КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В 60-х —первой половине 90-х годов XIX в
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административ- ное управление в соответствие с новой социальной структурой, в ко- торой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» про- должить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отноше- ний и использовать буржуазию в интересах господствующего класса. Реорганизация местного управления. После отмены крепостно- го права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные орга- Внутренняя политика правительства в 60-х — первой половине 90-х годов XIX в. __ 255 ны из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспе- чивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены ка- ких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничива- лась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и боль- ниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования ли- беральной дворянской и буржуазной оппозиции. Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положе- ние» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройствд города, попечени- ем о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нуж- ды. В городских думах в связи с высоким имущественным избира- тельным цензом главенствующая роль принадлежала крупной бур- жуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации. Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они пре- дусматривали всесословность суда, его независимость от админист- рации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (за- щитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судеб- ных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государст- венные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной прак- тике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему со- словному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности. Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного со- става, современным оружием и хорошо подготовленными офицерски- ми кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках 256______________ Глава 23 Внутренняя политика в России во второй половине XIX в. до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значи- тельной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкост- вольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерий- ских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ус- коренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимна- зии, специализированные юнкерские училища и академии — Гене- рального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность. Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем- ские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликви- дированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась само- стоятельность решения административно-финансовых и научно-педа- гогических вопросов. В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они от- менили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не рас- пространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать ука- зы, во многом сводившие на нет основные положения реформы об- разования и цензуры. Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрес- сивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционно- го пути развития страны. Россия в определенной степени приблизи- лась к передовой для того времени европейской социально-политиче- ской модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуаз- ную монархию. Однако процесс модернизации России имел специфический ха- рактер. Он прежде всего обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народ- ников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов Внутренняя политика правительства в 60-х — первой половине 90-х годов XIX в. 257 и тормозили реформаторские устремления правительства. Инициато- ром реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60—70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработан- ных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис- Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голо- сом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса. Император Александр III (1881—1894). Как и его предшествен- ник, он рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь-«Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глу- боко консервативными. Они заключались в приверженности принци- пам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существую- щего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроен- ные политические и общественные деятели, среди которых особо вы- делялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внут- ренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков. Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государ- ственного порядка и общественного спокойствия...». Этот документ вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он давал правительству право введения чрезвычайного положения и во- енных судов, развязывал руки местным административным и поли- цейским властям в их карательной деятельности. «Либеральные бю- рократы» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления ре- акционной тенденции во внутренней политике. Изменения в системе местного управления. Сельская крестьян- ская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролиро- вали жизнь русской деревни. Эта мера означала усиление админист- ративной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправ- ления и мировых судов. В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских уч- реждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дво- 258____ ________Глава 23. Внутренняя политика в России во второй половине XIX в. рянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление. Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю госу- дарства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей ла- кеев, прачек, мелких лавочников и т. д. В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автоно- мию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за сту- дентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уво- лены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «пра- вым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I. Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х го- дов XIX в. В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тен- денции. Правительству Александра III не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались цен- трами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводст- ва. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая де- мократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекра- щено временнообязанное состояние крестьян. Однако дальнейшее ре- шение аграрно-крестьянского вопроса было законсервировано. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о за- прещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако социальная направленность внутренней политики состоя- ла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослаб- ленных общим ходом исторического развития страны. В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укре- плена государственность и достигнута определенная социальная ста- бильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противо- стояния консервативным тенденциям, характерным для правительст- венной политики.__
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |