Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 60-х —первой половине 90-х годов XIX в




ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА

Естественным продолжением отмены крепостного права в России

были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их

основная цель — привести государственный строй и административ-

ное управление в соответствие с новой социальной структурой, в ко-

торой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.

Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» про-

должить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось

приспособить самодержавие к развитию капиталистических отноше-

ний и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления. После отмены крепостно-

го права возникла необходимость изменения местного управления.

В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах

создавались земские учреждения (земства). Это были выборные орга-

Внутренняя политика правительства в 60-х — первой половине 90-х годов XIX в. __ 255

ны из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз

и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспе-

чивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены ка-

ких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничива-

лась исключительно хозяйственными вопросами местного значения:

устройство и содержание путей сообщения, земских школ и боль-

ниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под

контролем центральной и местной властей, которые имели право

приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря

на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и

здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования ли-

беральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положе-

ние» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские

думы. Они занимались вопросами благоустройствд города, попечени-

ем о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нуж-

ды. В городских думах в связи с высоким имущественным избира-

тельным цензом главенствующая роль принадлежала крупной бур-

жуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем

правительственной администрации.

Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили

в России принципиально новую систему судопроизводства. Они пре-

дусматривали всесословность суда, его независимость от админист-

рации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного

процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (за-

щитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными

заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судеб-

ных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом

суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государст-

венные и политические преступления рассматривались в судебной

палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система

отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной прак-

тике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество

лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы

лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему со-

словному суду. Для политических процессов было создано Особое

присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер,

что нарушало принцип гласности.

Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что

российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не

может противостоять более современным европейским. Необходимо

было создать армию, обладающую обученным запасом личного со-

става, современным оружием и хорошо подготовленными офицерски-

ми кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г.

о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.

Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках

256______________ Глава 23 Внутренняя политика в России во второй половине XIX в.

до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значи-

тельной степени сокращались в зависимости от образовательного

ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкост-

вольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерий-

ских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ус-

коренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимна-

зии, специализированные юнкерские училища и академии — Гене-

рального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась

система управления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время

и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления,

суда и армии логически потребовали изменения системы образования.

В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных

училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование.

Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное

всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем-

ские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии

были разделены на классические и реальные. В них принимались

дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликви-

дированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась само-

стоятельность решения административно-финансовых и научно-педа-

гогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они от-

менили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг,

рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества,

а также центральных периодических изданий. Новые правила не рас-

пространялись на провинциальную печать и массовую литературу

для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать ука-

зы, во многом сводившие на нет основные положения реформы об-

разования и цензуры.

Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрес-

сивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционно-

го пути развития страны. Россия в определенной степени приблизи-

лась к передовой для того времени европейской социально-политиче-

ской модели. Был сделан первый шаг по расширению роли

общественности в жизни страны и превращении России в буржуаз-

ную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический ха-

рактер. Он прежде всего обусловливался традиционной слабостью

российской буржуазии и политической инертностью народных масс.

Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народ-

ников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов

Внутренняя политика правительства в 60-х — первой половине 90-х годов XIX в. 257

и тормозили реформаторские устремления правительства. Инициато-

ром реформ были некоторые высшие государственные чиновники,

«либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность,

незавершенность и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60—70-х годов XIX в. могло бы

стать принятие умеренных конституционных предложений, разработан-

ных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-

Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления,

привлечение представителей земств и городов (с совещательным голо-

сом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство

народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило

общее направление правительственного курса.

Император Александр III (1881—1894). Как и его предшествен-

ник, он рано приобщился к государственным делам, проявил себя как

незаурядный военный. Он вошел в историю как царь-«Миротворец»,

так как был убежденным противником разрешения международных

проблем военными средствами. Его политические взгляды были глу-

боко консервативными. Они заключались в приверженности принци-

пам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства.

Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существую-

щего строя, насаждение православия и русификацию окраин России.

Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроен-

ные политические и общественные деятели, среди которых особо вы-

делялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внут-

ренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения,

Александр III отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле

1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия».

В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государ-

ственного порядка и общественного спокойствия...». Этот документ

вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он

давал правительству право введения чрезвычайного положения и во-

енных судов, развязывал руки местным административным и поли-

цейским властям в их карательной деятельности. «Либеральные бю-

рократы» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления ре-

акционной тенденции во внутренней политике.

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьян-

ская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам.

Они назначались из потомственных дворян и полностью контролиро-

вали жизнь русской деревни. Эта мера означала усиление админист-

ративной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправ-

ления и мировых судов.

В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских уч-

реждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них

позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дво-

258____ ________Глава 23. Внутренняя политика в России во второй половине XIX в.

рянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему

опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в области образования и печати. Правительство

стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю госу-

дарства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр

о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей ла-

кеев, прачек, мелких лавочников и т. д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автоно-

мию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за сту-

дентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уво-

лены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское

высшее образование.

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной

политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое

издание получило не только Министерство внутренних дел, но

и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «пра-

вым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости»

М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой,

чем при Николае I.

Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х го-

дов XIX в. В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тен-

денции. Правительству Александра III не удалось окончательно

уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались цен-

трами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводст-

ва. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая де-

мократизация офицерского корпуса.

Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении

крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекра-

щено временнообязанное состояние крестьян. Однако дальнейшее ре-

шение аграрно-крестьянского вопроса было законсервировано.

Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о за-

прещении ночной работы для женщин и подростков было положено

начало правительственной регламентации взаимоотношений между

предпринимателями и рабочими.

Однако социальная направленность внутренней политики состоя-

ла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослаб-

ленных общим ходом исторического развития страны.

В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укре-

плена государственность и достигнута определенная социальная ста-

бильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противо-

стояния консервативным тенденциям, характерным для правительст-

венной политики.__




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.