лицо, в) Российская Федерация, г) субъект РФ, д) муниципальное образование.

Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе (ст. 6 Закона об информации):

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Действия субъектов права с информацией осуществляются через информационные технологии, которые в законе определяются как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Во многих случаях субъекты права обязаны учитывать конфиденциальность информации как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Большое значение для реализации права на получение и распространение информации имеет легализация и таких терминов, как «документированная информация» и «оператор информационной системы». Под первым понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель, а под второй — оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов России при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.

В соответствии со ст. 7 Закона об информации к общедоступной информации относятся сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Право человека на доступ к информации включает:

— право гражданина (физического лица) осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований закона;

— право гражданина (физического лица) на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств;

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Бесплатно предоставляется информация (ст. 8 Закона об информации):

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная ими в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Взимание платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, установленных федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является обязательным.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»[586]. Государственная тайна, считает законодатель, — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В ст. 7 Закона определяются следующие сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

— о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

— о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

— о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

— о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

— о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Федеральными законами определяются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Содержание и регулирование коммерческой тайны определяет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[587]. Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти регулируется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233[588]. К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или при осуществлении определенных видов деятельности, подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления сведений о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В Законе «О средствах массовой информации» (ст. 38) предусматривается: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверныхсведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц».

Средства массовой информации — не единственный способ получения и распространения информации. Поиск, распространение, получение информации, кроме того, возможны в межличностном общении, а также на собраниях, митингах и в процессе пикетирования, а также на фестивалях, выставках, соревнованиях, в клубах по интересам.

Законодательство РФ устанавливает ответственность вплоть до уголовной за разглашение государственной тайны (ст. 283–284 УК РФ).

Право на свободу массовой информации (ч. 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ). В осуществлении права свободно искать и распространять информацию большое значение имеют средства массовой информации, которые в наш век являются наиболее широким и доступным способом поиска, получения и распространения общественно значимых сведений. Общественно-политическое значение массовой информации трудно переоценить. Из ее источников человек познает подавляющее большинство общественно значимой и бытовой информации, дающей ему возможность ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизни. В современном мире именно средства массовой информации в значительной степени формируют мировоззрение людей, поэтому свобода массовой информации важна не только с точки зрения права получать полную, достоверную и разнообразную информацию, но и с позиции обеспечения свободы мысли, совести, вероисповедания, права иметь свои убеждения, а значит, если смотреть более глубоко, — права на свою духовную индивидуальность.

Свобода массовой информации — важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия. Она регулируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»[589]. В соответствии со ст. 1 этого закона свобода массовой информации — это возможности лиц искать, получать, производить и распространять массовую информацию, учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, изготавливать, приобретать, хранить и эксплуатировать технические устройства и оборудование, сырье и материалы, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

Право на свободу массовой информации не является абсолютным. Статья 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» установила следующие ограничения этого права.

1. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

2. Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации; скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье; а равно запрещается распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

3. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

4. На территории (объекте) проведения контртеррористической операции порядок сбора информации журналистами определяется руководителем контртеррористической операции.

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

Право на объединение(ст. 30 Конституции РФ) основывается на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединений, самоуправления, законности, гласности[590]. Право на объединение — это возможность физических лиц на самоорганизацию с целью выявлять, выражать и представлять коллективные интересы. Его содержание предполагает: а) право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; б) право с другими гражданами вступать в созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них.

В соответствии с Конституцией право на объединение принадлежит каждому человеку, то есть как гражданам РФ, так и лицам, не обладающим российским гражданством. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Механизм реализации конституционного права граждан на объединение закреплен в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях»[591], Гражданским кодексом РФ, а также в Федеральных законах от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»[592], от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[593], от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[594], от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»[595] (см. гл. 12 «Конституционный статус общественных и религиозных объединений»), от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[596], от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»[597].

Наиболее общим среди всех названных законов является Федеральный закон «Об общественных объединениях». Его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений — профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, — регулируются специальными законами, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г.

Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд — это вид некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественное учреждение — это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности — это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»[598] (ст. 3) политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Создание и деятельность общественных объединений строятся на таких принципах, как: равенство всех объединений перед законом; добровольность; равноправие; самоуправление; законность; свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности; гласность.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

В случае введения чрезвычайного положения проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий в соответствии с действующим Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» может быть запрещено вплоть до его отмены.

Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Установлены ограничения для создания и участия в политических партиях для иностранных граждан, судей, прокурорских работников.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование [599] (ст. 31 Конституции РФ). Под ним понимается возможность граждан организовывать и участвовать индивидуально или коллективно в публичных мероприятиях с целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения политических, правовых, социально-экономических и других вопросов жизнедеятельности общества, а также с целью выражения поддержки политики властей или протеста против нее. Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства на общефедеральном уровне, на уровне субъектов РФ и местного самоуправления[600].

В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 21 закрепляет его без такого ограничения: «Признается право на мирные собрания».

Право на проведение публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[601]. Этот закон прежде всего легально закрепляет определение основных понятий в сфере реализации права на проведение публичных мероприятий (ст. 2). Среди них:

публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;

собрание совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Принципами проведения публичного мероприятия являются: 1) законность — соблюдение положений Конституции РФ, Федерального закона от 19 июня 2004 г., иных законодательных актов РФ; 2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Организация публичного мероприятия включает:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения.

Не могут быть организаторами публичного мероприятия: а) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; б) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Права организатора публичного мероприятия. Он может:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в РФ.

Организатор публичного мероприятия обязан:

— подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия;

— не позднее, чем за три дня до даты проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником), информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

— обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о его проведении;

— требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента его проведения. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора акции, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

— обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, выполняя при этом все законные требования представителей органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления и органа внутренних дел;

— приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения участниками противоправных действий;

— обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

— довести до сведения участников публичного мероприятия требование представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о его приостановлении или прекращении;

— иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия.

Участники публичного мероприятия имеют право:

1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ;

3) принимать и направлять требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные, религиозные и международные организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.