КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место финансового права в системе российского права
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах. Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная. 9. Финансово - правовые нормы: понятие, особенности и виды. Структура финансово-правовой нормы. ФПН- это установленная гос-вом и обеспеченная мерами гос.принуждения строго опред-е правило поведения в общест-х фин.отношениях возникающих в процессе планового образования распредения и использования гос. и муниц денежных фондов и доходов кот закрепляет:юр.права и,юр обязанности их участников. особенности ФПН: 1)Содержание ФПН сост правила поведения в отношениях возникающих в процессе фин.деят-ти гос-ва имуниц образований 2)характер установленных в них предписаний по х-ру предписаний нормы носят императивный повелит-й,так содержат требования выраженной в категоричной форме и не допускающих их произвольного изменения.3)яв-ся средством реализации общественных т.е.публичных,а не частных интересов;4)защита законных прав и интересов субъектов участвующ в фин отношениях произв-ся в административном и судебном порядке,что в настоящее время общ.правилом. виды ФПН: 1)В завис-ти от ф-й выполняемых фин.правом разл 2 вида: а)регулятивные-непосредственно направл.на регулирование фин.отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей (нормы НКРФ) б)охранительные-предусматривприменение мерпринуждения за фин праонарушения (н-р НКРФ ст 116-119 охранит норма) 2)В завис-ти от способа воздействия на участников фин.отношений под-ся на 3 вида: а)обязывающие-требует от участников фин.отнош совершить опред-е действия,устонавливает их обязанность в этойсфере н-р(нормы предстов обяз-ть нал.органов известить срок обяз-ть осущ-ть платеж) б)запрещающие-содержат запрет на совершение опред-х действий,устанавлив.обяз-ть участниковвоздержаться от их совершения н-р(представит органы субъектовРФ не праве вводить налоги не установл НКРФ) в)уполномачивающий(управомоч)-устанавл.права участниковправоотнош на совершение опред-х самостоят-х действий н-р(представит органы субъектов вправе уст ставку р рамках устан фед зак-вом) 3)В зав-ти от материального содержания:а)материальные б)процессуальные-содержат процедуру реализации мат-х норм. 4)По территории действия 3в:а)дествующ на террит РФ;б)на терр соответст субъекта РФ;в)на терр.соответст.муниц образования. 5)по времени дейтвия 2 в норм:а)общие нормы их больш-во в фин.пр срок их действия на опред-й сроки утрачивает силу в связи с изменением или отменой;б)временные нормы установлены на опред-й срок(бюдж). Структура ФПН: гипотеза-указывает на те условия при наличии субъекту следует руководство центральной нормы;.диспозиция-указыв на поведение которое должно иметь место при наличии обстоят-в предусмотр.гипотезой;санкция-указыв на меру принуждения м.б штрафные и правовостановит-е (н-р пеня) 10. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений особенности фин правотнош: во 1-х возникают и развив-ся исключит-но в сфере фин деят-ти; во 2-х яв-ся формой реализации публичн интересов;3) яв-ся отношением экономическим;4)имущественный х-р(ден ср-ва,мобилизация ср-в);5)яв-ся властным отношением. Фин.правоотнош- это общест отнош основанное на ФПНяв-ся в сущности экономич.отношением возникающим в сфере фин деят-ти гос-ва и муниц.образования имеющим властно-имущ-й х-р и выражающим публичные интересы. виды ФПО:1 а)бюджетные.правоотнош;б)налог и неналог;в)в области гос.кредита;г)в области страхования;д)в области гос.расходов;е)в области банковской деят-тим;ж)в области ден отнош;з)в области валютного регулирования 2)По х-ру норм фин.права выд 2 в правоотн:а)материальные т.е те кот возник в ФПН н-р обяз-ть нал.органов требовать упла.налога;б)процессуальные –возникает на основе процессуальных норм фин.права н-р(правоотн с привлеч н/пл за несвоевременн уплату налога); 3)В зав-ти от особенности объекта: а)имущественные(по уплате н-га,по бюдж фин-ю);б)неимущ-е(проект бюджета,деят-ть по осущ-ю фин контроля) 4)по стр-ре их содержания:а)простыеих содержание составляют одно право одна обязанность(правоотн по установлению налогов);б)сложные-их содержание состоит из неск-х взаимосвязанных прав и обязанностей) 5)по х-ру взаимодействия их участников:а)вертикальные т.е отнош между саподчиненными сторонами;б)горизонт альные между несаподчиненн.сторонами. 6)по форме проявления:а)двусторонние н-р по фин контролю;б)многосторонние Основанием возникновения,изменения,и прекращения ФПО яв-ся юридич факты т.е предусмотренные нормами нормами фин.права действия или события вызывающие возникновение,изменение или прекращениеу отдельных физ.или юр.лиц фин.прав и обязанностей.Возникновение ФПО обычно возникает на основании нормативного или индивидуального акта н-р(ФЗ о бюдж,извещает нал орган,н/пл запл.налог) ИзменениеФПО не м.б произведено по волеизъявлению сторон,оно совершается на основе нормативного акта в связи с применением предусмотрен.в нем фактов и событий.Прекращение ФПОпроисходит во многих случаях:а)погашение фин.обяз-вав результате уплаты суммы в срок или взыскание недоимки;б)использование выданных бюдж.ассигнований по назначению;в)выполнение задания по гос.доходам по бюдж или внебюдж фондам г)прекращение правоотнош.по налогам с населения по достижению опред-го возраста предусмотр закономн-р в связи с выходом на пенсию;смерть н/пл. 11.Субъекты финансового права. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. К юридическим лицам — субъектам финансового права относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования. Индивидуальные субъекты финансового права — это граждане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и МСУ, предприятиям, учреждениям и организациям. В финансовом законодательстве 90-х годов особое внимание уделяется на судебную защиту – субъектам финансовых правоотношений гарантируется судебная защита своих прав. Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав в соответствии с международными договорами. Также граждане по своему выбору могут обращаться за защитой прав не в суд а к вышестоящему органу или ДЛ, т.е. использовать административный порядок защиты.
Важное стороной защиты в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями госорганов и ДЛ. Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. В его полномочия входит – разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других норм. Актов, разрешение споров о компетенции между государственными органами, жалобы на нарушение конституционных прав и свобод и т.д.).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |