КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и метод служебного права
Рассматривая предлагаемые различными специалистами определения предмета правового регулирования, можно выделить два основных подхода: 1) предметом правового регулирования следует считать общественные отношения; 2) предметом являются не сами общественные отношения, а поведение людей, эти отношения составляющее. Представляется, что эти точки зрения не так уж сильно расходятся друг с другом. Поведение субъектов и общественные отношения, складывающиеся из этого поведения, — это две стороны одного и того же явления. Право, являясь социальным регулятором, безусловно, содержит правила должного поведения людей, которые в совокупности образуют определенные общественные отношения. Противопоставление этих однопорядковых явлений действительности представляется нам бессмысленным и не имеющим ни теоретического, ни практического значения. Вместе с тем применительно к определению предмета конкретной отрасли права как критерия выделения ее из общей системы права более точным является понятие «общественные отношения», так как именно совокупность общественных отношений позволяет определить сферу действия и специфику данной правовой отрасли. Поэтому, не противопоставляя поведение субъектов и общественные отношения как объекты правового регулирования, согласимся с тем, что предмет регулирования отрасли — это «особая специфическая область общественных отношений»1. При обращении к предмету служебного права вполне очевидно, что таковой в первом приближении должна выступать совокупность общественных отношений в сфере государственной и муниципальной службы. Предмет служебного права — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования государственной и муниципальной службы как видов профессиональной деятельности. Несложно заметить, что определенный таким образом предмет служебного права во многом (хотя и не полностью) совпадает с предметом административного права. Это вполне логично, поскольку служебное право является производным от права административного. Однако некоторые ученые стараются выявить разницу между предметом служебного и предметом административного права. Так, Б. Н. Габричидзе и А. Г. Чернявский пишут: «Если предметом административного регулирования являются общественные отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти и некоторые другие социальные связи, то предмет служебного права составляет весь комплекс общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования государственной службы. А она, как известно, образуется не только в сфере исполнительной власти, но и в других органах государственной власти». Следует сказать, что современная трактовка предмета административного права не ограничивается сферой исполнительной власти. В настоящее время в предмет административного права обычно включаются следующие группы общественных отношений: 1) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти; 2) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов иных органов государственной власти; 3) отдельные управленческие отношения, возникающие с участием органов местного самоуправления; 4) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований.
В юридической науке относительно отраслевого метода правового регулирования даются различные, но близкие по сути определения: 1) совокупность способов, особенностью правового регулирования в какой-то сфере общественной жизни; 2) служит дополнительным критерием деления права на отрасли и определяется особенностями предмета правового регулирования. Определить метод служебного права, как и вообще методы регулирования служебных отношений, в настоящее время довольно проблематично, что связано в первую очередь с наличием значительного количества нормативных актов, действующих в этой сфере и использующих различные подходы к регулированию служебных отношений. Так, И. А. Дякина, отметив, что вопрос о методе служебного права является достаточно сложным, вместе с тем подчеркивает, что «в служебном законодательстве характерной вариацией является сочетание двух типов правового регулирования — предписания и запрета». Ю. Н. Старилов добавляет к указанным метод дозволения. Аналогичную позицию заняли и Б. Н. Габричидзе и А. Г. Чернявский. Подробное исследование методов правового регулирования государственно-служебных отношений было проведено А. В. Гусевым. В результате им были выделены следующие характерные для современной российской государственной службы особенности метода правового регулирования труда в сравнении с методом трудового права: 1) на государственной службе договорные и нормативные способы регулирования труда сочетаются, но приоритет принадлежит государственно-нормативному регулированию; 2) правовое положение и способы взаимоотношений государственных служащих, государственных нанимателей и представителей нанимателей в основном совпадают с правовым статусом и характером взаимосвязи работников, работодателей и их представителей; 3) правовая способность государственного служащего быть субъектом служебного трудового отношения, в отличие от таковой у других наемных работников, связана с заключением не трудового договора, а договора о труде иного вида — служебного контракта; 4) работник и работодатель обладают взаимной свободой заключения трудового договора. Представитель государственного нанимателя обязан заключить служебный контракт с гражданином, прошедшим конкурсный отбор и тем самым реализовавшим право равного доступа к государственной службе; 5) участие государственных служащих и их представителей в регулировании условий труда минимизировано; 6) дисциплинарная подчиненность государственного служащего имеет трудовую природу, но государственный характер; 7) в правовом регулировании труда применяются специфические способы защиты трудовых прав, обеспечения исполнения трудовых обязанностей. Использование некоторых из них (забастовки, самозащита работником трудовых прав) на государственной службе ограничено, в то же время здесь предусмотрена особая форма судебно-дисциплинарной ответственности. Таким образом, очевидно, что, по сравнению с правовым положением работника в трудовых правоотношениях, правовое положение государственного служащего отличается гораздо меньшей степенью самостоятельности и большим подчинением нанимателю. Особенностью метода трудового права, как известно, является то, что «взаимоотношения работника и работодателя как субъектов трудового отношения характеризуются своеобразным сочетанием юридического равенства и подчинения»1. Применительно к служебному праву элементы юридического равенства сведены к минимуму, поэтому доминирующими в данном случае являются отношения власти-подчинения. Действительно, исключительно в нормативном порядке осуществляется правовое регулирование условий труда государственных и муниципальных служащих. И это не случайность и не прихоть законодателя — такая модель регулирования диктуется логикой построения не только административного, но и трудового законодательства. Как известно, трудовое право, которое оказало и продолжает оказывать сильное влияние на право служебное, основывается на том, что условия труда работников в конечном счете определяются работодателем путем локального нормотворчества. Однако для государственных служащих работодателем (нанимателем) является государство в целом (или его субъект), а для муниципальных служащих — муниципальное образование. Это значит, что служебная деятельность государственных и муниципальных служащих должна максимально подробно регулироваться нормативными актами указанных публичных образований, дискреционные полномочия государственных органов и их должностных лиц должны быть значительно сужены. Собственно, этот процесс и наблюдается сегодня на государственной службе: «Условия службы и социально-бытового обслуживания (денежное содержание, ежегодный оплачиваемый отпуск, гарантии трудоустройства и занятости, социальные блага, услуги, льготы) устанавливаются не на договорных началах, а на государственном уровне. В договорном порядке, по соглашению между служащим и представителем государственного нанимателя, могут решаться только отдельные, достаточно второстепенные вопросы (например, о неполном служебном времени или доплате за совмещение должностей, о конкретном размере должностного оклада, надбавок и доплат)». Вышеизложенное касается не только условий, но и содержания труда государственных служащих, так как оно также «не может устанавливаться соглашением сторон служебно-трудового договора (контракта), поскольку... заранее определяется государством в нормативно-правовом порядке». Законодательством о государственной службе, по сравнению с трудовым законодательством, уменьшены возможности служащих по защите своих прав. Формально не запрещено, но фактически не имеет смысла из-за отмеченного выше жесткого нормативного регулирования условий труда заключение коллективных договоров. По мнению Л. А. Чикановой, положения нового Закона о гражданской службе свидетельствуют «о намерении законодателя исключить гражданских служащих из системы социального партнерства». Важнейшим элементом, привносящим определенное равенство в служебные отношения на государственной службе, является контракт (служебный контракт), заключаемый с государственным служащим. Однако анализ как законодательства, так и практики заключения подобного рода контрактов свидетельствует о том, что такое равенство исключительно формально. Единственным его элементом является, пожалуй, возможность лица, поступающего на государственную службу, заключить или не заключить контракт (для представителя нанимателя даже подобная возможность существует далеко не всегда, так как в ряде случаев он обязан его заключить). Что же касается содержания контракта с государственным служащим, то никакого сравнения с трудовым договором здесь просто не может быть, поскольку оно почти полностью урегулировано законодательством. Таким образом, можно констатировать, что служебные правоотношения гораздо в большей степени, чем трудовые, ориентированы на применение императивного метода власти-подчинения (предписания). Этот метод является преобладающим для административного права, что, безусловно, лишний раз подчеркивает «генетическую связь» (если пользоваться терминологией С. С. Алексеева) между данными отраслями. Достаточно большое значение в служебных правоотношениях имеет и другой важный метод административного права — метод запретов. В частности, анализ норм гл. 3 Закона о гражданской службе показывает, что основным элементом правового статуса гражданского служащего являются именно запреты. Помимо собственно запретов, предусмотренных ст. 17 Закона, запретами, по сути, также являются ограничения (ст. 16) и требования к служебному поведению (ст. 18). Аналогичная ситуация имеет место и на других видах государственной службы. Достаточно сложно найти различия между методами правового регулирования в административном и служебном праве — и в том и в другом случае преобладающими являются императивные: власти-подчинения (предписания) и запретов. Вполне очевидно, что для трудового права подобная ситуация отнюдь нехарактерна. Вышесказанное, конечно, не значит, что диспозитивные методы должны быть полностью исключены из служебного права и, тем более, что они отсутствуют в них в настоящее время. Безусловно, элементы равенства, согласования есть и на государственной службе, хотя гораздо большее значение они имеют на муниципальной службе, поскольку применительно к ней законодателем был избран принципиально иной подход в правовом регулировании. Как известно, авторы Закона о муниципальной службе сознательно изменили подходы к регулированию труда муниципальных служащих по сравнению с Законом о государственной гражданской службе, установив, что прохождение муниципальной службы осуществляется на основе норм трудового законодательства с учетом некоторых особенностей. Поэтому на муниципальной службе в большей степени используются диспозитивные методы регулирования; муниципальные служащие работают на основе трудового договора, а не служебного контракта; проведение конкурса на замещение должности муниципальной службы является необязательным; привлечение муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности осуществляется по правилам трудового законодательства, при этом руководитель, налагающий взыскание, не связан результатами служебной проверки и т. п. Однако властные методы имеют на муниципальной службе все же большее значение, чем в частных организациях: условия трудового договора с муниципальным служащим обычно определяются правовыми актами органов местного самоуправления; для муниципальных служащих ограничены возможности защиты трудовых прав; условия их труда также преимущественно определяются не путем договорного или локального регулирования, а нормативными актами регионального и местного уровней. Отсутствие какого-либо специфического (характерного именно для служебного права) метода (или группы методов) правового регулирования служебного права ставит вопрос об обоснованности его выделения в самостоятельную отрасль.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 6923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |