Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение мониторинга правовой системы




Мониторинг актов органов правоохранительной и судебной системы

 

Эта часть мониторинга имеет свою специфику. Если он касается судов всех видов и уровней, то придется в систему мониторинга включать два уровня.

Первый будет касаться общеобязательных актов, к ко­торым прежде всего относятся постановления Конституци­онного Суда РФ. Сюда же можно отнести постановления Верховного Суда РФ, обобщающие практику судов.

Решения, приговоры судов, имеющие индивидуальный характер, акты арбитражных судов не подпадают под кате­горию нормативных правовых актов, но они обязательны и действуют на всей территории России и в ее юрисдикционном пространстве.

Названные и, несомненно, другие вопросы потребуют учета в методологии и методиках мониторинга правопри­менительной деятельности. Изучение судебной практики, наиболее развитая область правовой статистики, возможно, потребует коррекции в плане более глубокого мониторин­га с учетом разных критериев. Эта сторона мониторинга, затрагивающая достаточно уязвимую сторону информа­ции — область персональных данных, нуждается в прора­ботке с учетом уязвимости данной категории информации и конкретных обстоятельств каждого случая.

 

 

Рассмотренные вопросы позволяют сказать, что право­вой мониторинг является комплексным правовым институ­том права по своему содержанию и назначению. Этот инсти­тут работает на систематическое отслеживание состояния нормативной системы права — на выявление ее эволюции, динамики и действенности при ориентации на принцип за­конности. Это как бы институт саморегуляции правовой системы. На основе выявленных показателей недействия принятого закона, его конфликтности с другими норматив­ными актами, его коррупциогенности и т.п. применяются меры по выходу из ситуации противоречия акта или его части с целью регулирования отношений субъектов — из­менение, дополнение или отмена акта.

Мониторинг в смысле его этапов представляет собой си­стему постоянного отслеживания всего жизненного цикла нормативного правового акта, включая этапы его подго­товки, принятия, применения (изменения и дополнения) и исполнения, отслеживания по установленным параме­трам практики применения в процессе деятельности орга­нов исполнительной власти, а также применения законо­дательства в деятельности правоохранительных органов РФ. В конечном счете мониторинг — средство укрепления целостности и разнообразия и действенности правовой си­стемы России.

По методам осуществления мониторинг является по­стоянным институтом информационного права. Такая его роль предопределяется тем, что любое действие, процеду­ра и результат всех операций основаны на сборе, анализе и оценке получаемой в итоге информации. Это цикл дви­жения от имеющейся информационной оценки состояния правового объекта к новому информационному объекту — к новому состоянию закона или другого правового акта в системе права.

Для обеспечения такого значения мониторинга необ­ходим анализ состояния нормативного регулирования в нескольких срезах:

1) полноты, согласованности, своевременности, стабиль­ности и качества всего массива законодательства РФ;

2) получения информации для анализа и выводов о до­статочности и непротиворечивости нормативной правовой основы для обеспечения функционирования органов государственной власти в соответствии с их компетенцией и на­значением каждого органа;

3) получения информации о связи мониторинга право­вой системы и мониторингов состояния различных обла­стей социальной жизни страны.

Для такой увязки измерителей необходима сложная методическая основа проведения мониторинга и получе­ния сравнимых показателей для осуществления анализа, обобщения и представления информации о результатах наблюдений в соответствующие органы для коррекции деятельности законодательных и исполнительных органов государства, а также совершенствования законотворческой работы и всей системы законодательства.

В связи с мониторингом более остро встают вопросы обеспечения единства и целостности системы законода­тельства РФ. Одновременно важно увидеть и разнообразие задач правового регулирования через призму правоприме­нительной практики, ибо решение практических проблем правоотношений людей и их организаций определяет ди­намику правовых регуляторов. В связи с этим предстоит обеспечить взаимодействие показателей результатов мо­ниторинга относительно отраслей права в системе права Российской Федерации и относительно эффективности правовых норм в процессе регулирования живых право­вых отношений всего разнообразия субъектов нрава и их проблем. Иными словами, с одной стороны, мониторинг должен работать на совершенствование отраслей права как научно-практической структуры системы права, с другой — на повышение эффективности применения норм этих от­раслей права в жизни. Результаты правоприменения явля­ются основой коррекции действующей системы права, ее содержания и формы.

Это значит, что с результатами анализа мониторинга необ­ходимо коррелировать состояние каждой отрасли законо­дательства (проверка на полноту, совместимость и т.п. ха­рактеристики норм) и одновременно осуществлять оценку направлений политики управления в различных сегментах социального развития. Эта вторая задача использования результатов мониторинга приведет к коррекции практики управления и деятельности в рамках имеющихся законов либо к коррекции самого законодательства.

Решение этих задач выводит на комплексный анализ разных видов мониторинга. Например, учет и мониторинг жалоб граждан в систему прокуратуры РФ или обращений граждан в систему Уполномоченного по правам человека. Результаты такого мониторинга реальной жизни граждан и их проблем могут стать источником коррекции правопри­менения или нормотворчества. Также важно отслеживать состояние функциональной деятельности всех органов ис­полнительной власти, органов местного самоуправления с позиций удовлетворения потребностей граждан и орга­низаций государственного и негосударственного секторов. И не только с точки зрения их законности, но и с точки зрения возникающих конфликтов, новых потребностей субъектов и форм их удовлетворения. Это еще один аспект правового мониторинга, его связи с практикой.

Безусловно, в первую очередь необходимо ориентиро­вать структуры, обеспечивающие мониторинг, на разра­ботку и применение таких параметров анализа законода­тельства, которые позволят осуществить оценку состояния законов, законодательных и подзаконных нормативных правовых актов с учетом: 1) конституционно установлен­ных предметов ведения; 2) места и правового статуса орга­на государственной власти, его полномочий: 3) соотнесения принимаемых и применяемых актов с основными направ­лениями социально-экономических задач общества.

Первое направление анализа — по предметам ведения — предусматривает:

а) систематизацию или соотнесение действующего нор­мативного массива федерального уровня с предметами ве­дения Российской Федерации;

б) соотнесение актов федерального уровня и региональ­ного уровня с предметами совместного ведения;

в) соотнесение принимаемых актов органами субъектов РФ по предметам исключительного ведения субъектов РФ при учете разграничения их полномочий с органами мест­ного самоуправления.

Второе направление анализа призвано обеспечить по­лучение информации о полноте, законности и эффектив­ности принимаемых нормативных правовых актов по кру­гу функциональной деятельности отдельных органов и их подсистем в системе исполнительной власти РФ, а также сопоставление результативности работы органов судебной власти по своим юрисдикционным полномочиям.

В методологической и технологической части монито­ринга важно отразить, с одной стороны, модель монито­ринга каждого отдельного нормативного правового акта, а с другой — мониторинга комплексного по составу отсле­живаемых источников права в связи с их значением для решения той или иной проблемы государственного значе­ния: выполнения государственных проектов социального плана, разграничения полномочий различных органов ис­полнительной власти и т.п. В настоящее время развивается именно такой прием мониторинга — комплексный. Однако при этом важно обеспечить сохранение целостности тех за­конов, которые отслеживаются в связи с несколькими це­лями.

Стоит еще раз обратить внимание на сложность постав­ленной задачи и важность цели организации и постоянного ведения мониторинга правовой системы, на ее уникаль­ность не только для России. Как показывают материалы дискуссий, проблема мониторинга правовой информации в других странах также пока не получила должного разви­тия. В условиях глобализации многих социальных процес­сов этот вопрос неминуемо встает и требует решения.

В связи с этим важно обеспечить методологическую и методическую основу мониторинга. Это потребует раз­работки стандартов форм нормативных правовых докумен­тов, требований к юридической технике оформления их со­держания и соблюдения условий перехода на электронную форму документирования и документооборота прежде все­го применительно к нормативным правовым актам. Данная проблема находится в поле зрения специалистов документоведения, но она важна и в первую очередь для грамот­ного оформления юридической документации, включая правовые акты. Эта задача входит в институт юридиче­ской техники, который, как и вся проблема закона о зако­нах и других нормативных правовых актах, пока остается неурегулированным. Ни одна отрасль права этим практи­чески не занимается. Можно сказать с уверенностью, что эта проблема ближе всего к праву информационному. Эта­лонные базы нормативных правовых актов, которые ведут в настоящее время соответствующие органы и организации, должны служить не только в качестве справочных и архив­ных фондов, но стать рабочими инструментами в правовой системе страны.

Мониторинг является и инструментом в области гармо­низации законодательства относительно международных норм права. В систему программ мониторинга необходимо включить вопросы технологий обеспечения гармонизации федерального законодательства с нормами международных актов, которые ратифицируются Российской Федерацией. Генеральный директорат по правовым вопросам и Европей­ская комиссия осуществляют большую работу по конвен­циям, резолюциям, рекомендациям от имени ЕС, включая и рекомендации по вопросам гармонизации национальных законов государств — членов ЕС.

Мониторинг правовой системы (правового простран­ства) и правоприменения имеет большое значение для от­крытости государственной деятельности, информированно­сти граждан и всей общественности о состоянии правовой основы развития России, а также для повышения уровня правосознания и правовой культуры общества в целом.

Организация правовой системы является стимулом для повышения правовой и информационной грамотности всех категорий государственной службы. Эта задача потребует включения новых критериев в систему аттестации специа­листов государственного управления, судебных работников и депутатов представительных и законодательных органов; уточнения программ обучения студентов по управленческим и информационным специальностям. Мониторинг в извест­ном смысле является частью административной и правовой реформ в Российской Федерации, он входит и в структуру проблем формирования информационного общества, про­грамм широкого применения информационных технологий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.