Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последствия истечения исковой давности 4 страница




*(243) Все эти опасности отмечались еще в дореволюционной литературе как "темные стороны акционерного дела" (Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. С. 367-369).

*(244) О причинах этого см., например: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М., 1996. С. 55-58.

*(245) Интересно, что в первоначальных вариантах проекта Закона об акционерных обществах ограничения на этот счет вообще отсутствовали; по принятой в 1995 г. редакции закона наблюдательный совет мог наполовину состоять из членов исполнительного органа общества; в действующей редакции 2001 г. максимальный размер их участия составляет уже лишь 25% (абз. 2 п. 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах).

*(246) В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах речь идет о специальных правилах Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества 2001 г. (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"). Подробнее об этом см.: Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" / Под ред. Г.С. Шапкиной. 3-е изд. М., 2002. С. 18-25 (автор комментария - Г.С. Шапкина).

*(247) См., например, Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562), которым предусмотрены особенности правового статуса акционерных инвестиционных фондов, действующих в форме открытых акционерных обществ.

*(248) В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах публично-правовые образования могут быть учредителями только открытых акционерных обществ (кроме случаев создания акционерных обществ в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий).

*(249) Закон об акционерных обществах в противоречии с требованием п. 1 ст. 67 ГК не предусмотрел для всех акционеров права на информацию о деятельности общества, включая знакомство с его бухгалтерскими книгами и иной документацией (ср. п. 2 ст. 31 и п. 1 ст. 91 Закона об акционерных обществах, предоставивших такое право лишь крупным акционерам), опасаясь открыть тем самым доступ к этой информации недобросовестным конкурентам. Вместе с тем в открытом акционерном обществе, обязанном к публичному ведению дел, значительная часть информации не является коммерческой тайной.

*(250) Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611; 2002. N 12. Ст. 1093). Далее - Закон о народных предприятиях.

*(251) По справедливому замечанию И.В. Елисеева, "народное предприятие" по существу "является гибридом АО, артели и казармы" (Гражданское право. Том 1. Учебник. Изд. 6-е / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. С. 188).

*(252) Согласно Временному положению о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденному Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 47. Ст. 2722; СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1832; 2003. N 13. Ст. 1229), такие компании владеют контрольными пакетами акций других обществ, причем эти последние, в свою очередь, не могут владеть акциями холдинговой компании.

*(253) Сама терминология "piercing the corporate veil" ("снятие корпоративной маски") пришла из практики судов в отношении "компаний одного лица", иногда недобросовестно скрывавших имущество учредителя (единственного участника) от его кредиторов. В более широком плане эта проблема стала предметом изучения и получила отражение в законодательстве лишь в 70-е гг. XX века (подробнее см.: Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. С. 145 и сл.).

*(254) Пункт 3 ст. 6 Закона об акционерных обществах с целью устранения ответственности основного общества по долгам дочернего и в противоречии с правилами п. 2 ст. 105 ГК установил требование о необходимости "заведомого знания" (т.е. прямого умысла) "материнской" компании о том, что выполнение ее указаний доведет дочернее общество до банкротства. Тем не менее арбитражно-судебная практика разъяснила, что ответственность "материнской" компании за причинение убытков дочернему обществу может наступать при наличии ее вины в любой форме (абз. 3 п. 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19), тем самым подтвердив приоритет ГК в этом вопросе.

*(255) Абзац 4 п. 3 ст. 6 Закона об акционерных обществах обусловил и эту возможность требованием обязательного наличия умысла в действиях "материнской" компании при причинении ее действиями вреда дочернему обществу.

*(256) СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.

*(257) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321; 2001. N 21. Ст. 2062; 2002. N 12. Ст. 1093). Далее - Закон о производственных кооперативах.

*(258) Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. С. 281-283.

*(259) Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 160; Ст. 167; N 24. Ст. 2248). Далее - Закон о сельхозкооперации.

*(260) Производственными кооперативами в действительности являются и те "потребительские" кооперативы в области сельского хозяйства, которые согласно ст. 4 Закона о сельхозкооперации создаются "сельскохозяйственными товаропроизводителями", в том числе юридическими лицами, на условии их обязательного участия в "хозяйственной" (перерабатывающей, сбытовой, снабженческой, обслуживающей и тому подобной), т.е. по существу в предпринимательской деятельности такого кооператива, которая к тому же согласно п. 13 ст. 4 данного закона наполовину осуществляется для сторонних лиц, вообще не являющихся членами данного "потребительского" кооператива. Поэтому наименование такого кооператива "некоммерческой организацией" в п. 2 ст. 4 названного закона призвано скрыть реальный коммерческий характер его деятельности.

*(261) Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 240.

*(262) Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. С. 169-172. Такой взгляд на предприятие был безусловно господствующим в дореволюционной литературе. Так, по словам А.И. Каминки, "признание торгового предприятия как такового юридическим лицом сводило бы на нет самое понятие юридического лица. Совершенно очевидно, что предприятие не субъект, но объект прав" (Каминка А.И. Очерки торгового права (Серия "Научное наследие"). М., 2002. С. 149.

*(263) По словам Г.Ф. Шершеневича, "предприятие как таковое является в жизни объектом сделок - оно не может быть одновременно субъектом. Частноправовой строй, лежащий в основе современной народнохозяйственной организации, не согласуется с коллективистическим воззрением на предприятие" (Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. С. 170).

*(264) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; 2003. N 50. Ст. 4855). Далее - Закон об унитарных предприятиях.

*(265) Тем самым юридически и логически удовлетворительно решается вопрос о существовании так называемых "коллективных предприятий", или "предприятий, принадлежащих их работникам". Это политэкономическое понятие не является самостоятельной юридической (гражданско-правовой) категорией, ибо в действительности речь идет об акционерных и других хозяйственных обществах, участниками которых, в том числе и преобладающими, являются их же наемные работники, включая получивших акции (доли, паи) на льготных условиях. Хозяйственные общества не меняют при этом своей юридической природы, а на государственных предприятиях такая ситуация в принципе исключается (в противном случае они просто перестают быть государственными).

*(266) Вызывает сомнение соответствие перечисленных ограничений конституционному принципу равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ), ибо само их наличие ясно свидетельствует о преимущественной защите законом интересов публичных собственников.

*(267) Совещательные органы, которые могут создаваться на некоторых предприятиях на основании п. 4 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях, не являются органами этого предприятия как юридического лица, поскольку не имеют полномочий на формирование или изъявление вовне его воли: по смыслу закона воля унитарного предприятия как участника гражданских правоотношений полностью формируется собственником его имущества.

*(268) Такая ответственность по долгам казенного предприятия в интересах его кредиторов сохраняется в течение 6 месяцев при его преобразовании в обычное унитарное предприятие (абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

*(269) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 1998. N 48. Ст. 5849; 1999. N 28. Ст. 3473; 2002. N 12. Ст. 1093; N 43. Ст. 4190; 2002. N 52 (часть 2). Ст. 5141 (далее - Закон о некоммерческих организациях).

*(270) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341; 2000. N 30. Ст. 3120; 2000. N 33. Ст. 3348; N 44. Ст. 4399; 2001. N 1. Ч. 1. Ст. 2; N 53. Ч. 1. Ст. 5030; 2002. N 7. Ст. 631; N 12. Ст. 1093; N 26. Ст. 2517; N 30. Ст. 3029; 2003. N 2. Ст. 163; N 28. Ст. 2892 (далее - Закон об образовании).

*(271) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33. Ст. 3424; РГ. 2003. 4 января (далее - Закон о рынке ценных бумаг).

*(272) Исключение составляют некоторые виды некоммерческих юридических лиц, сама конструкция которых предполагает распределение полученной организацией прибыли между ее учредителями (участниками, членами). Например, доходы, полученные потребительским кооперативом от разрешенной предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).

*(273) Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данного юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК; п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

*(274) СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137; 1998. N 30. Ст. 3607; N 51. Ст. 6271; 2000. N 2. Ст. 162; 2001. N 1 (часть 1). Ст. 2 (часть 2). Ст. 20; 2001. N 53 (часть 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (часть 1). Ст. 5132.

*(275) Формально данное требование невыполнимо, ибо кооператив, как любое юридическое лицо, считается созданным и приобретает правосубъектность, в том числе вещные права на имущество, лишь с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

*(276) СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632; 2002. N 12. Ст. 1093 (далее - Закон о садоводческих объединениях).

*(277) СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3420 (далее - Закон о кредитных кооперативах).

*(278) СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122; 2002. N 12. Ст. 1093.

*(279) Закон СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР" не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся потребительской кооперации (см.: постановление Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 г. N 3086-1 "О введении в действие Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"); в части, касающейся сельскохозяйственной кооперации (см.: Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"); в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (см.: Федеральный закон от 10 апреля 1996 г. "О производственных кооперативах" N 41-ФЗ); в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (см.: Федеральный закон от 11 марта 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"). Он также не применяется в части, регулирующей деятельность кредитных потребительских кооперативов граждан (см.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О кредитных потребительских кооперативах граждан").

*(280) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3306; 2000. N 18. Ст. 1910; 2002. N 12. Ст. 1093.

*(281) Ведомости ВС РФ. 1993. N 3. Ст. 99; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 147; 1997. N 17. Ст. 1913; 1999. N 7. Ст. 876; 1999. N 25. Ст. 3042; 1999. N 28. Ст. 3485; 2002. N 52. Ч. 1. Ст. 5135; 2003. N 19. Ст. 1750.

*(282) СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2963; 1998. N 15. Ст. 1794; 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 2; 2002. N 12. Ст. 1093. Далее - Закон о товариществах собственников жилья.

*(283) См.: Крашенинников П. В. Современные проблемы права собственности и иных вещных прав на жилые помещения. Автореф. дисс... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 7, 46-49.

*(284) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001, N 33. Ст. 3424; 2002. N 52 (часть 2). Ст. 5141.

*(285) СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 2003. N 44. Ст. 4262.

*(286) СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.

*(287) СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6286; СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.

*(288) СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720; 2002. N 52. Ч. 1. Ст. 5132; 2003. N 26. Ст. 2566.

*(289) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2002. N 12. Ст. 1093 (далее - Закон о торгово-промышленных палатах).

*(290) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

*(291) Утверждено постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 г. N 24 // Вестник ФКЦБ России. 1997. N 4.

*(292) СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741 (далее - Закон об объединениях работодателей).

*(293) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961; N 34. Ст. 1966; 1993. N 22. Ст. 790; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2397; 2002. N 12. Ст. 1093 (далее - Закон о товарных биржах).

*(294) СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1995. N 47; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029 (далее - Закон об общественных объединениях).

*(295) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029; N 30. Ст. 3033; 2002. N 7. Ст. 745 (далее - Закон о профессиональных союзах).

*(296) СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029 (далее - Закон о свободе совести и о религиозных объединениях).

*(297) СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3334; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029 (далее - Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях).

*(298) СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029 (далее - Закон о политических партиях).

*(299) СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; 2001. N 7. Ст. 623; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 166.

*(300) Утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 и Федерального закона от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ // Ведомости СНД и С РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180; САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1997. N 19. Ст. 2188.

*(301) Утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.

*(302) СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3477; 2001. N 29. Ст. 3058; 2002. N 12. Ст. 1093 (далее - Закон о реструктуризации кредитных организаций). В настоящее время АРКО ликвидировано.

*(303) Однако в германском праве, например, нормы о банкротстве неприменимы к государству (федерации и федеральным землям), а также к ряду других юридических лиц публичного права (Schulze R. u.a. Bьrgerliches Gesetzbuch. Handkommentar. 2. Aufl. Baden-Baden, 2002. S. 40).

*(304) См. об этом, например: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. С. 239-242. Действующий ГК РФ вслед за законами о собственности и Основами гражданского законодательства 1991 г. рассматривает казну не как субъект права, а как часть государственного (или иного публичного) имущества, не закрепленную за государственными юридическими лицами - предприятиями и учреждениями (п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК). Подробнее см. гл. 21 тома II настоящего учебника.

*(305) См.: Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С.Н. Братуся. С. 270-271 (автор раздела - М.И. Брагинский). Попытки обосновать различия между понятиями "целевой" и "специальной" правоспособности применительно к государству (см.: Гражданское право. Том 1: Учебник. Изд. 6-е / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. С. 221-222. Автор главы - А.А. Иванов) представляются неудачными, ибо в гражданском праве целевая правоспособность традиционно отождествлялась со специальной (ср. п. 1 ст. 49 ГК).

*(306) Операции со средствами республиканского бюджета РФ, в том числе управление его доходами и расходами, осуществляет Федеральное казначейство РФ и его территориальные органы, входящие в общую систему Министерства финансов РФ (см.: Положение о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 // САПП РФ. 1993. N 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 681; 1997. N 5. Ст. 696).

*(307) Ранее эти функции выполняла Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (и ее территориальные органы) - см. ст. 11 и п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве; п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" // СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 659.

*(308) От имени публично-правовых образований по их специальным поручениям могут также выступать различные государственные органы и органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК). Но в этом случае речь идет о гражданско-правовых отношениях представительства, в которых перечисленные субъекты выполняют функции представителей, а не органов публичной власти.

*(309) См. абз. 2 п. 3 ст. 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Кроме того, абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК запрещает государственным органам и органам местного самоуправления выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если только иное прямо не предусмотрено специальным федеральным законом.

*(310) См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Отв. ред. Н.И. Марышева, К.Б. Ярошенко. М., 2004. С. 144-145 (автор комментария - М.Л. Шелютто).

*(311) Действующий до 1 января 2006 г. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 1996. N 17. Ст. 1917; N 49. Ст. 5500; 1997. N 12. Ст. 1378; 2000. N 32. Ст. 3330; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 28. Ст. 2892; N 50. Ст. 4855. Далее - Закон о местном самоуправлении 1995 г.) в ст. 42 разрешает муниципальным образованиям создавать банки и иные кредитные организации; аналогичный по названию Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822. Далее - Закон о местном самоуправлении 2003 г.), начинающий действовать с 1 января 2006 г., в п. 4 ст. 51 разрешает им лишь "участвовать в создании хозяйственных обществ" (ср. также п. 1 ст. 68), но одновременно в п. 1 ст. 69 разрешает им также создание указанных некоммерческих организаций.

*(312) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; 2003. N 9. Ст. 805). Далее - Закон о приватизации. Подробнее о приватизации см. гл. 21 тома II настоящего учебника.

*(313) Статья 114 Бюджетного кодекса; Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814); ст. 42 Закона о местном самоуправлении 1995 г. и ст. 64 Закона о местном самоуправлении 2003 г.

*(314) Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18; 1999. N 2. Ст. 246; 2001. N 26. Ст. 2579; 2003. N 23. Ст. 2174.

*(315) Не случайно В.А. Дозорцев, анализируя проблему авторских прав на кинофильмы, создававшиеся на государственных киностудиях, прямо указывал на принципиальную невозможность принадлежности государству первоначальных авторских прав (Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. М., 2003. С. 159).

*(316) См.: Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 733 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за границей" (СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3149) и постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 203; N 39. Ст. 3771).

*(317) Статья 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855).

*(318) См.: Научно-практический комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. 2-е изд. М., 1999. С.231-232 (автор раздела - В.П. Звеков); Хлестова И.О. Вопросы иммунитета государства в законодательстве и договорной практике Российской Федерации // Проблемы международного частного права / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000.

*(319) Следует иметь в виду, что бухгалтерские понятия актива и пассива не совпадают полностью с аналогичными гражданско-правовыми понятиями. Так, в пассив в бухгалтерском смысле включаются заемные средства, которые с позиций гражданского права становятся объектом собственности заемщика (п. 1 ст. 807 ГК), т. е. его активом, и в этом качестве могут стать объектом взыскания его кредиторов (а в пассив имущества включается долг перед заимодавцем, т.е. обязанность возврата денег).

*(320) Российское гражданское право знало одно исключение из этого правила - учреждения в соответствии с п. 2 ст. 298 ГК могли иметь два вида имущества с различным правовым режимом и даже с различным пассивом (долгами), причем не будучи собственниками ни того, ни другого. С принятием Бюджетного кодекса эта возможность для государственных и муниципальных учреждений исключена, ибо все доходы бюджетного учреждения теперь зачисляются на его единый счет в органах казначейства и учитываются в общей (единой) смете (п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 254 БК).

*(321) Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859) к валютным ценностям теперь относятся только иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте. Драгоценные металлы и драгоценные камни, перестав быть валютными ценностями, приобрели режим объектов, разрешенных в обороте, но с сохранением некоторых особенностей, включающих, в частности, преимущественное право государства на покупку добытых или произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов их добычи и производства (п. 5 и 6 ст. 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 1999. N 14. Ст. 1664; 2002. N 2. Ст. 131; 2003. N 2. Ст. 167; п. 2 постановления Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 // СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291).

*(322) См. ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1994. N 10. Ст. 1108; 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; N 33 (часть I). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174).

*(323) См. п. 4 ст. 14 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (часть I). Ст. 2700.

*(324) Необходимость в этом обычно возникает в случаях приостановления и консервации строительства (см. п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 10. С. 19). См. также: Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 1999. С. 192 (автор комментария - М.И. Брагинский).

*(325) См. также: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 11. Ст. 997; N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244 (далее - Закон о регистрации прав на недвижимость).

*(326) Так, в соответствии со ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (часть I). Ст. 2700) государственная регистрация морских судов, в том числе как объектов недвижимости, осуществляется в Государственном судовом реестре или в иных реестрах судов РФ.

*(327) Ст. 1 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 3. Ст. 99; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 147; 1997. N 17. Ст. 1913; 1999. N 7. Ст. 876; N 25. Ст. 3042; N 28. Ст. 3485; 2002. N 52 (часть I). Ст. 5135; 2003. N 19. Ст. 1750). Далее - Закон об основах федеральной жилищной политики.

*(328) Германское право признает недвижимостью только земельный участок, рассматривая находящиеся на нем здания, насаждения и другие недвижимые и даже движимые вещи как его "существенные составные части" (абз. 1 § 94 ГК Германии), т.е. приравнивает их к недвижимостям. В этом случае возникает "физическое единство" земли и ее "составных частей", причем последние "не могут быть предметом особых прав" (§ 93 ГК Германии), ибо входят в состав единого объекта недвижимости. См. об этом: Baur F. Lehrbuch des Sachenrechts. 16. Aufl. Mьnchen, 1992. S. 10-12.

*(329) Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998. С. 275-276.

*(330) См.: Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. М., 2003. С. 45-48, 50-53.

*(331) См. также: ч. 5 ст. 1 и ст. 5 Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2963; 2002. N 1 (часть I). Ст. 2; N 12. Ст. 1093.

*(332) Между тем если кто-либо из них по какой-либо причине не будет иметь доли в праве собственности на общее имущество дома (например, подъезда и лестниц), то просто не сможет нормально пользоваться принадлежащим ему жилым помещением. Уже сама возможность такой парадоксальной ситуации свидетельствует о недостатках конструкции кондоминиума. Для нежилых (например, офисных) помещений, где требование обязательного создания кондоминиума и эксплуатирующего его товарищества собственников в законе отсутствует, такие ситуации в ряде случаев, к сожалению, стали реальностью. Все это свидетельствует в пользу признания объектом недвижимости дома (здания) в целом, а не находящихся в нем отдельных жилых и (или) нежилых помещений.

*(333) В австрийском праве данный подход получил название "жилищной собственности". Подробнее об этом см., например: Koziol H., Welser R. Grundriss des bьrgerlichen Rechts. Bd. I. Allgemeiner Teil, Sachenrecht, Familienrecht. 11. Aufl. Wien, 2000. S. 264-268.

*(334) Этот путь, связанный с признанием индивидуальной собственности на часть жилого дома (этаж, квартиру, комнату) и общей собственности - на "общие части единой постройки", также известен в европейских странах под названием "этажной собственности" (Венедиков П. Ново вещно право. Второ изд. София, 1999. С. 116-117; Дабович-Анастасовска I. Етажна сопственост. Зборник во чест на Асен Групче. Скопiе, 2001). Его главным недостатком как раз и является установление различного правового режима для тесно связанных друг с другом принадлежностей и главной вещи, при котором единый по юридической природе объект недвижимости прекращает существование (Schreiber K. Sachenrecht. 3. Aufl. Stuttgart, 2000. S. 82-83).

*(335) Подробнее о противоречивом подходе российского законодательства к решению этого вопроса см.: Козырь О.М., Маковская А.А. "Единая судьба" земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества (реальность и перспективы) // Вестник ВАС РФ. 2003. N 2. С. 96-100 и сл. Следует отметить, что отказ от принципа "superficies solo cedit" имел место и в ряде восточноевропейских, в частности, балканских стран, воспринявших в свое время социалистический путь развития (хотя и не отказавшихся полностью от частной собственности на землю). С отказом от этого пути принцип "юридического единства недвижимости" был законодательно восстановлен (см., например: Гавела Н. Новото хрватско стварно право // Зборник во чест на Асен Групче. Скопiе, 2001. С. 32).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.