Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы служебного права 1 страница




 

В теории права под правовыми принципами принято понимать основные начала, выражающие сущность и наиболее общие на­правления развития системы права в целом и ее отдельных отрас­лей. Понятие «принцип» является не только исходным положени­ем какой-либо теории, но и руководящей идеей, главным прави­лом деятельности, основой устройства или действия различных механизмов, в том числе и социальных.

Необходимость выделения правовых принципов объясняется тем, что в случае пробелов в законе, несогласованности правовых норм или затруднений в их применении правоприменитель дол­жен руководствоваться правовыми принципами. Поэтому прин­ципы служебного права также в определенном смысле выступают его источниками.

Действующее отечественное законодательство не выделяет единых для всего служебного права принципов. Вместе с тем ос­новные принципы построения и функционирования государст­венной службы указаны в ст. 3 Закона о системе государственной службы. Как отмечает Ю. Н. Старилов, «принципы государствен­ной службы — это основополагающие идеи, установления, выра­жающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы».

Основные принципы муниципальной службы установлены ст. 4 Закона о муниципальной службе. Хотя они имеют много об­щего с принципами государственной службы, что предопределено близостью этих институтов, различия между ними имеют вполне объективный характер. Остановимся на основных принципах го­сударственной и муниципальной службы более подробно.

1. Принцип федерализма назван первым среди принципов государст­венной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ федера­тивное устройство Российской Федерации основано на ее государст­венной целостности, единстве системы государственной власти, раз­граничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государ­ственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении на­родов Российской Федерации. В соответствии с п. «к» ст. 72 Конститу­ции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, при этом федеральная государственная служба находится в исключительном ведении Рос­сийской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции РФ). Поскольку воен­ная и правоохранительная служба являются видами федеральной го­сударственной службы, правовое регулирование этих видов службы осуществляется только на федеральном уровне. Государственная гражданская служба, несмотря на разделение на федеральную госу­дарственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ, является единым, целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской служ­бы и гражданской службы субъектов РФ выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служаще­го; установлении приоритета федерального законодательства при закреплении правовых основ государственной гражданской службы.

2. Принцип законности понимается в научной литературе как оп­ределенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного соблюдения законов и других правовых актов. Применительно к государственной службе прин­цип законности находит выражение в том, что правовой статус го­сударственного служащего, начало, изменение и прекращение го­сударственно-служебных отношений, служебное время и время отдыха, служебная дисциплина, а также другие вопросы регулиру­ются законами и подзаконными нормативными актами, подлежа­щими в обязательном порядке официальному опубликованию.

Несмотря на то что принцип законности по непонятным при­чинам не назван среди основных принципов муниципальной службы, он также распространяется на нее.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина явля­ется общим для государственной и муниципальной службы. Он основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обя­занность государства».

Государственная служба как институт, призванный на практи­ке осуществлять функции государства, в первую очередь должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять дея­тельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной и муници­пальной службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Это положение в целом соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, ре­лигии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рожде­ния или иного обстоятельства) и без необоснованных ограниче­ний должен иметь право и возможность допускаться в своей стра­не к государственной службе.

В целях реализации принципа равного доступа граждан к госу­дарственной службе в настоящее время идет формирование зако­нодательства, в соответствии с которым основным способом заме­щения вакантных должностей государственной службы должен стать конкурс. Однако на данный момент конкурс является при­оритетным способом замещения должностей лишь на государст­венной гражданской службе.

Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе основан на конституционных положениях о равноправии граж­дан: граждане РФ имеют равные права на осуществление местного самоуправления, в том числе право на равный доступ к муници­пальной службе независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям. Хотя Конституция РФ напрямую не закреп­ляет конституционное право граждан на равный доступ к муници­пальной службе, в отличие от права на доступ к службе государст­венной, Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 декабря 2003 г. № 19-П выразил правовую позицию, согласно которой смысловой потенциал, заложенный в конституционные нормы, позволяет говорить о его признании государством.

5. Принцип единства правовых и организационных основ государст­венной службы, основных требований к муниципальной службе, а также учета исторических и иных местных традиций при прохож­дении муниципальной службы предполагает единство и определен­ную дифференциацию правового регулирования государственной и муниципальной службы.

Применительно к государственной службе указанный принцип предусматривает единый подход в регулировании государствен­ной гражданской, военной и правоохранительной службы с уче­том специфики каждой из них.

В связи с этим Закон о гражданской службе устанавливает соот­носительность (т. е. максимальную унифицированность, но не одинаковость) основных условий и размеров оплаты труда, основ­ных государственных социальных гарантий, основных условий го­сударственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации, введение ограни­чений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов. Видимо, используя тер­мин «соотносительность», законодатели старались подчеркнуть, что указанные выше условия труда государственных служащих раз­личных видов будут максимально близки, но не одинаковы. Дан­ный Закон также предусматривает учет стажа правоохранительной и военной службы при переходе на гражданскую службу. Часть 1 ст. 54 Закона о гражданской службе прямо указывает, что в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установле­ния ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оп­лачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безу­пречную и эффективную гражданскую службу включаются перио­ды замещения должностей гражданской службы, воинских долж­ностей и должностей правоохранительной службы.

Применительно к муниципальной службе рассматриваемый принцип трансформируется в принцип единства основных требова­ний к муниципальной службе. Связано это с тем, что действующее законодательство регламентирует муниципальную службу значи­тельно менее детально, чем службу государственную, содержит большее количество диспозитивных норм, поэтому единство му­ниципальной службы может быть достигнуто только на уровне об­щих требований.

В то же время применительно к муниципальной службе под­черкивается и необходимость учета исторических и иных местных традиций, что связано с особенностями организации местного са­моуправления в разных местностях.

В связи с этим определенное удивление вызывает отсутствие сре­ди принципов муниципальной службы принципа дифференциации ее правового регулирования в зависимости от вида муниципального образования, который в определенной мере является развитием принципа учета исторических и иных местных традиций. Дейст­вующий Закон о муниципальной службе одинаков и для города с миллионным населением, и для села с населением в 100 человек. Нельзя не вспомнить, что при разработке Закона о местном само­управлении одной из наиболее важных задач, поставленных перед его разработчиками, была дифференциация способов осуществле­ния местного самоуправления в муниципальных образованиях, су­щественно отличающихся друг от друга по численности населения, социальному и экономическому потенциалу и т. п. Выделение пяти видов муниципальных образований с различными полномочиями, материальной и финансовой базой, возможными структурами орга­нов местного самоуправления способствовало повышению гибко­сти правового регулирования муниципальной деятельности. Оста­ется непонятным, почему при разработке Закона о муниципальной службе, касающегося той же муниципальной сферы, этот подход оказался невостребованным.

6. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы заключается в следующем. В соответствии со ст. 12 Кон­ституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В то же время как государствен­ная, так и муниципальная служба относятся к институтам публич­ного права и в силу этого имеют много общего. Основной целью функционирования государственной и муниципальной службы является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Как совершенно справедливо отмечает В. А. Козбаненко, «оба эти вида публичной службы, обеспечивая властные полномочия и управ­ленческие функции, осуществляются на профессиональной осно­ве кадровым корпусом государственных и муниципальных служа­щих, имеющих по своей природе немало общего и особенного».

Закон о гражданской службе предусматривает, что для государ­ственных гражданских и муниципальных служащих должны быть установлены единые основные квалификационные требования к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; ограничения и обязательства; а также требования к про­фессиональной подготовке, переподготовке и повышению квали­фикации и соотносительные основные условия оплаты труда и со­циальные гарантии; основные условия государственного пенсион­ного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в слу­чае потери кормильца.

В стаж (общую продолжительность) государственной службы включаются периоды замещения должностей муниципальной службы, и наоборот.

7. Принцип открытости государственной и муниципальной службы основывается прежде всего на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: «Орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно за­трагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Законом о гражданской службе предусмотрен ряд мер, направ­ленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы. В первую очередь необходимо отметить обя­зательность включения представителей научных и образователь­ных учреждений, других организаций в качестве независимых экс­пертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, результаты деятельности которых имеют наиболее важ­ное значение для гражданской службы, в состав комиссий:

— по соблюдению требований к служебному поведению граж­данского служащего и урегулированию конфликта интересов;

— конкурсных;

— аттестационных.

В отношении муниципальной службы данный принцип сфор­мулирован как принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих, что, как представляется, не меняет его суть, так как речь также идет об информационной открытости службы для общества.

На реализацию рассматриваемого принципа направлены, в частности, положения Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах, одобренной распоря­жением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в кото­рой в числе прочих указана задача обеспечения информационной открытости органов государственной власти и местного само­управления.

8. Принцип профессионализма и компетентности государст­венных и муниципальных служащих заключается в следующем. Го­сударственная и муниципальная служба являются видами профес­сиональной деятельности, требующими специальных знаний и навыков. Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые нормативными актами требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государст­венной и муниципальной службы. На повышение профессиона­лизма и компетентности государственных и муниципальных слу­жащих направлены их профессиональная переподготовка, повы­шение квалификации и стажировка.

9. Принцип защищенности государственных и муниципальных слу­жащих основан на том, что федеральное законодательство о госу­дарственной и муниципальной службе выделяет разные виды за­щиты служащих.

Применительно к государственным служащим речь идет преж­де всего об их защите от неправомерного вмешательства в их про­фессиональную служебную деятельность как государственных ор­ганов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Такая защищенность является важным условием эффективного осуществления ими своей деятельности. Данный принцип означа­ет, что государственные служащие обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их пол­номочий. Государственный служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с испол­нением им должностных обязанностей.


Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ И РАЗВИТИЕ ЕЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

 

Институт государственной службы в России имеет достаточно глубокие исторические корни. Изучение процесса становления и развития государственной службы представляет немалый интерес не только с исторической точки зрения, но и в силу значимости данного опыта для дальнейшего совершенствования института государственной службы в настоящее время.

Развитие государственности в России неразрывно связано со становлением института государственной службы, который зародился первоначально в Древней Руси, в основном сформировался в России монархической, прошел сложный советский период и продолжает активно развиваться в России современной. Необходимость учета в реформировании государственной службы исторического опыта отмечалась уже в начале 90-х годов. Разумный подход к изучению исторического опыта реформирования государственной службы позволяет учесть допущенные ошибки и не допустить их повторения. Вместе с тем, появляется возможность перенесения положительного опыта в современные концепции реформирования государственной службы.

Государственная служба неразрывно связана с системой органной государственной власти и их аппаратом. Ее развитие обусловлено целями, направлениями деятельности и структурой органов государственной власти, которые формируются для решения задач стоящих перед государством на определенном этапе его развития.

Основы государственного управления и, соответственно, государственной службы были заложены еще в Древней Руси. Зарождавшаяся государственная служба того времени была связана с военной организацией и строилась на принципах вассалитета. Вассал (от французского vassal) – феодал, зависимый от более крупного феодала и получивший от него земельное владение. Таким образом, вассалитет это определенная зависимость, отношение субординации, в котором у каждой из сторон есть права и обязанности. В соответствии с нормами «Краткой Русской правды» дружинники пользовались рядом привилегий. В частности, князь был обязан содержать свою дружину, одаривать ее членов, устраивать пиры, которые по своей сути доказывали единство князя и его дружины. В основном средства на обеспечение дружины добывались за счет завоевательный походов, отчисления дани, судебный сборов и т.п. Дружина, представлявшая собой вооруженный конный отряд, в свою очередь, должна была наряду с управлением защищать с оружием в руках интересы князя.

В XI – XII веках многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве, а также сборщиками налогов и писцами. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Таким образом, древние истоки слов «служба», «служилые люди» - собирательное название лиц, находившихся в услужении своего князя.

Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине "первым среди равных" и в данном военном образовании присутствовали отношения отличающиеся от отношений "службы".

Одновременно в начале XI века наметилась тенденция обрастания дружинников собственностью, а с XII века им стали предоставляться волости для управления и в кормление. Эти процессы обусловили отход значительной части дружины от управленческой и военной деятельности. Что потребовало формирования профессионального слоя наемных слуг. Таким образом, к XIII веку произошел переход от военной к дворцово-вотчинной системе управления. В состав «княжего двора» входили военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие служилые должностные лица. Высшие должности занимали бояре, которые являлись крупными феодалами и ближайшими советниками князя. Остальные должности занимались дворянами – людьми княжего двора.

Денежное содержание «государственных служащих» осуществлялось за счет кормления, предполагавшего передачу земель в управление с наложением обязанности осуществлять определенные функции и предоставлением права облагать население различного рода поборами, за счет которых и жили первые служащие.

Становление государственной службы в современном ее понимании началось в XV веке и было неразрывно связано с централизацией русского государства и формированием самодержавия. Образование централизованного Российского государства и необходимость успешного проведение государственной политики во всех сферах жизни страны вызвало необходимость создания системы государственной власти отвечающей общегосударственным потребностям.

Решение задачи обороны страны в условиях хозяйственной разобщенности областей, слабых товарно-денежных связей, значительного удаления населенных пунктов Руси друг от друга требовало мобилизации всех ресурсов, в том числе людских и экономических. Необходимость решения данной задачи фактически привела к утверждению в допетровской Руси «служилого государства», в условиях которого отдельные сословия могли сохранить себя только при условии несения службы на благо Государя.

Основой новой государственности стала система наместных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную, так и гражданскую земельный надел на прокорм. Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание.

Таким образом, общественная система данного периода строилась уже не на принципах вассалитета, а на принципах подданства.

Одновременно российское государство постепенно приобретало монархический характер. Уже Иван III в последней четверти XV века называл себя в официальных отношениях «Государем всея Руси», «Государем на своей земле», а с 1462 г. Великим князем московским, а затем и великим князем «всея Руси». Сменивший его великий князь Василий III продолжил усиление самодержавия.

В 1547г. Иван IV официально венчался на царство и принял царский титул. Иваном Грозным впервые была сформулирована идея самодержавия как неограниченной личной власти царя не только в отношениях с иностранными государствами, но и со своими подданными. «Самодержавства нашего начало от святого Владимира; мы родились и выросли на царстве … русские самодержцы из начала сами владеют своим царством, а не бояре и вельможи», - писал Иван IV в одном из своих посланий.

Не находившиеся в ним в родстве князья бывших самостоятельных княжеств, вошедших в Московское государство, поступали на службу к великому князю и становились «служилыми князьями». Свои служебные отношения с великим князем они оформляли клятвой служить ему «верой и правдой», что сопровождалось целованием креста и крестоцеловальной записью.

Важное место в системе государственных органов того времени занимала Боярская дума, в состав которой помимо бояр входили бывшие удельные князья. Однако к началу XVI века московские князья и государи стали все более ориентироваться на дворянство как социальную опору великокняжеской и царской власти. Это привело к появлению в Боярской думе представителей служилой аристократии и поместного дворянства. Дума была законосовещательным органом, что подтверждается наличием формулы «Царь указал, а бояре приговорили» в большинстве законов XVI века. Однако следует отметить, что после царя дума была высшим органом в системе государственного управления, осуществляя общее руководство административными ведомствами, надзирая за местным управлением, контролируя судебный аппарат и решая наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики государства.

Расширение сферы государственного управления требовало создания системы исполнительных органов на местах. Образованные в XV века великокняжеские Казна и Большой дворец, для функционирования которых создавались многочисленные канцелярии, а также комиссии Боярской думы стали прародителями приказов, представлявших собой центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями управления.

Приказы подразделялись на две группы. В первую группу входили приказы, функциональные полномочия которых имели общегосударственный масштаб. Посольский приказ занимался вопросам внешнеполитической деятельности. В ведении Поместного приказа находился учет земель, обеспечение поместьями служилых дворян. В функцию разрядного приказа входила организация военного дела и воинской службы представителей благородных сословий. К функциональным отраслевым приказам относились Пушкарский, Стрелецкий, Холопий, Разбойный, Ямской и другие.

Вторую группу приказов составляли центральные учреждения, осуществлявшие административный и судебный контроль над определенными территориями и отдельными категориями населения. В эти группу входили приказы Большого дворца, Земский, Сибирский и пр. На местах области, города и уезды управлялись наместниками, воеводами и волостелями посредством института земских изб с аппаратом служилых людей.

Таким образом, в XVI веке создается государственный аппарат со строгой системой подчинения местных органов власти центральным, который, однако, не был лишен недостатков. Поскольку сеть приказов складывалась стихийно по мере расширения сферы государственного управления и разделения общественного труда и деятельность по ее формированию не носила системного характера, то она не была лишена таких недостатков как смешение разнородных функций, так, например, Разрядному приказу помимо чисто военных полномочий поручалась постройка крепостей и осуществление правосудия над чиновниками. К недостаткам системы приказов того времени относилась и медлительность исполнения решений, связанная с длительной перепиской между различными административными органами.

Недостатки системы приказов в момент ее возникновения были связаны также и с принципами формирования кадрового состава служащих. Первоначально формированием государственного аппарата осуществлялось по принципу местничества, основанному на критерии знатности происхождения, заключавшегося в следующем – чем родовитей был человек, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занимать. Такой подход к формированию кадрового состава создавал условия для превращения боярства в замкнутую корпорацию, ставящую свои интересы выше государственных, что, несомненно, приводило к снижению качества государственного управления.

Осознавая порочность системы местничества великие князья стали искать опору в дворянстве, которое формировалось за счет людей двора, свободных людей и даже холопов, получивших от князя небольшие поместья на правах владения (отсюда и возникло слово «помещики», т.е. помещенные на земли) и принявших на себя обязанность нести военную службу.

Осознание порочности системы местничества при формировании кадров и необходимость большей централизации управления послужили причиной принятия в начале XVI века «Уложения о службе», которое уровняло в отношении ратной службы вотчины и поместья. Был определен порядок службы «по отечеству» - дворян и детей боярских – низшего слоя служилых людей. Служба переходила по наследству. В службу по отечеству могли вступать и лично свободные люди – новики. Служба вознаграждалась земельным и денежным жалованием. С 1550 г. начинается набор на службу «по прибору», она не являлась наследственной и была низшей по сравнению со службой «по отечеству», на нее мог поступить любой свободный человек. К «приборным» людям относились стрельцы, пушкари, воротники, казаки, казенные кузнецы и другие. За службу они наделялись участками земли для личного пользования или денежным и хлебным жалованием.

Проведенная в 30-50е годы XVI века губная реформа не только разделила страну на административные округа и положила начало развитию местного самоуправления, но и окончательно ликвидировала систему кормлений во второй половине XVI века, когда были установлены определенные нормы поместных окладов (земельных наделов) и денежное жалование. Следует отметить, что это была не заработная плата, а деньги, которые жаловались царем за верную службу, поскольку служба еще не являлась государственной, оставаясь по прежнему государевой.

Процесс искоренения принципа местничества при формировании кадров не решало функциональных проблем приказной системы, для решения которых требовалось проведение административной реформы. Этими крупнейшими административными реформами занялся Петр I.

Необходимость глобального формирования государственной службы имела объективные основания, к числу которых можно отнести низкий уровень развития экономики, внешнюю угрозу со стороны европейских государств, а также неспокойную обстановку внутри государства (восстание К. Булавина, бунт «служилых» людей в Сибири и пр.). Все эти факторы в совокупности с огромной территорией России требовали жесткой централизации управления и формирования профессионального слоя государственных служащих.

Как справедливо отмечает Ю.И. Верхотуров, в стремлении европеизировать Россию Петр I отводил институту государственной службы особое место: от ее организации зависел в конечном счете успех преобразований. Одной из главных идей являлось утверждение принципа: служение государству для достижения «всеобщего блага».

В связи с необходимостью централизации государственного управления для решения сложных задач стоящих перед государством Петром I были созданы высшие и центральные учреждения нового типа.

Высшим учреждением являлся Правительствующий сенат, соединявший в себе функции административного и судебного учреждения, а также заменявший государя и его власть по время отъездов царя за границу или в отдаленные области России.

Сенату были подчинены отраслевые коллегии, к компетенции которых относились вопросы государственного управления отдельными сферами в общероссийском масштабе. Коллегии пришли на смену системе приказов и отличались не столько количеством (коллегий было всего 11, а число приказов доходило порой до 80) сколько более рациональным распределением полномочий. Удалось избавиться от такого недостатка приказов, как смешение разнородных функций, а отраслевое разделение управления являлось более эффективным.

Реформирование системы органов государственного управления потребовали новой организации государственной службы и ее кадрового обеспечения.

Процесс преобразований, начатый Петром I, сталкивался с противодействием со стороны старой приказной бюрократии, которая не могла быстро перестроиться и усвоить новые порядки. Отсутствие правовых основ статуса чиновничества, порядка назначения на должность и прохождения государственной службы вместе с непопулярностью последней создавали проблемы в комплектовании кадрового состава государственных служащих. Созданные в ходе начального этапа реформирования чины раздавались Петром I исходя из личных качеств претендентов. Требовалось упорядочение новой системы назначений, выработка принципов подбора и расстановки государственных служащих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.