Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Национально-государственное




УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лекция 1. Национально-государственное устройство Российской Федерации

Согласно ст. 67 Конституции РФ территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства.

В конституционном праве России есть понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению, менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории до технически доступной глубины.

К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные права и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. II ст. 67 Конституции РФ).

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега.

Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега, согласно нормам Федерального закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 191 – ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственных границах Российской Федерации от 1 апреля 1993 г., а также рядом других нормативных актов и международных договоров с сопредельными государствами.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации:

1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации. Это выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-территориальные единицы.

2. Принцип свободного регионального развития субъектов Российской Федерации. Он находит свое выражение в статьях 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с указанными статьями Основного закона РФ субъекты Российской Федерации совместно с общефедеральными органами решают широкий круг вопросов, вне пределов ведения Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вне полномочий Федерального собрания РФ и других общефедеральных органов осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливают самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, свою систему государственной власти.

3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации - национального. Равноправие народов представлено в различных формах национальной государственности - автономных округов, автономной области, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Российской Федерации.

Равноправие народов означает также свободное функционирование национального языка. Как записано в Конституции РФ, «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка».

Идея равноправия народов пронизывает все содержание ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального превосходства.

4. Принцип равноправия тождественных субъектов Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации говорится о равноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам. Указанный принцип относится не только к однопорядковым субъектам Российской Федерации, но и является выражением равноправия регионов и соответствующих народов, избравших ту или иную форму своей национальной государственности.

5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России - в частности. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации.

Анализируя вопрос о современной модели федерации в России, следует помнить, что Россия – это конституционная федерация, так как ее основой является Конституция РФ. Россию нельзя считать ни договорной федерацией, ни договорно-конституционной федерацией, поскольку первостепенную роль в регулировании федеративных отношений играют Конституция РФ и Федеральные законы.

Конституция РФ 1993г. (ч.3 ст.11) гласит, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Но следует помнить, что согласно заключительным и переходным положениям Конституции, Федеративный договор действует лишь в той части, в какой соответствует Конституции РФ 1993г.

В период 1994 – 1999 гг. особое распространение получили двухсторонние договоры между РФ и субъектами РФ. Одним из первых договоров стал Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», подписанный их Президентами 5 февраля 1994г.

В дальнейшем договоры были заключены со многими субъектами, которые иногда сопровождались пакетами соглашений между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Федеративное устройство России закреплено в качестве основополагающего принципа конституционного строя нашей страны (ст.1).

Конституционная модель российского федерализма основывается на государственной и территориальной целостности, равноправии и самоопределении народов, единстве системы государственной власти с разграничением предметов ведения и полномочий между государственными органами Федерации и ее субъектов (ст. 5). Россия относится к самым многосу6ъектным федерациям в мире. В ее составе вплоть до 1 декабря 2005г. было 89 субъектов. В силу реализации конституционной нормы ч. 2 ст. 65 Конституции РФ, согласно которой принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе новых субъектов осуществляется в соответствии с федеральным кон­ституционным законом. Образование в составе Российское Федерации нового субъекта может быть осуществлено в ре­зультате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. №1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005г. образован новый субъект Российской Федерации - Пермский край. В соответствии с Федеральным кон­ституционным законом от 14 октября 2005г.№ 6-ФКЗ, в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономного округов – с 1 января 2007г. образуется новый субъект Российской Федерации – Красноярский край. Проведен референдум об объединении Камчатской области и Корякского автономного округа.

Вместе с тем единственная на сегодняшний день Еврейская автономная область в силу действия ч.1 ст.5 Конституции РФ сможет поучаствовать в объединительном процессе только в случае, если вновь образованный субъект будет именоваться Еврейской автономной областью, или будет изменен статус иного субъекта (ч.5 ст.66) на автономную область, чтобы сохранить видовой перечень субъектов, приведенных в ч.1 ст.5 Конституции РФ. Следовательно, жители Еврейской автономной области могут реализовать свое конституционной право на участие в интеграционном процессе при определенных маловероятных условиях.

Аналогичные проблемы в реализации ч.2 ст.65 Конституции РФ имеют и города федерального значения.

Следовательно, федерализм как территориальная форма народовластия имеет разное содержание для трех из шести видов субъектов РФ.

Специфической чертой российского федерализма является применение двух оснований в выделении субъектов – национальный и территориальный. В результате из 83 субъектов 26 (21 республика +4 автономных округа + 1 автономная область) являются национальными, что преимущественно отражено в названии данных субъектов, и 57 территориальными субъектами (9 краев +46 областей +2 города федерального значения).

Еще одной специфической чертой российской модели федеративного устройства нашей страны является ее многовидовый характер: Конституцией РФ все субъекты сгруппированы по 6 видам – республики, края, области, горда федерального значения, автономные округа, автономная область (ч.1 ст.5).

Довольно специфично реализуется принцип равноправия субъектов, указывающий на ее симметричный характер. Одновременно нельзя не отметить проявление ассиметризма, когда конституционно равностатутные субъекты самой Конституцией РФ наделены разными правами. Так республики в составе Российской Федерации могут принять свою конституцию по собственному выбору: в порядке референ­дума или парламентским путем, поскольку ч. 1 ст. 66 Кон­ституции РФ не уточняет порядка принятия конституции республики, в то время как для всех иных субъектов РФ (краев, областей, городов федерального значения, автоном­ных округов, автономной области), в силу предписаний ч. 2 ст. 66 Конституции РФ, такой возможности не предусмот­рено.

Согласно Конституции РФ, только автономные образо­вания вправе инициировать принятие федерального закона относительно их статуса (ч. 3 ст. 66); только республики в составе РФ вправе устанавливать свой государственный язык (ч. 2 ст. 68).

Следующая специфическая черта российского федерализ­ма позволяет характеризовать его как «сложносочиненный» или «матрешечный». Речь идет об автономных округах, входящих в состав края или области. На момент принятия Конституции РФ из 10 автономных округов только Чукотс­кий не был из сложносочиненных. На сегодняшний день, в результате интеграционных процессов, таковых осталось 6. Отношения между такими субъектами могут регулировать­ся федеральным законом и договором между органами госу­дарственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Конституция России не предусматривает право субъекта на односторонний выход из состава РФ - право сецессии. Поэтому любое официальное заявление подобного рода яв­ляется прямым нарушением Конституции РФ, в частности, ее норм о государственной целостности России (ч. 3 ст. 4).

Таким образом, формирование современных федератив­ных отношений в России обусловлено историческими корнями, политическими факторами, национально-этническими особенностями России.

Специфические черты современной модели российского федерализма делают наше государство самобытным в том смысле, что пути совершенствования федеративных отношений должны «вызревать» на отечественной почве, по­скольку ввиду отсутствия аналогов «подсмотреть» решение проблем просто негде.

Конституционно – правовой статус Российской Федерации

Конституционно – правовой статус Российской Федерации как федеративного государства характеризуется рядом основополагающих признаков:

1. Российская Федерация – это суверенное государство, которое обладает верховенством (всей полнотой государственной власти) на всей своей территории, кроме полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ 1993г. находятся в введении органов власти субъектов Федерации, а также обладает независимостью во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет Российской Федерации как государства вытекает из суверенитета ее многонационального народа (ст.3 и ст.4 Конституции РФ). Суверенитет Российского государства Конституцией РФ характеризуется тремя положениями:

а) он распространяется на всю территорию;

б) Конституция РФ и федеральные законы (федеральные конституционные и федеральные) имеют верховенство на всей территории РФ;

в) государство обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Конституция РФ подчеркивает, что суверенитет Российской Федерации един и неделим и распространяется на всю ее территорию. Она не предусматривает наличие в РФ сразу нескольких государственных суверенитетов: субъекты РФ не считаются носителями государственного суверенитета. Право республик, входящих в состав Российской Федерации, на государственный суверенитет, ранее установленный в Федеративном договоре от 31 марта 1992 года, утратило свою силу после принятия Конституции РФ 1993 года.

2. Важным и неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территория – пространственный предел распространения ее суверенитета. Территория РФ складывается из территории ее субъектов и включающая сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также недра. Российская Федерация распространяет свою юрисдикцию также и на континентальный шельф в своей экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» - континентальный шельф Российской Федерации включает дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» - исключительная экономическая зона Российской Федерации это морской район, находящейся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральным законодательством, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Самостоятельные права субъектов Российской Федерации по осуществлению своей публичной власти на собственной территории сочетаются с правами РФ по обеспечению единства территории государства в целом. Самостоятельность территорий субъектов обеспечивается следующими положениями:

- федеральные органы государственной власти не имеют права в одностороннем порядке изменить территорию субъектов;

- границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

3. Следующим важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является единое гражданство. Вопросы гражданства регулируются федеральным законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г., в котором определяются основания приобретения российского гражданства и прекращения, гражданство детей, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства.

Наличие федеративного гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, входящих в состав РФ. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федеративного гражданства влечет за собой утрату республиканского гражданства.

Федеральный закон гарантирует защиту граждан в случаях, когда они находятся за границей. Это осуществляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется таким элементом, как наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента – главу государства; Федеральное Собрание РФ – парламент России –представительный законодательный орган; Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации; Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов Прокуратуры РФ возглавляет Генеральный Прокурор РФ.

Следует подчеркнуть, в системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражается федеративная природа Российской Федерации. Так в Совет Федерации РФ входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, а в ст.5 Конституции РФ подчеркивается, что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов.

5.К элементам конституционно-правового статуса следует отнести наличие единой федеральной системы права, которая включает в себя нормативные правовые акты Российской Федерации, ее субъектов и акты органов местного самоуправления. Единство правовой системы обеспечивается тем, что Конституция РФ обладает верховенством на всей территории, она предопределяет содержание федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации, принятые в соответствии с Конституцией РФ федеральные нормативные правовые акты обязательны на всей территории.

1. Конституционно-правовой статус характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Это означает, что на всей территории Российской Федерации официальной денежной единицей является рубль, использование других денежных единиц запрещено. На территории Российской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитных расчетов.

2. К числу важных элементов конституционно-правового статуса следует отнести наличие единых Вооруженных Сил Российской Федерации, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности государства.

3. Еще одним элементом конституционно-правового статуса является государственный язык. В Конституции РФ 1993 года установлено (ст.68), что государственным языком на всей территории Российской Федерации является русский язык. В Российской федерации 1 июня 2005г. принят Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», который обеспечивает использование государственного языка РФ на всей ее территории.

4. Конституционно-правовой статус характеризуется наличием государственных символов – Государственный флаг; Государственный герб; Государственный гимн, а также столицей Российской Федерации является г. Москва. Описание Государственного флага РФ отражено в федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000г. «О Государственном флаге Российской Федерации». Государственный герб – его описание и использование содержится в федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000г. «О государственном гербе Российской Федерации». Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000г. «О Государственном гимне Российской Федерации»

5. Российская Федерация имеет государственную собственность, а также единое экономическое пространство, запрещено устанавливать таможенные границы между субъектами Российской Федерации.

Лекция 2 Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, учредившие Федерацию и являющиеся равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установленных субъектами норм о государственной целостности Российской Федерации. В Российской Федерации нет рецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а, во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации.

Такие действия возможны на основании норм Конституции РФ и Федерального Конституционного закона от 17 декабря 2001г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Большое число коренных малочисленных народов, населяющих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы еще к большей дробленности Федерации, и без того весьма значительной. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статус коренных малочисленных народов закреплен в ряде федеральных законов. Так, основы лесного законодательства устанавливают режим землепользования и ведения лесного хозяйства в местах проживания этих народов. Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды из социально-экономического развития при пользовании недрами в районах их проживания. Определенные льготы введены законами о налогообложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др.

Конституционно-правовой статус Республики в составе Российской Федерации

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха, Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Они существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66) статус республики определяется федеральной конституцией и конституцией республики. Таким образом, Конституции Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между федерацией и ее субъектами - республиками в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов Российской Федерации. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем государственной границей Российской Федерации. Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория - пространственный предел ее власти. Высшие органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю территорию республики. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации (ст. 38) могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, включающую в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, а также с зарубежными странами.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституция, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в республике, действует федеральный закон.

Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном собрании Российской Федерации. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения федерации и республик.

Республики в составе Российской Федерации самостоятельно определяют систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.

Каждая республика имеет свой представительный и законодательный орган (парламент); главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации.

Важным компонентом конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации является наличие республиканского гражданства. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом. Наличие гражданства Российской Федерации и гражданства республики в ее составе означает не двойное гражданство, а лишь два уровня единого гражданства.

Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры. Вопросы владения республиканской собственностью регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации, по взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти республик в составе Российской Федерации часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 68) республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком - государственным языком Российской Федерации. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и равноправие.

Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Федеративному договору. Ее международная деятельность координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

Одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.

Республики в составе Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен без ее согласия. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66) статус республики может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и конституция республик в составе Российской Федерации определяют предметы ведения этих республик. Часть из них составляют предметы совместного ведения федерации и республик в ее составе. Их можно разделить на три группы.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и республик в ее составе находятся прежде всего обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В совместном ведении Российской Федерации и республик находятся также защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и республик в ее составе отнесен большой круг вопросов законодательного регулирования. Это административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и республик относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов налогообложения и сборов Российской Федерации. Российская Федерация и республики совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры и спорта.

Особую область совместного ведения Российской Федерации и республик составляют внешние сношения, где общей заботой Российской Федерации и находящихся в ее составе республике является координация международных и внешнеэкономических связей республик, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Согласно Федеративному договору по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республики в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

В число совместно осуществляемых полномочий входят также создание общих фондов для финансирования совместных программ; координация управления общими фондами; энергетической системой, магистральным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, связью.

Наряду с вопросами совместного ведения имеется ряд вопросов, относящихся к исключительному ведению республик. Исключительные полномочия республик в составе Российской Федерации определены их конституциями на основе Конституции Российской Федерации и Федеративного договора. Они осуществляются республиканскими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития; осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития.

Закрепленный в конституциях некоторых республик перечень из исключительных полномочий не является исчерпывающим. К полномочиям этих республик могут быть отнесены и другие полномочия, если это не противоречит Конституции Российской Федерации. Иначе говоря, республики в составе Российской Федерации самостоятельно осуществляют полномочия, не отнесенные Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором к ведению Федерации или к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения (территориальных субъектов Российской федерации)

Согласно ст.65 Конституции РФ в составе России находится 57 территориальных субъектов: 9 краев (Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский); 46 областей (Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская); и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (глава 3), Федеральным договором от 31 марта 1992г. и другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их согласия.

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, действующие на основе Конституции Российской Федерации, а также уставов края, области, города федерального значения. Если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов федерации.

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными областями, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения согласно федеральному конституционному закону.

Конституция Российской Федерации обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Совет Федерации и в Государственную Думу. Представительные органы власти и администрации краев, областей и городов федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства Российской Федерации. Края, области имеют свои административные центры. Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения федерации и ее субъектов и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения.

Согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному договору о совместном ведении в области государственного строительства находится обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции Российской Федерации и Федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения является широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное законодательство, об охране окружающей среды.

К совместному ведению отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и краев, областей, городов федерального значения относятся вопросы владения, использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей Среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Российская Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, охраны памятников; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой; осуществление мер по борьбе с катастрофами, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои правовые акты.

Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городами Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городом Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. И, наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Определенными особенностями характеризуется статус Москвы - столицы Российской Федерации. Согласно Закону Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993г. органы государственной власти города Москвы:

- предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные и иные услуги;

- обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

- участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы;

- участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;

- согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Затраты города Москвы, связанные с осуществлением им функций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе Российской Федерации, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации.

Земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов федерации в федеральную собственность или в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.