Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституции императоров и их виды




Закон

Обычай как источник римского права

Обычаи признавались источником права, если отсутствовали

конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах,

в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать

то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование

обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно

применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно

установлено нравами» (Дигесты).

В императорский период обычай не должен был противоречить

закону; обычай не мог отменять указание закона

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для

защиты судом, он должен был:

– выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни

более одного поколения;

– выражать однообразную практику, причем безразлично, действия

или бездействия;

– воплощать неотложную и разумную потребность именно в

правовом регулировании ситуации,

Особенность римского правового обычая – неразрывность понимания

обычая с нравами. Предписания обычая – «молчаливое согласие

народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай

носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет

жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая

нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе

подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной

традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить

ссылки на Священное писание и евангелический канон.

 

Законы (leges) представляли собой решения народных со-

браний и являлись общеобязательными правовыми установле-

ниями. Законы разрабатывались народными собраниями, со-

зываемыми магистратами, а затем одобрялись и окончательно

принимались сенатором.

Любой римский закон состоял из: (1) вступления (praescriptio),

которое содержало имена организаторов закона и предсе-

дателя комиции, дату и место проведения голосования, (2) со-

держания (rogatio) и (санкции (sanctio), под которые

подпадали нарушители закона.

Закон предлагался магистратом, принимался народным собрани-

ем и одобрялся сенатом. В классический период необходимость

в одобрении сената отпала, и закон вступал в силу

после голосования по нему.

Виды законов:

– lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность

сделки;

– lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без

признания сделки недействительной;

– lex imperfecta – без санкции.

Подвиды римских законов:

– lex как постановление народного собрания, имеющее высшую

юридическую силу;

– plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской

общины,

 

 

Конституции римских императоров у римских юристов общее

различных видов императорских предписаний, получивших

значение источников права в период принципата и империи.

 

Различалось несколько видов императорских конституций:

1) эдикты – нормы общего действия. Они выставлялись на

побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;

2) декреты – судебные решения, обычно в ответ на апелляцию

на решения судов низших инстанций;

3) рескрипты – ответы на запросы должностных и частных лиц;

4) мандаты – общеобязательные указания чиновникам, которые

вышли из употребления.

 

Первые попытки кодификации римского права предпринимали

частные лица. После смерти Марка Аврелия Papirius Iustus

собрал его конституции. В 295 г. в Берите (Бейруте) появился

кодекс гре-горианцев (Codex Gregorianus), который содержал

конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана

(295 г. н. э.) в 14 книгах. Дополнением к нему служил кодекс

Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между

314и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до

Константина.

В начале IV в. на базе работ Ульпиана был разработан учебник –

переработанные сочинения Павла «Синтенции» в Дигестах.

Официальная кодификация римского права началась в первой

половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия

(Codex Theodosianus) 437 г., содержащий в 16 книгах

конституции императоров начиная от Константина. Кодекс

Феодосия содержал вещное и обязательственное право

(две части имущественного права).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.