Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права 1 страница




Поскольку интересы детей, находящихся под опекой (попе­чительством), были нарушены администрацией Тальменского района, издавшей незаконное постановление от 30 марта 1995 г., суд правильно привлек администрацию района к участию в деле в качестве надлежащего ответчика и взыскал с нее денежные суммы в пользу истцов.

Суд правильно применил при индексации невыплаченных истцам сумм индексы роста цен на продукты питания, одежду и другой инвентарь, стоимость которых определяет размер выплат средств на содержание подопечных, именно в Тальменском райо­не, определенных Тальменским районным отделом статистики Алтайского краевого комитета государственной статистики. Та­кой механизм индексации наиболее полно отражает действитель­ную стоимость продуктов питания, одежды и иного инвентаря в данном регионе; его применение соответствует специальным нор­мативным актам, регулирующим эти правоотношения.

Основанием для прекращения выплаты средств на содер­жание подопечного ребенка является освобождение опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей (при устрой­стве подопечного в воспитательное учреждение, усыновлении его и др. обстоятельства). Прекращение выплаты денежных средств производится по постановлению или распоряжению органа опеки и попечительства.

На опекуна (попечителя) возложена ответственность за воспитание несовершеннолетних подопечных, в связи с чем федеральным законодательством предусмотрено предоставле­ние Ому определенных льгот. Так, в соответствии со ст. 172' КЗоТ гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных и сверхуроч­ных работах, ограничение привлечения к работам в выход­ные дни и направления в командировки, предоставление до­полнительных отпусков, установление льготных режимов тру­да и другие гарантии и льготы, установленные действующим законодательством), распространяются также в полном объе­ме на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Для ухо­да за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до дости­жения ими возраста 18 лет опекунам (попечителям) предос­тавляются дополнительные оплачиваемые выходные дни (ст. 1631 КЗоТ).

 

§ 4. Приемная семья:

понятие и порядок образования приемной семьи;

содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; права и обязанности приемных родителей; права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью

 

Понятие и порядок образования приемной семьи. В Рос­сии издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было заре­гистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в кото­рых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны*. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной се­мье и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). КоБС уже не предусматривал патронат как способ устройства в се­мью детей, оставшихся без попечения родителей**.

* См.: Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 1995. 11 янв.

** См.: Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М., 1998. С. 310-312.

В течение последнего десятилетия практика передачи де­тей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде созда­ния детских домов семейного типа, в том числе на основе крес­тьянских (фермерских) хозяйств*. В конце 80-х - начале 90-х гг. около 400 российских семей из разных регионов страны по соб­ственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей**. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие приемной семьи дано также в ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей" - это форма устройства де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желаю­щими взять детей на воспитание в семью). Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспита­ние, которому законом отдается безусловное предпочтение.

* См.: Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 октября 1989 г. № 800 // Бюллетень Государственного комитета по образованию СССР. 1990. № 2; постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 786 // СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1302.

* См.: Письмо Министерства образования РФ и Российского детского фонда от 16 ноября 1994 г. № 127-М/ 01-14/631 "Об оказании помощи детским домам семейного типа территориальными органами управления образо­ванием" // Вестник образования. 1995. № 1.

В соответствии с п. 2 ст. 151 СК постановлением Прави­тельства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 утверждено Положение о приемной семье*.

* СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3721.

Приемная семья образуется на основании договора о пере­даче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, то есть суп­ругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (п. 1 ст. 151 СК). Основанием для заклю­чения такого договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с просьбой о передаче им на воспита­ние конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К заявлению должно быть приложено действующее в течение одного года заключение органа опеки и попечительства о воз­можности быть приемными родителями и другие необходимые документы (п. 7 и 14 Положения о приемной семье). В Москве договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключа­ется с приемными родителями главой Управы района*.

* См.: Ст. 9 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 6.

Приемными родителями могут стать совершеннолетние граждане, как состоящие в браке, так и не состоящие в бра­ке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст. 153 СК). Прием­ные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Кроме того, между детьми и приемными родителями в прин­ципе должны возникнуть более тесные связи, чем между по­допечными детьми и опекунами (попечителями), на что указы­вает само наименование субъектов приемной семьи: "прием­ные родители" и "приемный ребенок".

В приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек (п. 2 Положения о приемной семье). Срок, на который дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью (п. 15 Положения о при­емной семье).

Содержание договора о передаче ребенка (детей) на вос­питание в приемную семью. Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в семью определяется ст. 152 СК. Из нее следует, что данный договор должен обязательно предус­матривать: а) условия содержания, воспитания и образования ребенка; б) срок, на который ребенок помещается в приемную семью; в) права и обязанности приемных родителей; г) обязан­ности по отношению к приемной семье органа опеки и попечи­тельства; д) основания и последствия прекращения договора.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и при­емными родителями по месту жительства (нахождения) ре­бенка. Граждане (супруги или отдельные граждане), желаю­щие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без по­печения родителей, именуются в договоре приемными родите­лями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в прием­ную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей. В договоре указывается срок его действия и оговаривается порядок его продления. Примерная форма дого­вора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью представлена в Приложении № 1 к Положению о приемной семье. Необходимые изменения и дополнения в текст пример­ного договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в при­емную семью могут быть внесены по соглашению сторон с уче­том конкретной жизненной ситуации.

В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусматриваются следующие основные обя­занности приемных родителей: а) воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь; б) создавать необходимые условия для получе­ния ребенком образования, заботиться о его здоровье, физи­ческом, психическом, духовном и нравственном развитии; в) осуществлять защиту прав и интересов ребенка; г) обеспечи­вать уход за ребенком и лечение, систематический показ вра­чам-специалистам в соответствии с медицинскими рекоменда­циями и состоянием здоровья ребенка; д) обеспечивать посеще­ние приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения (при невозможности посе­щения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установлен­ных законом доступных для ребенка формах); е) извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье небла­гоприятных условий для содержания, воспитания и образова­ния ребенка (Приложение № 1 к Положению о приемной семье).

В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью определяются также обязанности органа опе­ки и попечительства по отношению к приемной семье. Так, со своей стороны орган опеки и попечительства обязуется: а) еже­месячно перечислять на банковские счета приемных родителей денежные средства на содержание ребенка (детей) исходя из установленных норм материального обеспечения по фактичес­ки сложившимся ценам в данном регионе; б) ежеквартально пе­ресчитывать размер денежных средств, необходимых на содер­жание ребенка с учетом изменения цен на товары и услуги; в) ежемесячно производить в установленном размере оплату тру­да приемным родителям и дополнительную оплату труда (на каж­дого взятого на воспитание в семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с откло­нениями в развитии, ребенка-инвалида и др.); г) выделить при­емным родителям в согласованный срок квартиру (дом) для осу­ществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию при­емного ребенка (детей), если они взяли на воспитание не менее трех детей и не имеют необходимого жилого помещения (При­ложение № 1 к Положению о приемной семье).

В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть также предусмотрено прикрепление при­емной семьи для приобретения продуктов питания к конкрет­ной базе или магазину с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету. По соглашению сторон в него могут быть включены иные взаимные обязательства приемных родителей и органа опеки и попечительства, включая выделение во вре­менное пользование земельных участков, автотранспорта и др.

Размер оплаты труда приемных родителей устанавливает­ся законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых в семью на воспитание детей (п. 1 ст. 152 СК). В таком же поряд­ке приемным семьям могут предоставляться льготы различного характера. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье" (п. 3) органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано: а) выделять в собственность при­емной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатно­го предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание; б) пре­доставить преимущественное право приемной семье, создаю­щей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи; предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяй­ство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений; в) принимать меры по освобождению при­емной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые 2 года после образования от уплаты местных налогов; г) выделять в первоочередном порядке приемной семье, создаю­щей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кре­диты для развития производственной базы этих хозяйств, при­обретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производ­ства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресур­сов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводи­телей; д) оказывать помощь приемной семье, создающей крес­тьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связан­ных с финансированием за счет средств местных бюджетов стро­ительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов ин­женерного обустройства, а также затрат, направляемых на по­вышение плодородия почв.

Указанные положения закреплены в законодательстве некоторых субъектов РФ*.

* См. напр.: п. 1 постановления главы Администрации Ивановской области от 30 января 1997 г. № 40 "О приемной семье" // Собрание законодательства Ивановской области. 1997. № 2.

В целом законодательство субъектов Российской Федерации содержит нормы о льготах приемным семьям безотноси­тельно от того, создали они крестьянское (фермерское) хозяй­ство или нет, значительно более широкого объема. В настоя­щее время специальные законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям при­няты в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Пер­мской, Свердловской, Тюменской, Ярославской и других облас­тях. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот соци­ального и жилищного характера, предоставляемых в регионах приемным семьям, к которым относятся: предоставление скид­ки в размере до 50 процентов за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон*; предоставление земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога**; пре­имущественное право на получение санаторно-курортных пу­тевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения***; предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительностью - от 42 до 56 дней****. В некоторых регионах приемные семьи по льготам приравнива­ются к многодетным семьям без конкретизации имеющихся у них дополнительных прав и преимуществ*****.

* См. напр.: Ст. 4 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. № 124 "О приемной семье" // Думские Ведомости. 1997. № 9; Ст. 5 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. № 72- ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области" // Липецкая правда. 1997. 15 июля.

** См. напр.: п. 42 Типового положения о приемной семье, утвержденного указом главы Республики Коми от 8 февраля 1996 г. № 34 // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми 1996. № 6. Ст. 520.

*** См. напр.: Ст. 4 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. № 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье" // Курская правда. 1997. 19 июня; Ст. 5 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. № 72- ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области"// Липецкая правда. 1997. 15 июля.

**** См. напр.: Ст. 1 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. № 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье" // Курская правда. 1997. 19 июня; Ст. 2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. № 124 "О приемной семье" // Думские Ведомости. 1997. № 9.

***** См. напр.: Ст. 4 Закона Ярославской области от 6 июня 1997 г. № 12-з "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" // Губернские вести. Спецвыпуск "Документ" № 19. 1997. 10 июня.

Что касается размера оплаты труда приемных родителей, то этот вопрос решается на местах по-разному. Однако при этом, как правило, за основу берутся различные ставки оплаты труда педагогических работников или минимальный размер оплаты труда. Например, ст. 9 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве"* закреплено, что заработная плата приемных роди­телей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки одиннадцатого разряда Еди­ной тарифной сетки для педагогических работников учрежде­ний образования. В ст. 9 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. № 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов, семей­ных отношений в Новгородской области"** установлено, что труд приемных родителей оплачивается в размере максимальной ставки оплаты труда воспитателя (без категории) по единой тарифной сетке без учета стажа работы пропорционально ко­личеству находящихся на воспитании детей. При этом предус­мотрено, что за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего отклонения в физическом или психическом развитии, дополнительно выплачивается не менее 50% минимального размера оплаты труда. Примерно такой же порядок оплаты труда приемных родителей предус­мотрен ст. 2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. № 124 "О приемной семье"***, ст. 1 Закона Курской области от 40 июня 1997 г. № 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (ро­дителя) и льготах, предоставляемых приемной семье"****.

* Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 6.

** Новгородские Ведомости. 1996. 9 авг.

*** Думские Ведомости. 1997. № 9.

**** Курская правда, 1997. 19 июня.

В отдельных регионах оплата труда приемных родителей устанавливается исходя из минимального размера оплаты тру­да. Так, в ст. 4 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. № 72-ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Ли­пецкой области"* определено, что оплата труда приемных ро­дителей составляет от трех до девяти минимальных размеров оплаты труда в зависимости от количества взятых на воспита­ние детей. В Ярославской области ежемесячная оплата труда приемных родителей, взявших на воспитание трех детей, со­ставляет пять минимальных размеров оплаты труда с повыше­нием на тридцать процентов за каждого последующего за тре­тьим приемным ребенком**.

* Липецкая правда. 1997. 15 июля.

** См.: Ст. 1 Закона Ярославской области от 6 июня 1997 г. № 12-з "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" // Губернские вести. Спецвыпуск "Документ" № 19. 1997. 10 июня.

Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье следует от­разить в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Споры, возникающие между сторонами (то есть между приемными родителями и органом опеки и попечительства) в процессе исполнения договора, рассматриваются сторонами в срок, предусмотренный договором, в целях выработки согла­сованного решения, а при недостижении соглашения переда­ются на разрешение в суд.

Досрочное расторжение договора о передаче ребенка (де­тей) на воспитание в приемную семью. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается на определенный срок, как правило, до достижения ребенком возраста совершеннолетия. Тем не менее, Семейным кодексом допускается досрочное расторжение договора. Основания дос­рочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью как по инициативе приемных родителей, так и по инициативе органа опеки и попечитель­ства, предусмотрены п. 2 ст. 152 СК. Так, по просьбе прием­ных родителей договор может быть расторгнут при наличии уважительных причин (болезнь приемных родителей; отсут­ствие взаимопонимания с ребенком; изменение семейного или имущественного положения приемных родителей; конфликт­ные отношения между детьми и др.). Основаниями досрочного расторжения договора по инициативе органа опеки и попечи­тельства могут являться такие обстоятельства, как возникно­вение в приемной семье неблагоприятных условий для содер­жания, воспитания и образования ребенка, а также возвраще­ние ребенка родителям или усыновление ребенка. Кроме того, стороны вправе расторгнуть договор при невыполнении его условий (в договоре должны быть определены условия, невы­полнение которых дает право сторонам на досрочное растор­жение договора). Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - в судебном порядке.

Права и обязанности приемных родителей. Приемными родителями могут стать только совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создать им условия для всесто­роннего развития. Закон (п. 1 ст. 153 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть приемными родителя­ми. Это касается лиц, в возможности которых обеспечить над­лежащее семейное воспитание детей имеются по объектив­ным причинам серьезные и веские сомнения. К ним отнесены:

а) граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, в результате которого не могут по­нимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК), или ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, в связи с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК);

б) лица, лишенные по суду родительских прав или огра­ниченные судом в родительских правах (ст. 69-71, 73 СК);

в) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечи­теля) за ненадлежащее выполнение возложенных на них зако­ном обязанностей (при использовании ими опеки (попечитель­ства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без над­зора и необходимой помощи) (п. 3 ст. 39 ГК);

г) бывшие усыновители, если усыновление отменено су­дом по их вине (в случае уклонения усыновителей от выполне­ния возложенных на них обязанностей родителей, злоупотреб­ления родительскими правами, жестокого обращения с усы­новленными, заболевания хроническим алкоголизмом или нар­команией (ст. 141 СК);

д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуще­ствлять обязанности по воспитанию детей.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не мо­жет усыновить ребенка, принять его под опеку (попечитель­ство), взять ребенка на воспитание в приемную семью, утверж­ден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542* (о содержании Перечня см. § 2 настоящей главы). Медицинское освидетельствование граждан, желающих стать приемными родителями, производится в порядке, определенном Министер­ством здравоохранения РФ**.

* СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304.

** См.: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями" // БНА. 1996. № 8.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 153 СК; п. 7-11 Положения о прием­ной семье). Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключе­ние о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены следующие документы: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в уста­новленном порядке; документ, подтверждающий наличие жи­лья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в прием­ную семью (копия финансового лицевого счета с места жи­тельства и выписка из домовой книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении бра­ка (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-про­филактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Для подготовки заключения о возможности быть прием­ными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

На основании заявления и акта обследования условий жиз­ни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными роди­телями. При этом в соответствии с п. 2 ст. 146 СК обязательно должны быть приняты во внимание нравственные и иные личные качества лиц, желающих стать приемными родителями, состояние их здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами се­мьи, проживающими совместно с ними, а также, если это воз­можно, желание самого ребенка. Критерии, по которым долж­на оцениваться способность лица к выполнению обязанностей при­емных родителей, Семейным кодексом и Положением о прием­ной семье не установлены, что предполагает необходимость ин­дивидуального подхода органа опеки и попечительства к реше­нию данного вопроса в каждом конкретном случае.

В случае, если лицо (лица) изъявляет желание взять на вос­питание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ре­бенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключе­нии должно быть указано о наличии у приемных родителей необ­ходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).

Заключение органа опеки и попечительства о возможнос­ти лица быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. От­рицательное заключение и основанный на нем отказ в заклю­чении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения зая­вителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновре­менно заявителю возвращаются все документы и разъясняет­ся порядок обжалования решения.

Для подбора, обучения лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, а также осуществления конт­роля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъек­тов РФ могут создавать отделы по устройству детей на воспи­тание в приемную семью (п. 11 Положения о приемной семье).

Заключение органа опеки и попечительства о возможнос­ти конкретных лиц быть приемными родителями дает им пра­во на подбор детей из воспитательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной за­щиты населения и других аналогичных учреждений вне зави­симости от их ведомственной принадлежности и организацион­но-правовой формы по направлению органа опеки и попечи­тельства для посещения ребенка по месту его жительства (на­хождения). Администрация этих учреждений обязана ознако­мить лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Согласно п. 3 ст. 153 СК приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), предусмотренными ст. 36-38 ГК и ст. 150 СК. Они несут за приемного ребенка ответственность перед обществом, имеют право и обязаны вос­питывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для по­лучения им образования, готовить его к самостоятельной жиз­ни. Принципиально важно, что права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (п. 16-17 Положения о приемной семье).

Приемные родители являются законными представителя­ми приемного ребенка, защищают его права и интересы (в том числе в суде) без специальных на то полномочий (п. 2 ст. 31 ГК; п. 17 Положения о приемной семье); совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необхо­димые сделки (п. 2 ст. 32 ГК; ст. 150 СК); дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрас­те от 14 до 18 лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей (п. 2 ст. 33 ГК); имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образова­тельные учреждения на общих основаниях (п. 18 Положения о приемной семье); распоряжаются в установленном ст. 37 ГК порядке имуществом приемного ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.