Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имущественные права несовершеннолетних детей 5 страница




При усыновлении ребенка несовершеннолетних родите­лей, не достигших возраста шестнадцати лет, предусматри­вается обязательное участие в решении этого вопроса их ро­дителей или опекунов (попечителей) несовершеннолетних ро­дителей, а при их отсутствии - органа опеки и попечитель­ства (ст. 129 СК).

Орган опеки и попечительства правомочен по просьбе несо­вершеннолетних родителей или опекуна ребенка разрешать раз­ногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершен­нолетними родителями. Последствия урегулирования подобного спора могут быть различны. Например, при ненадлежащем вы­полнении опекуном возложенных на него обязанностей он мо­жет быть отстранен от исполнения этих обязанностей и даже привлечен к установленной законом ответственности. А при на­личии уважительных причин (болезнь, отсутствие взаимопони­мания с родителями ребенка и т. п.) опекун может быть освобож­ден от исполнения своих обязанностей (п. 2-3 ст. 39 ГК).

Несовершеннолетние родители, достигшие возраста шест­надцати лет, независимо от того, состоят они в браке или нет, а также несовершеннолетние родители любого возраста, со­стоящие в браке, осуществляют свои родительские права са­мостоятельно. Однако при осуществлении родительских прав несовершеннолетним родителем, достигшим возраста шестнад­цати лет, но не состоящим в браке и не эмансипированным, могут возникнуть определенные правовые сложности, связан­ные с отсутствием у него полной гражданской дееспособности.

В соответствии с п. 3 ст. 62 СК несовершеннолетние роди­тели, независимо от возраста, также имеют право:

а ) признавать и оспаривать свое отцовство и материн­ство на общих основаниях (ст. 48; 52 СК);

б ) требовать при условии достижения ими возраста че­тырнадцати лет установления отцовства в отношении сво­их детей в судебном порядке (ст. 49 СК).

На несовершеннолетних родителей распространяются пра­вила СК о содержании родительских прав, о защите роди­тельских прав, о лишении или ограничении родительских прав, об отобрании ребенка у родителей при непосредственной угро­зе жизни ребенка или его здоровью (ст. 63-77 СК).

Права и обязанности родителей по воспитанию и обра­зованию детей. Наиболее важным среди родительских прав яв­ляется право родителей на воспитание детей (ст. 63 СК). При­чем, как закреплено в п. 1 ст. 63 СК, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Родите­ли обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи вполне обоснованно установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неис­полнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по вос­питанию детей родители могут быть привлечены к различ­ным видам юридической ответственности: административ­ной (ст. 164 КоАП), гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК), уголовной (ст. 156 УК). Прин­цип равной ответственности родителей за воспитание несовер­шеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов РФ*. Причем в ряде регионов страны одновременно с этим также предусмотрено, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения**.

* См. напр.: п. 1 Ст. 93 Устава - Основного закона Читинской области от 1 июня 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 2. М., 1996. С. 190; Ст. 19 Устава Ростовской области от 19 апреля 1996 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной облас­ти, автономных округов Российской Федерации. Вып. 4. М., 1997. С. 225.

** См. напр.: п. 2 Ст. 25 Устава (Основного закона) Тамбовской области от 30 ноября 1994 г.; п. 2 Ст. 116 Устава (Основного закона) Белгородской области от 20 апреля 1995 г.; п. 2 Ст. 101 Устава Ханты-Мансийского автономного округа от 30 мая 1995 г. Там же. С. 54, 324.

В ст. 63 СК в отличие от КоБС (ст. 1, 52) не конкретизиру­ются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют мо­рально-нравственные и идеологические предписания. Конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспи­танию детей в ней не раскрывается. В Кодексе лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здо­ровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК). А каким образом осуществлять эту заботу - решают сами родители. Согласно п. 1 ст. 18 Зако­на РФ от 10 июля 1992 г. № 3266 "Об образовании" в ред. Феде­рального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ* родители явля­ются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспи­тания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмот­ренных п. 1 ст. 65 СК. Родители не вправе причинять вред фи­зическому или психическому развитию ребенка, его нравствен­ному развитию. Способы воспитания должны исключать пренеб­режительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое до­стоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

* Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150 (Далее - Закон об образовании).

Впервые Кодексом законодательно закреплен принцип пре­имущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК). Право на воспита­ние своего ребенка - это личное неотъемлемое право родите­ля. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73—74 СК). Родители не правомочны передавать кому-либо право на вос­питание ребенка либо отказаться от него. Естественно, что ро­дители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушка, бабушка, няня и т. д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения (детский сад, ясли, пансионат и т. д.). Однако они остаются ответственными в полной мере за воспитание и развитие своего ребенка. В осуществле­нии родителями личного права на воспитание ребенка и испол­нение ими соответствующей обязанности всемерную помощь и поддержку должно оказывать государство. Конкретные виды такой помощи обозначены в Основных направлениях государ­ственной семейной политики, утвержденной Указом Президен­та РФ от 14 мая 1996 г. № 712*. Так, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспита­нии детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреж­дения для всех слоев населения, оказывает возможное содей­ствие родителям в воспитании детей, что считается одним из главных направлений государственной семейной политики**.

* СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.

** См.: п. 2 Ст. 18 Закона об образовании; п. 2 Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики" // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.

Мероприятия государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, в следующих формах:

путем государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ре­бенка и уходу за ним;

распространения специальной литературы для семьи сре­ди молодежи, молодых родителей, комплектование ею массо­вых библиотек;

запрета на изготовление, распространение и рекламиро­вание печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения на­селения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразова­тельных и профессиональных учебных заведениях*.

* См.: п. 21 Основных направлений государственной семейной политики.

Программой социальных реформ в РФ на период 1996 - 2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222*, в числе первоочередных мероприя­тий по безусловной реализации и укреплению государствен­ных социальных гарантий жизнеобеспечения детей предусмот­рено формирование государственной концепции и программ воспитания подрастающего поколения, совершенствование правовой защиты детства, реализация права детей на бесплат­ное образование в соответствии с законодательством РФ, а также общедоступное дополнительное обучение.

* СЗ РФ. 1997. №10. Ст. 1173

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребен­ка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают полу­чение детьми основного общего образования. Требование обя­зательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 3-4 ст. 19 Закона об образовании).

Государство гарантирует гражданам право на образова­ние, общедоступность и бесплатность основного общего и сред­него профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В п. 2 ст. 63 СК подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основно­го общего образования. При этом родителям необходимо исходить из того, что образование должно обеспечивать формиро­вание у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формиро­вание человека и гражданина, интегрированного в современ­ное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Непосредственно содержание образования должно быть направлено на достижение следующих основных целей: а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) воспитание уважения к правам чело­века и основным свободам; в) воспитание уважения к родите­лям, языку и ценностям страны, в которой ребенок прожива­ет, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной; г) подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиоз­ными группами, а также лицами из числа коренного населе­ния; д) бережное отношение к окружающей среде*.

* См.: Зайцев Е., Семина Л. Права, обязанности и ответственность детей, родителей и работников образовательных учреждений в сфере отношений, связанных с образованием и воспитанием // Правозащитник. 1997. № 2. С. 11.

Непосредственно права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) в сфере образования несовершеннолетних де­тей определены ст. 52 Закона об образовании и включают в себя: а) выбор формы обучения; б) выбор образовательных учреждений; в) защиту законных прав и интересов ребенка; г) участие в управлении образовательным учреждением; д) вы­полнение устава образовательного учреждения.

Право выбора родителями образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом мнения детей согласуется с п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и с положения­ми п. 5 ст. 43 Конституции о поддержке различных форм обра­зования и самообразования. С учетом потребностей и возмож­ностей личности образовательные программы осваиваются в сле­дующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается соче­тание различных форм получения образования. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государ­ственный образовательный стандарт (ст. 10 Закона об образо­вании).

Как следует из п. 1 ст. 10 и п. 3 ст. 50 Закона об образова­нии, возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предос­тавлением права на аттестацию в форме экстерната в аккреди­тованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по реше­нию родителей продолжить образование в образовательном учреждении (п. 3 ст. 52 Закона об образовании). Родителям (за­конным представителям), осуществляющим воспитание и об­разование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачива­ются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе об­разования в государственном или муниципальном образователь­ном учреждении, определяемых государственными (в том чис­ле ведомственными) и местными нормативами финансирова­ния. Выплаты производятся за счет средств учредителей госу­дарственных или муниципальных образовательных учрежде­ний соответствующих типов и видов (п. 8 ст. 40 Закона об обра­зовании).

Родители с учетом мнения детей могут решить вопрос о получении детьми дополнительного образования, что также возможно в различных формах, в том числе в образователь­ных учреждениях дополнительного образования (в учрежде­ниях повышения квалификации, на курсах, в центрах профес­сиональной ориентации, музыкальных и художественных шко­лах, школах искусства, домах детского творчества, на станци­ях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных уч­реждениях, имеющих соответствующие лицензии) или посред­ством индивидуальной педагогической деятельности) (ст. 26 За­кона об образовании)*. В РФ зарегистрировано более 12 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе около 5,5 тыс. детских школ искусств, му­зыкальных и художественных школ**.

* См. также: Типовое положение об образовательном учреждении дополни­тельного образования для детей, утвержденное постановлением Прави­тельства РФ от 7 марта 1995 г. № 233, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 212 // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1053; 1997. № 10. Ст. 1169.

** См.: Российский статистический ежегодник (1996). М., 1996. С. 167.

Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. В та­ких случаях органы управления образованием и образователь­ные учреждения, реализующие образовательные програм­мы, с согласия родителей обеспечивают обучение этих детей на дому. С учетом необходимости обеспечения специального подхода порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861*. Им также определено (п. 8), что органами управле­ния образованием компенсируются затраты родителей на са­мостоятельное обучение детей-инвалидов. При этом размеры компенсации указанных затрат определяются государствен­ными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципаль­ном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

* СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3754.

Таким образом, на выбор родителями вида образователь­ного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять раз­личные факторы: состояние здоровья ребенка и его способно­сти, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т. п. В лю­бом случае право выбора родителями должно осуществляться с учетом мнения ребенка.

Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения*. Так, в случае совершения несовершенно­летними детьми преступлений небольшой или средней тяжести на родителей в соответствии со ст. 90—91 РФ может быть воз­ложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры. На практике данная мера вы­ражается в передаче несовершеннолетнего под надзор родите­лей. При принятии такого решения судам рекомендуется выяс­нять возможности родителей (лиц, их заменяющих) осуществлять надзор за ребенком (характер их работы, образ жизни и др.) и оказывать на него воспитательное воздействие**.

* См.: п. 4 Ст. 52 Закона об образовании; п. 60 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Прави­тельства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1058 и от 15 января 1997 г. № 38 // СЗ РФ. 1994. № 19. Ст. 2221; 1996. № 38. Ст. 4430; 1997. № 3. Ст. 395.

** См.: Комментарий к УК РФ (общая часть) / Под общей ред. Скуратова Ю. И. и Лебедева В. М. М, 1996. С. 258-261

Право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родствен­ников на общение с ребенком. Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее полно и глубоко в условиях всесторонней заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предпо­лагает необходимость их общения с ребенком. Это соответству­ет и интересам указанных лиц, которые могут испытывать по­требность в общении с ребенком (как с внуком, братом, сест­рой, племянником и т. д.) в силу родственных чувств и взаим­ной привязанности. Поэтому п. 1 ст. 67 СК закреплено право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком. Право на общение с ребенком его родственников не только направлено на защиту их взаимных интересов, но и согласуется с другими нормами СК, закрепля­ющими, в частности: а) необходимость построения семейных от­ношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомо­щи и ответственности перед семьей всех ее членов, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав (ст. 1 СК); б) право детей на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК).

По сравнению с КоБС (ст. 57), перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, СК существенно рас­ширен, хотя окончательно и не конкретизирован. Сейчас, кро­ме дедушки и бабушки, имеется прямое указание о наличии такого права у брата и сестры ребенка. К категории лиц, име­ющих право на общение с ребенком, можно отнести его тетю, дядю, а также и иных родственников.

В силу различных обстоятельств (развод супругов, семей­ный конфликт, смерть одного из родителей и т. п.) некоторые родители препятствуют дедушке или бабушке видеть своих внуков, братьям и сестрам - своих братьев и сестер, дяде и тете - племянников и т. д. Согласно п. 2 ст. 67 СК полномочи­ями по разрешению подобных спорных ситуаций наделен орган опеки и попечительства, который может обязать родителей (од­ного из них) не препятствовать общению близких родственни­ков с ребенком. Порядок их общения (время, место, продолжи­тельность и т. п.) в таких случаях определяется решением (распоряжением) органа опеки и попечительства. При неисполне­нии родителями (одним из них) такого решения органа опеки и попечительства близкие родственники ребенка (то есть дед, бабушка, братья и сестры) либо сам орган опеки и попечитель­ства в соответствии с п. 3 ст. 67 СК вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Спор разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Представляется, что порядок общения близ­ких родственников с ребенком может определяться судом при­менительно к принципиальным положениям семейного зако­нодательства о порядке общения с ребенком отдельно прожи­вающего родителя (ст. 66 СК). Решение суда подлежит обяза­тельному исполнению родителями. В случае неисполнения су­дебного решения об устранении препятствий близким родствен­никам к общению с ребенком на виновного родителя может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных за­коном минимальных размеров оплаты труда (ст. 406 ГПК).

Права и обязанности родителей по защите прав и инте­ресов детей. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов закреплено в ст. 56 СК. Там же установлено, что защита прав и интересов ребенка должна осуществляться ро­дителями или лицами, их заменяющими. Поскольку несовер­шеннолетние не обладают дееспособностью в полном объеме (а несовершеннолетние в возрасте до шести лет абсолютно недее­способны), а значит, и не в состоянии самостоятельно защи­тить свои права и законные интересы, ст. 64 СК закрепляет обязанность родителей по защите прав и интересов детей и соответственно наделяет их статусом законных предста­вителей своих детей.

В силу прямого указания закона (п. 1 ст. 64 СК) родители как законные представители своих детей наделены полномо­чиями выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (то есть без довереннос­ти). Для этого им достаточно предъявить документы, подтвер­ждающие факт происхождения детей от конкретных родите­лей (свидетельство о рождении ребенка). Исходя из закреп­ленного законом принципа равенства прав и обязанностей ро­дителей (ст. 61 СК), функции по защите прав и интересов де­тей могут осуществляться как отцом, так и матерью ребенка, а равно - ими обоими одновременно. Предметом защиты явля­ются права детей, предусмотренные как семейным законодательством (ст. 54-58, 60 СК), так и другими отраслями зако­нодательства (гражданское, жилищное, трудовое и др.). Спо­собы защиты родителями прав и интересов несовершеннолет­них детей зависят от различных факторов: содержание самого права, возраст ребенка, характер совершенного правонару­шения и т. д.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"* на родителей возложена защита прав и интересов несовершеннолетних за пределами РФ.

* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

На практике родители чаще всего осуществляют полно­мочия законных представителей своих детей в делах, вытека­ющих из гражданско-правовых отношений, семейных правоот­ношений, а также при рассмотрении совершенных детьми ад­министративных и уголовных правонарушений.

Полномочия родителей по защите прав несовершеннолет­них детей в гражданских правоотношениях определяются нор­мами гражданского законодательства о представительстве (ст. 26, 28, 37, 182 ГК). Как известно, гражданским законода­тельством несовершеннолетним предоставляются лишь ограни­ченные полномочия по распоряжению принадлежащим им иму­ществом, различающиеся в зависимости от достигнутого деть­ми возраста - от шести до четырнадцати лет или от четыр­надцати до восемнадцати лет (ст. 26, 28 ГК; ст. 60 СК). Соот­ветственно родители выступают в гражданских правоотноше­ниях как законные представители своих детей, не достигших возраста четырнадцати лет, то есть совершают от их имени и в их интересах те сделки, которые дети не вправе заключать самостоятельно. Что касается несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, то родители не заключают сделок от их имени, а дают письменное согласие на совершение деть­ми тех сделок, которые они не могут совершать самостоятельно.

При совершении несовершеннолетним в возрасте от че­тырнадцати до восемнадцати лет сделки без согласия родите­лей, когда это согласие в силу закона (ст. 26 ГК) было необхо­димо, родители вправе в судебном порядке оспорить такую сделку и требовать признания ее недействительной (ст. 175 ГК). Предъявляя иск о признании сделки недействительной, роди­тели исполняют свою обязанность по защите интересов своих несовершеннолетних детей.

Способность лично осуществлять свои права в суде и по­ручать ведение дела представителю (гражданская процессу­альная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия. Поэтому права и интересы несовершеннолет­них защищаются в суде их законными представителями - ро­дителями. Однако при этом суд обязан привлечь к участию в деле самих несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет (ст. 32 ГПК). Закон (ст. 48 ГПК) наделяет за­конных представителей правом совершать от имени представ­ляемых все процессуальные действия, право совершения ко­торых принадлежит представляемым. Например, законные представители вправе предъявить иск о взыскании алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей (от. 107 СК) или о возмещении ущерба, причиненного имуществу или лич­ности детей (ст. 1064 ГК), отказаться от иска, признать иск, заключить мировое соглашение и др. Родители представляют интересы детей, являющихся также и ответчиками (например, по спору о разделе наследственного имущества). В тех случа­ях, когда несовершеннолетние могут самостоятельно выступать в суде в защиту своих прав (споры, вытекающие из трудовых, брачно-семейных правоотношений, из сделок, связанных с рас­поряжением полученным заработком, и др.), суд исходя из кон­кретных обстоятельств дела вправе привлечь к участию в деле родителей для оказания несовершеннолетним помощи.

В соответствии со ст. 249 Кодекса РСФСР об администра­тивных правонарушениях* полномочия законного представите­ля осуществляются родителями при защите интересов своих детей, как привлекаемых к административной ответственнос­ти, так и являющихся потерпевшими по делам об администра­тивных правонарушениях.

* Введен в действие с 1 января 1985 г. постановлением Верховного Совета РСФСР от 20 июня 1984 г., с последующими изменениями и дополнениями (Далее - КоАП РФ).

Если же несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности, то их родители имеют право ознакомиться с материалами дела при окончании предварительного следствия. В судебном заседании родители несовершеннолетнего подсу­димого вправе участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. Они присутствуют в зале судебного за­седания в течение всего судебного разбирательства. Кроме того, вызов несовершеннолетнего к следователю и в суд производит­ся, как правило, через его родителей (ст. 395, 398, 399 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР*). Законные представители могут также участвовать при допросе своих несовершеннолет­них детей в качестве свидетелей. При этом они имеют право с разрешения следователя задавать вопросы, а по окончании доп­роса подтвердить правильность записи показаний (ст. 159 УПК).

* Принят третьей сессией Верховного Совета РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 г., с последующими изменениями и дополнениями (Далее - УПК).

Родители как законные представители своих несовершен­нолетних детей осуществляют их права и в исполнительном производстве. Вместе с тем родители могут поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя (п. 2 ст. 30, п. 1, 4 ст. 37 Закона об исполнительном производстве).

При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечитель­ства, одной из основных задач которого является защита лич­ных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. По ре­зультатам проверки такого обращения или любого иного сооб­щения органом опеки и попечительства может быть, в частно­сти, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких случаях исполнение родителя­ми полномочий законных представителей своих детей может нанести ущерб имущественным и личным правам ребенка. По­этому Кодекс (п. 2 ст. 64 СК) запрещает родителям в подобной ситуации представлять интересы своих детей. Соответственно к обязанности органа опеки и попечительства в случае разногласий между родителями и детьми отнесено назначение пред­ставителя для защиты прав и интересов детей. Однако, как пра­вильно отмечается в юридической литературе, четко правовое положение такого представительства в СК не определено*.

* См.: Нечаева А. М. Указ. соч. С. 165.

Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (ст. 71 СК) или огра­ниченные в родительских правах (ст. 74 СК).

Право родителей на защиту родительских прав. Право родителей на воспитание ребенка предполагает наличие у них возможности лично воспитывать ребенка, а для этого он должен находиться вместе с родителями. Удержание ребенка дру­гими лицами при отсутствии к этому законных оснований явля­ется нарушением родительских прав. Поэтому закон не только наделяет родителей родительскими правами, но предусматри­вает специальные меры по защите родительских прав. В соот­ветствии с п. 1 ст. 68 СК родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на осно­вании закона или судебного решения. Право родителей требо­вать возврата ребенка от любого лица основано на их пре­имущественном праве на воспитание своих детей перед други­ми лицами (п. 1 ст. 63 СК). Такое требование может быть предъявлено родителями при условии, что ребенок удержи­вается какими-либо лицами, включая и родственников, не на основании: а) закона (то есть не в связи с установлением над ребенком опеки или попечительства, усыновлением, переда­чей в приемную семью, в воспитательное учреждение и т. д.); б) судебного решения. Например, ребенок может быть времен­но (на определенный срок) передан самими родителями по тем или иным причинам (командировка, отпуск, отсутствие в те­чение какого-то времени в месте жительства по иным причи­нам и т. п.) на воспитание своим родственникам (дедушка, ба­бушка, тетя, дядя и др.) или знакомым. По истечении же ого­воренного срока лица, у которых находится ребенок, уклоня­ются от его возврата родителям, выдвигая в качестве обосно­вания своих действий различные предлоги (ребенок привык к ним и не хочет возвращаться домой, необходимо завершить начатый курс обучения в образовательном учреждении и т. д.). В таких случаях родители лишаются возможности воспиты­вать своих детей, что вызывает необходимость принятия ими мер по защите своих родительских прав. Ребенок может быть возвращен родителям по их требованию без вмешательства государственных и иных органов, то есть по договоренности между заинтересованными лицами. И лишь в случае возникно­вения спора (противодействия в любых формах возврату ре­бенка в семью) родители вправе обратиться в суд за защитой своих родительских прав. Как правило, дела такой категории рассматриваются в суде по месту жительства лиц, противо­правно удерживающих ребенка (ст. 117 ГПК). В силу ст. 78 СК к участию в деле обязательно должен быть привлечен орган опеки и попечительства, которым по результатам обследова­ния условий жизни сторон составляется заключение по заяв­ленному родителями требованию. Преимущественное право родителей на воспитание своих детей учитывается судом, но не во всех случаях может служить основанием для удовлетворе­ния их требования о возврате ребенка. Законом (п. 2 ст. 68 СК) предусматривается возможность отказа в удовлетворении иска родителей, но только при условии, если суд придет к вы­воду, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Это может произойти в случае, если предшествую­щее поведение родителей свидетельствует о том, что они не в состоянии осуществлять надлежащее воспитание ребенка и обеспечить в полном объеме соблюдение его законных прав и интересов. Не исключены также ситуации, когда связанное с возвращением домой лишение ребенка привычных для него условий жизни может неблагоприятно повлиять на его даль­нейшее развитие и воспитание. Закон не содержит исчерпыва­ющего перечня причин, в силу которых суд может отказать в удовлетворении требования родителей о возврате ребенка. Обя­зательным для суда является только учет интересов и мнения самого ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.