КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и правовая природа служебного права
Тема 1. СЛУЖЕБНОЕ ПРАВО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
С середины 90-х гг. XX в. с большей или меньшей интенсивностью в российской административно-правовой науке ставится вопрос о выделении (обособлении) на базе административного права (а также некоторых других отраслей) группы норм, образующих гак называемое служебное право. Как понятно из названия, служебное право должно включать в себя нормы, регулирующие служебную деятельность в Российской Федерации, а если более конкретно — организацию и функционирование государственной и муниципальной службы. В настоящее время происходит накопление нормативного и доктринального материала по служебному праву. В начале нового века на основе Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации был принят ряд важнейших документов, которые зафиксировали переход от регулирования государственной и муниципальной службы ТК РФ к использованию административно-правовых концепций. Однако в последующие годы реформа государственной службы затормозилась, а дискуссии о необходимости выделения автономного служебного законодательства из трудового возобновились. Все это остро ставит на повестку дня вопрос о возможностях и перспективах формирования на базе административного права Российской Федерации новой правовой отрасли либо подотрасли — служебного права. Впервые мысль о необходимости разработки для служащих особого чиновного (служебного) права была высказана Ю. Н. Стариловым. В его докторской диссертации и в учебнике «Служебное право» «выдвигается принципиально новая идея о выделении особого массива правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения, в отдельную отрасль или подотрасль права, которая имеет свое содержание, предмет и методы». Такой отраслью (подотраслью) является служебное право, основополагающим понятием которого должно стать государственно-служебное правоотношение. Служебное право было определено Ю. Н. Стариловым как «система правовых норм, регулирующая общественные отношения в сфере внутренней организации государственной (муниципальной) службы, установления правового статуса государственных (муниципальных) служащих, практического функционирования государственной (муниципальной) службы с целью обеспечения деятельности как самих государственных (муниципальных) служащих, выполняющих задачи и функции публичной власти, так и всей государственной (муниципальной) администрации». При этом автор специально уточнил, что в данном определении речь идет исключительно о публичном служебном праве. Служебное право рассматривается им как подотрасль административного права. Позиция Ю. Н. Старилова осталась неизменной и в более поздних работах. Так, в 2004 г. он указал, что «в настоящее время не только не потеряла актуальности и значимости, но даже и укрепилась идея выделения из структуры административного права такой подотрасли, как служебное право». Идея формирования служебного права в качестве системы норм, регулирующих отношения на государственной и муниципальной службе, получила поддержку и у других ученых. Появились работы, в которых обосновывается самостоятельность служебного права как отрасли права. И. А. Дякина, в частности, указывает, что «служебное право как отрасль характеризуется признаком комплексности, то есть унифицированностью понятий, категорий и однотипностью правового материала, имеющего не только административно-правовую природу, но и разработанного в смежных отраслях права». Таким образом, по ее мнению, служебное право является не подотраслью административного права, а комплексной отраслью российского права. Надо заметить, что формирование новых отраслей права — это объективное явление для российской правовой науки. В то же время выделение новых отраслей права отнюдь не повышает качества правового регулирования, если для формирования данной отрасли пока не имеется достаточного количества предпосылок. Поэтому, прежде чем говорить о существовании служебного права как самостоятельной отрасли российского права, необходимо определиться, наличествуют ли в настоящее время условия, необходимые для его формирования. При этом следует опираться не только на изучение сущности государственной и муниципальной службы как социального и правового явления, но и на выработанные теорией государства и права критерии выделения отраслей права и отраслей законодательства. Отрасль права (А.С. Пиголкин) — это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Важнейшими признаками отрасли права выступают следующие: 1) отрасль — это наиболее крупное объединение норм права; 2) основой выделения отрасли является наличие достаточно большой обособленной группы общественных отношений, требующих правового регулирования; 3) указанные общественные отношения тесно связаны между собой по одному или нескольким признакам; 4) отрасль права характеризуется наличием специфичных именно для нее методов воздействия на общественные отношения; 5) отрасль права является сложным образованием, могущим включать меньшие объединения правовых норм — подотрасли, институты и субинституты. Таким образом, для выделения новой сферы правового регулирования необходимо: 1) существование обособленной сферы общественных отношений; 2) наличие своеобразия в правовом регулировании данной сферы. Итак, в некоторых институтах служебного права наряду с преимущественным использованием императивных методов власти-подчинения и запретов применяются и диспозитивные методы (прежде всего управомочивающий). Наличие в рамках одной правовой отрасли нескольких разнонаправленных методов, как известно, характерно для комплексных отраслей российского права, что позволило некоторым ученым выдвинуть тезис о комплексном характере и служебного права. И. А. Дякина отмечает: «Бесспорным является положение, согласно которому служебное право — формирующаяся отрасль российского права, которую представляется целесообразным отнести к классу комплексных. Это оказывает свое влияние и на правовую природу его институтов, когда служебные отношения определенной разновидности будут регулироваться нормами различной отраслевой принадлежности». В обоснование комплексного характера служебного права И. А. Дякина приводит следующие доводы: «По своей правовой природе служебное законодательство представляет следующие группы правовых норм: 1) это собственно служебные нормы, при помощи которых учреждается государственная служба, определяются ее виды, дается понятие государственного служащего и государственной должности. Комплексность этих норм объясняется тем, что они представлены не в одном правовом акте, а содержатся в различных источниках; 2) четко определился круг правовых источников, которые имеют правовую природу непосредственно правовых актов только служебного свойства, однако специального характера; 3) служебное законодательство является комплексной отраслью, так как при регламентации гражданской службы законодатель не отказывается от использования норм Трудового кодекса Российской Федерации; 4) к числу источников служебного права неизбежно относятся и нормы ряда иных отраслей законодательства...». Представляется, однако, что вопрос о комплексном характере служебного права не так прост. Действительно, если брать регулирование и государственной, и муниципальной службы в целом, то круг нормативных источников будет очень велик. Однако это свидетельствует лишь об отсутствии кодификации служебного законодательства, подобно тому как не имеет единого кодифицированного источника административное право Российской Федерации, что не делает его комплексным. Что же касается отнесения к числу источников служебного права норм иных отраслей законодательства, то здесь надо отметить, что в принципе любая отрасль российского права может содержать нормы, имеющие двойную, тройную и т. д. отраслевую принадлежность. Применительно к служебному праву значение заимствованных из других отраслей права норм в нем не так уж и велико. Нормы, по своей принадлежности происходящие из финансового, гражданского, уголовного права, регулируют лишь очень узкие аспекты или даже отдельные фрагменты служебной деятельности. Что же касается конституционного права, то, во-первых, его роль в регулировании государственной и муниципальной службы также не так уж и значима, во-вторых, конституционное право в силу своего основополагающего, учредительного характера вообще является базовым для любой отрасли российского права, и конституционные нормы (причем во многих случаях в значительно большем объеме) можно встретить во всех отраслях. Служебное право, с нашей точки зрения, не обладает разнородным предметом, который так характерен для комплексных отраслей. Напротив, предмет служебного права, который мы определили как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования государственной и муниципальной службы как видов профессиональной деятельности, включает в себя вполне однородные, близкие друг к другу общественные отношения. Вполне естественно, что они регулируются преимущественно нормами административного законодательства. По-настоящему межотраслевой характер в настоящее время институту государственной (и муниципальной) службы придает лишь наличие норм генетически чуждого ему трудового права. Однако эти нормы являются лишь «вставным элементом» в системе служебного законодательства, хотя их значение для различных видов службы неодинаково. Если для муниципальной службы они являются основным элементом регулирования, то для большинства видов государственной службы нормы трудового права используются субсидиарно, выполняя роль «аналогии закона», в том смысле, что регулируют схожие с трудовыми, но не являющиеся таковыми служебные правоотношения в силу «сознательного пробела» законодателя — отсутствия соответствующих служебно-правовых норм.
Таким образом, служебное право не видится в качестве комплексной отрасли ни в настоящее время, ни в будущем. Собственно, пока, на наш взгляд, вообще преждевременно говорить о существовании служебного права как самостоятельной отрасли. По мнению Н. И. Матузова, которое мы разделяем, для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: 1) степень своеобразия тех или иных отношений; 2) их удельный вес; 3) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; 4) необходимость применения особого метода регулирования. Представляется, что служебное право, по крайней мере в настоящее время, не имеет специфического метода (или совокупности методов) правового регулирования, в нем используются методы административного права. Наконец, объем собственно служебного, автономного от трудового, законодательства пока еще невелик. Поэтому на современном этапе развития отечественной юриспруденции служебное право можно рассматривать лишь как формирующуюся отрасль российского права. В то же время служебное право уже может восприниматься как подотрасль административного права. Исходя из имеющихся предпосылок, оно в перспективе может либо остаться подотраслью административного права, либо выделиться в самостоятельную отрасль. Профилирующей для служебного права в любом случае должна остаться отрасль административного права. Действие же норм трудового права необходимо полностью исключить, однако их правовые конструкции следует во многих случаях переработать для нужд служебного права. Разумеется, все это потребует формирования значительного объема служебного законодательства, разработки целостной системы принципов, использования особой системы методов правового регулирования.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |