КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защита чести, достоинства и частной жизни граждан
Каждый человек представляет собой высшую ценность, как существо, наделенное разумом, волей и чувствами. Достоинство - признание за гражданином этой ценности независимо от того, что он о себе думает и что о нем думают другие. Осознание и признание абсолютной ценности человеческой личности - результат развития общества. В ч. 1 ст. 21 Конституции РФ говорится о защите достоинства личности. Конституция РФ гарантирует гражданам охрану достоинства человеческой личности. Эта гарантия дается любому человеку, т.е. ставится знак равенства между человеком и личностью. Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но также ребенка и душевнобольного. В ч. 1 ст. 21 Конституции РФ большую смысловую нагрузку несет слово «ничто». Ни преступление, повлекшее заточение правонарушителя в тюрьму или колонию, ни обездоленность и нищета, ни тяжкая, позорная, по общепринятым представлениям, болезнь - ничто не может служить основанием для умаления достоинства человеческой личности. Личность, ограниченная в правах или поставленная в служебную (иную) зависимость, требует подчеркнутого уважения человеческого достоинства. Если гражданин считает, что его честь и достоинство пострадали в результате действий других лиц, он может обратиться в суд. Вопросы судебной защиты чести и достоинства граждан регламентируются соответствующими статьями Уголовного Кодекса и Гражданского Кодекса Российской Федерации. Таким образом, существуют и гражданско-правовые средства защиты чести и достоинства - предъявления в суд исков о возмещении морального вреда, причиненного распространением порочащих человека сведений, и их опровержения. Следует отметить, что гражданско-правовая защита чести и достоинства возможна лишь при наличии совокупности трех условий: - распространения сведений о другом лице; - порочащего характера этих сведений; - несоответствия распространяемых сведений действительности. При этом бремя доказывания истинности сведений возложено на того, кто их распространил. Порочащие сведения, опубликованные в печати, в случае признания их судом недействительными опровергаются в печати. Суд произвольно определяет сумму денежной компенсации за причинение морального вреда, поскольку нет четких правовых критериев для ее исчисления. Россия связана обязательствами, вытекающими из Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 10 декабря 1984 г.) и других международных актов. Лицо, считающее, что оно подвергается пыткам, вправе обратиться с жалобой в суд. УК Российской Федерации в развитие ст. 21 Конституции РФ вводит уголовную ответственность за преступления, связанные с жестокостью, насилием или посягающие на честь и достоинство человеческой личности. Таким образом, реализация возможностей уголовно-правовой и гражданско-правовой защиты в суде чести и достоинства в полной мере обеспечивает охрану прав и свобод человека в этой сфере. В ст. 23 Конституции установлено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Частная жизнь - это функционирование человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан. Частная жизнь защищается судом. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за: разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст. 155); разглашение данных предварительного следствия и дознания (ст. 124, 139 УПК); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан (ст. 138); нарушение неприкосновенности жилища: незаконный обыск, незаконное выселение (ст. 139) и иные преступления против правовой автономии личности. Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: - в области борьбы с преступностью; - при защите здоровья граждан; - при объявлении чрезвычайного и военного положения. Конституция РФ (ч. 2, ст. 23) требует судебного решения для всякого ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Но российское законодательство об оперативно-розыскной деятельности допускает существенное вторжение органов государства в частную жизнь граждан без судебного ордера, предусматривая внепроцессуальные методы наблюдения за личностью, контроля за почтовыми отправлениями, прослушивание телефонных и иных переговоров. В законодательных актах четко не указаны круг лиц, о частной жизни которых допускается получение соответствующих сведений, и процедура их получения. В этом отношении они не соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека и ст. 23 Конституции. Таким образом, законодатель должен четко ограничить ситуации, связанные с необходимостью вынужденного нарушения права неприкосновенности частной жизни, особенно, не требующие получения судебного ордера. Эта проблема тесно сопряжена с проблемой соблюдения и защиты прав граждан. Необходимо отметить также, что суд выступает как гарант неприкосновенности жилища, которая установлена ст. 25 Конституции. Запрет проникновения в жилище имеет в виду не только недопустимость вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иные формы получения сведений о том, что происходит в жилище. Законное проникновение в жилище возможно в двух ситуациях: - при непредвиденных чрезвычайных ситуациях; - при защите правопорядка. Согласно Конституции РФ 1993 года ст. 25 – «Жилище неприкосновенно. Никто не в праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Если соответствующие органы государства незаконно проникли в жилище, то их действия могут быть обжалованы гражданином в суд как неправомерные. В рамках данного вопроса был рассмотрен механизм защиты прав граждан по суду. Поскольку законодателем в последние годы были существенно расширены возможности судебной защиты прав и свобод, то, разумеется, существенно увеличилась и практика судов по делам такого рода. Защита прав и свобод граждан стала одной из важнейших задач судебной власти в России, где она выступает как гарант защиты и восстановления самых различных нарушенных прав и свобод. Особенно это важно в уголовно-правовой сфере, где речь зачастую идет о судьбе человека и даже о его жизни. Однако путь реформ необратим, и при умелом, взвешенном и грамотном реформировании судебная власть может и обязана стать надежным гарантом защиты прав человека. Активная и успешная правовая самозащита личности немыслима без опоры на органы прокурорского надзора. Речь идет прежде всего об обращениях к прокурору, который в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения об их нарушении; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина; привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное звучание, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Вместе с тем, при всей значимости прокурорского надзора в реализации правовой самозащиты личности приоритет следует отдать судебному порядку осуществления таковой. Правовая самозащита личности генетически связана с проблемами ее юридической ответственности и является одним из принципов последней. Фактически та совокупность прав лица, привлеченного к ответственности, которая дает ему возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела и отстаивать свои законные интересы, и является конкретным воплощением его права на самозащиту. Речь идет прежде всего о закрепленных законом процессуальных нормах, обеспечивающих личности возможность знать, в чем именно состоит обвинение, оспаривать его, участвовать в анализе и рассмотрении обстоятельств дела, пользоваться помощью адвоката, обжаловать применение мер пресечения и другие акты, предшествующие принятию решения, обжаловать само решение и порядок его исполнения и другое. Весьма примечательно, что после официальной ратификации Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод наше государство взяло на себя обязательство гарантировать на своей территории каждому человеку, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, наличие эффективных средств правовой защиты перед государственными органами даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13 Конвенции). Учитывая, что конституционные предпосылки для соблюдения этих требований в Российской Федерации имеются (ст. 45 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется и что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом), это означает, что человек, исходя из принципа непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах (ст. 18) вправе сам защищать их, опираясь на Основной закон государства.
Лекция 7. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Правовая основа для конституционной регламентации института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была создана Декларацией прав и свобод гражданина РФ от 22 ноября 1991г., которая провозгласила, что Парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет и подотчетен ему. Ст. 103 Конституции РФ, (п. «Д») предусматривает, что назначение и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего на основании федерального закона относится к компетенции Государственной Думы. Институт Уполномоченного призван внести достойный вклад в цивилизованные формы защиты прав и свобод граждан. Проблемы, стоящие перед Уполномоченным по правам человека: не конструктивность Российского общества, многонациональный характер страны, ее масштабы, обширные зоны национальных и социальных конфликтов, низкий уровень управленческой морали и квалификации. Деятельность Уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который был принят Государственной Думой 25 декабря 1996г., одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997г. и подписан Президентом 26 февраля 1997г. Закон четко определяет порядок назначения и освобождения Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности. Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: – возраст не моложе 35 лет; – познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Требований к наличию юридического образования не предусмотрено. При вступлении в должность Уполномоченный по правам человека приносит присягу на заседании Государственной Думы. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд. Направления деятельности Уполномоченного разносторонни Установленными Федеральным Конституционным законом средствами он способствует: – восстановлению нарушенных прав; – совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина их приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; – развитию международного сотрудничества в области прав человека; – правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Для обеспечения независимости деятельности этого органа, его финансирование осуществляется из федерального бюджета, в котором предусмотрены специально выделяемые средства. Законом установлены основания, которые могут повлечь досрочное освобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации. Некоторые конституции и уставы субъектов Федерации предусматривают создание института Уполномоченного и в ряде субъектов они уже созданы (в 46 субъектах) и успешно функционируют (например: Конституция Башкортостана содержит такие нормы; в уставах Новосибирской, Кемеровской, Томской, Ростовской области и др.). Между федеральным Уполномоченным и уполномоченными субъектов не предусмотрены отношения подчиненности, на практике осуществляются различные формы их взаимодействия. Уполномоченный по правам человека в состоянии разрешать те жалобы, которые ввиду иногда их кажущейся незначительности могут быть оставлены без внимания при обращении граждан к административным или даже судебным формам контроля. А ошибки, медлительность, грубость государственных служащих порождают недовольство в обществе и могут нанести обществу серьезный вред. Не допустить причинения этого вреда обществу - важная задача уполномоченного по правам человека. Мы можем с уверенностью сказать, что уполномоченный по правам человека в будущем станет истинно народным защитником, важным инструментом защиты гражданских прав и свобод в Российской Федерации, а в настоящее время его деятельность только разворачивается и обобщать выводы еще рано.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |