Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательской деятельности 12 страница




--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3619.

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 1.

 

Кроме этого, акционерные общества в соответствии с п. 3 ст. 88 и ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" обязаны осуществлять аудит годовой финансовой отчетности в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг.

Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации или индивидуального предпринимателя подлежит обязательному ежегодному аудиту, в этом случае в соответствии с подп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" аудиторское заключение включается в состав бухгалтерской отчетности.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Указанная правовая норма лишает аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводить такие аудиторские проверки, которые квалифицируются как обязательные. Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной" <1> данное ограничение предпринимательской деятельности признано соответствующим Конституции РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.

 

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

 

29.6. Правовое значение аудиторского заключения

 

Итоговым документом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Правовое значение аудиторского заключения закреплено в ст. 10 Закона об аудите.

Аудиторское заключение определяется как официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Оно должно содержать выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральным правилом (стандартом) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

Указанный стандарт предусматривает следующие виды аудиторских заключений: безоговорочно положительное, модифицированное аудиторское заключение и заключение, содержащее мнение с оговоркой.

Следует отметить, что ст. 11 Закона об аудите введено понятие заведомо ложного аудиторского заключения. Таким заключением является аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

29.7. Государственное регулирование

аудиторской деятельности.

Саморегулирование аудиторской деятельности

 

29.7.1. Виды государственного регулирования

аудиторской деятельности

 

Государство осуществляет как общее нормативное регулирование отношений в сфере аудиторской деятельности, в частности, по вопросам создания, государственной регистрации, прекращения субъектов, осуществляющих аудит, так и устанавливает специальные правила осуществления аудиторской деятельности.

Специальное нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности предусматривает:

- установление специальных требований к организационно-правовым формам и составу участников организаций, осуществляющих аудиторскую деятельность;

- установление правил об аттестации аудиторов;

- установление императивных запретов на проведение в некоторых случаях аудиторских проверок;

- установление критериев, при наличии которых субъекты предпринимательской деятельности обязаны ежегодно проводить аудит своей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Специальные требования об установлении недопущения (запрета) создания субъектов, осуществляющих аудиторскую деятельность в организационно-правовой форме открытого акционерного общества, а также требования к персональному составу учредителей (участников) аудиторской фирмы, критерии обязательного аудита были рассмотрены выше.

 

29.7.2. Профессиональная аттестация аудиторов

 

Требование по профессиональной аттестации аудиторов закреплено в ст. 15 Закона об аудите. Под аттестацией лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, понимается проверка их квалификации. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Об обязательных требованиях к претендентам на получение статуса аудитора и условиях повышения их квалификации было сказано в параграфе 29.4 настоящей главы.

Следует отметить, что Закон устанавливает основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора. К числу таких оснований Закон относит:

1) установление факта получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

2) вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) установление факта несоблюдения требований о независимости аудитора и адвокатской тайны;

4) установление факта систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

5) установление факта подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

6) установление факта неосуществления аудитором в течение двух календарных лет подряд аудиторской деятельности;

7) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное ст. 15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

 

29.7.3. Организация государственного регулирования

в сфере аудиторской деятельности.

Основы саморегулирования аудита

 

Организация государственного регулирования аудиторской деятельности согласно ст. 18 Закона об аудите возложена на федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определено Министерство финансов РФ.

Основными функциями Министерства финансов в данной области являются:

- издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

- организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Оценивая эффективность государственного регулирования аудиторской деятельности в нашей стране, следует отметить, что в разных странах уровень вмешательства государства в регламентацию и организацию аудиторской деятельности различен. В одних странах, таких как Франция и Германия, государство жестко регламентирует аудит. В других же, напротив, государство не участвует в регламентации этих отношений вообще. Огромное влияние на аудиторскую деятельность в этих странах оказывают профессиональные организации. В частности, в США такой организацией является AICPA - Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров. Также в США действует и ряд других профессиональных организаций, объединяющих бухгалтеров и аудиторов, - Национальная ассоциация бухгалтеров США, Институт внутренних аудиторов, Институт финансовых работников, Ассоциация аудиторов - специалистов по компьютерному аудиту и др. Основная функция этих институтов состоит в саморегуляции профессии, оказании помощи в организации аудиторской практики. Задачи данных профессиональных организаций заключаются прежде всего в обеспечении поддержки своих членов и высокого качества выполняемых профессиональных услуг. Одним из методов такой саморегуляции является принятие решений (постановлений) в форме аудиторских стандартов, являющихся в широком смысле руководством к поведению аудитора на профессиональном уровне.

Некоторыми правоведами, исследующими отношения в сфере аудиторской деятельности, высказывается мнение о том, что и в нашей стране необходимо регулирование аудиторской деятельности осуществлять не только на государственном уровне, но и путем общественного регулирования (саморегулирования) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. М.: ИНФРА-М, 1996.

 

Органами, призванными в нашей стране осуществлять саморегулирование аудиторской деятельности, являются аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Указанные объединения создаются в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующие на некоммерческой основе, устанавливающие обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющие систематический контроль за их соблюдением и получившие аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Статья 20 Закона об аудите предусматривает аккредитацию аудиторских организаций уполномоченным федеральным органом.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных аудиторских объединений.

Подлежат аккредитации не любые объединения аудиторов, а лишь те, членами которых являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Закон наделяет аккредитованные профессиональные аудиторские объединения определенным объемом правомочий, позволяющих им реализовывать цели, в соответствии с которыми они образуются.

 

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации

ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ГрК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации

ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

МРОТ - минимальный размер оплаты труда

ВБР - Вестник Банка России

ВВС СССР - Ведомости Верховного Совета СССР

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

Вестник ВАС РФ - Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

БНА - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

РГ - "Российская газета"

СП СССР - Собрание постановлений Правительства СССР

СП РСФСР - Собрание постановлений Правительства РСФСР

Ведомости СНД и ВС РФ - Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ

Ведомости СНД и ВС РСФСР - Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства РФ

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.