КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения
Признаки, позволяющие раскрыть отраслевую специфику метода правового регулирования: 1) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов; 2) характер оснований возникновения, изменения, прекращения ПО; 3) характер общего юридического положения субъектов; 4) характер юридических мер воздействия. В правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению граждан применяется императивно-диспозитивный метод, выражающийся в сочетании предписания с дозволением (такой метод применяется при формировании прав и обязанностей субъектов ПСО в централизованном порядке на федеральном уровне). Один из приемов регулирования отношений в сфере СО – сочетание централизованного регулирования и региональным и муниципальным (федеральный уровень централизованного регулирования отношений по СО может дополняться межотраслевым и отраслевым регулированием). Локальное регулирование приобретает большое значение на современном этапе (осуществляется на уровне конкретной организации – локальные акты признаются источниками ТрП и ПСО, поскольку закрепляют дополнительные меры социальной защиты работника в случае нетрудоспособности, ухода на пенсию, наличия детей в его семье). Договорный способ формирования прав и обязанностей субъектов ТрП распространяется и на сферу социального обеспечения, если оно касается работника. Отраслевая специфика в характере оснований возникновения, изменения и прекращения ПО по ПСО граждан: 1) к этим основаниям относятся специфические юридические факты (социальные риски – временная нетрудоспособность, инвалидность…); 2) эти отношения не могут возникать ни на основе договора их субъектов (как в ТрП), ни на основе предписания компетентного органа (как в АдП) (для из возникновения необходимы юридические составы, в которые наряду со специфическими юридическими фактами включаются волеизъявление гражданина, решение компетентного органа о применении нормы права). Характер правового положения субъектов ПО (законодатель не наделил их равенством и не ввел для них элементов подчиненности; имущественные права граждан в этих отношениях носят абсолютный характер, а их обязанности – в основном обязанности процедурного либо процессуального характера; обязывающие нормы адресуются второй стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязанности). Отсутствие особого правового механизма для защиты нарушенного права граждан (граждане могут воспользоваться для защиты своих прав в сфере СО административным или судебным порядком, либо и тем и другим) (по некоторым видам СО жалобы граждан могут рассматриваться функциональными органами – исключение). Специфика санкций, применяемых в ПСО к субъектам отношений (не предусмотрены репрессивные санкции; за правонарушения к гражданам применяются правовосстановительные и правоограничивающие санкции; санкции, применяемые к другой стороне – обязанности этого органа восстановить нарушенное право гражданина, если по его вине гражданин не смог в полном объеме воспользоваться своим правом). Признаки метода ПСО: 1) императивно-диспозитивное регулирование; 2) сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; 3) недопустимость, как правило, договорного регулирования; 4) обусловленность возникновения, изменения и прекращения ПО специфическими юридическими фактами; 5) относительная автономность субъектов по отношению друг к другу; 6) абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение; 7) административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан; 8) применение правовосстановительных и правоограничивающих санкций. 7 вопрос Система права социального обеспечения (как отрасли и научной дисциплины) Элементы системы отрасли права (норма права; институт; субинститут; подотрасль; отрасль). Формирование Общей и особенной частей ПСО полностью не завершилось (окончательно не сложились их основные институты). Общая часть отрасли ПСО: 1) основной институт (комплекс нормативных предписаний, посвященных определению предмета отрасли, ее задачам, отраслевым принципам); 2) институт правосубъектности (комплекс нормативных предписаний, регламентирующий главный элемент юридического положения субъектов, их правового статуса – охватывает нормы международных актов, конституционные нормы, нормы законов по СО, закрепляющие правовой статус граждан в сфере СО); 3) институт социальных рисков (при наступлении которых предоставляется социальное обеспечение). Особенная часть ПСО: 1) институт трудового стажа (нормы закрепляют – виды трудового стажа; виды трудовой и иной общественно полезной деятельности; других, указанных в законе периодов, включаемых в трудовой стаж; правила исчисления всех видов трудового стажа и порядок его доказывания); 2) комплексный институт пенсионного обеспечения (нормы подинститутов регулируют отдельные виды пенсионных отношений в зависимости от юридического факта, в связи с которым назначается пенсия – подинституты пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий; подинституты исчисления пенсий и их назначения); 3) комплексный институт пособий, компенсационных выплат и субсидий (подинституты по видам пособий и компенсационных выплат – пособия по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; гражданам, имеющим детей; по безработице; на погребение и др.); 4) комплексный институт медицинской помощи и лечения (подинституты бесплатной медицинской помощи и лечения; бесплатной или со скидкой лекарственной помощи; санаторно-курортного лечения); 5) комплексный институт социального обслуживания (подинституты полного и полустационарного СО; социальной помощи на дому; срочной социальной и консультативной помощи; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов техническими средствами реабилитации; содержания детей в детских учреждениях; льгот по системе СО). Общественные отношения процедурного и процессуального характера, входящие в предмет ПСО, регулируются нормами специальных институтов (по установлению юридических фактов; по разрешению жалоб и споров; юридической ответственности). Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным методом правового регулирования. Совокупность норм, институтов и подинститутов, входящих в такое правовое образование, составляет систему отрасли права социального обеспечения. В структуре нормативных актов, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению, различаются: 1) правовые нормы, определяющие содержание указанных отношений в составе всех их элементов (Общая часть); 2) регламентирующие отдельные виды (элементы) этих отношений (Особенная часть)1. Внутренней структурной дифференциацией каждой правовой отрасли российского права является деление этой отрасли на ряд правовых институтов. В науке «правовой институт» определяется как законодательно обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности общественных отношений или ее сторон. И если отрасль права регулирует при помощи особого метода всю совокупность качественно однородных общественных отношений путем специфических приемов и способов их юридического опосредования, то правовой институт призван детально урегулировать при помощи тех же приемов и способов лишь конкретное общественное отношение, входящее во всю совокупность указанных качественно однородных общественных отношений права социального обеспечения. Именно потому правовой институт однороден по своему фактическому содержанию. Для него характерно, что нормы права, образующие его, выступают как единый комплекс, цельная система, точнее — относительно обособленный «блок», в совокупности с другими институтами, составляющими нормативный механизм отрасли1. В соответствии с положениями теории права Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли2. Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания3. В структуре Особенной части права социального обеспечения сформировался сегодня достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов: трудового стажа; пенсионного обеспечения; пособий и компенсационных выплат; обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; социального обслуживания; медицинской помощи и лечения; по установлению юридических фактов; по разрешению жалоб и споров; институт юридической ответственности1. При этом институты пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, социального обслуживания, а также медицинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких подинститутов. Следует подчеркнуть, что каждый из указанных институтов имеет свой обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности общественных отношений. Разделение каждого из институтов права социального обеспечения на его внутренние составляющие (т. е. приведение их в систему) должно происходить на основе соответствующей системы классификатора нормативных актов, утвержденного Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511. Классификатор закрепляет законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении в качестве самостоятельной правовой системы (070.000.000). Отдельным блоком в ней (в подразделе 070.080.000) выделено законодательство о социальном обслуживании, состоящее из следующих групп норм: — общие положения; — социальное обслуживание в государственных учреждениях; — социальное обслуживание на дому; — реабилитация (социальная, медицинская и др.); — ритуальные услуги; — иные виды и формы социального обслуживания; — негосударственное социальное обслуживание, льготы. Раздел «Социальное обеспечение и социальное страхование» классификатора закрепляет такую систему законодательства о социальном обеспечении, которая не в полной мере соответствует системе права этой отрасли. Так, в систему законодательства о социальном обеспечении включены подсистемы, которые не относятся к предмету права социального обеспечения (финансирование социального обеспечения, негосударственное пенсионное обслуживание, управление социальным обеспечением и социальным страхованием и др.). а входят в предмет других отраслей права (финансового, гражданского, административного). Система норм о социальном обслуживании также не соответствует системе этого института в праве социального обеспечения. Так, она содержит раздел «Негосударственное социальное обслуживание». Следует заметить, что в правовой литературе до сих пор продолжается полемика по поводу соотношения системы права и системы законодательства. Часть представителей правовой науки считает систему права «объективным» явлением, существующим и развивающимся независимо от воли людей, в том числе от воли законодателя (О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский). Другая часть, напротив, полагает, что «объективно обусловленной» является система права (в отличие от системы законодательства, создаваемой только логическим путем при систематизации законодательства). Такое несоответствие объясняется тем, что система законодательства формируется из соображений политической или иного рода целесообразности и выражает особенности национальной правовой системы1. Законодательство — это всего лишь одна из форм установления и выражения норм позитивного права. Поэтому вряд ли можно настолько оторвать форму права как явления от его содержания — правовых норм. Объективность присуща развитию как права, так и законодательства. Но состоит она не в том, что природа норм определяет, какова должна быть структура законов2. По нашему мнению, общие черты системы отрасли права и системы соответствующего законодательства должны находиться в единстве и соответствии как форма (система законодательства) и содержание (система права). С другой стороны, система права социального обеспечения и система его институтов должны служить исходной базой для системы законодательства о социальном обеспечении.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |