![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение мониторинга правовой системы
Мониторинг актов органов правоохранительной и судебной системы
Эта часть мониторинга имеет свою специфику. Если он касается судов всех видов и уровней, то придется в систему мониторинга включать два уровня. Первый будет касаться общеобязательных актов, к которым прежде всего относятся постановления Конституционного Суда РФ. Сюда же можно отнести постановления Верховного Суда РФ, обобщающие практику судов. Решения, приговоры судов, имеющие индивидуальный характер, акты арбитражных судов не подпадают под категорию нормативных правовых актов, но они обязательны и действуют на всей территории России и в ее юрисдикционном пространстве. Названные и, несомненно, другие вопросы потребуют учета в методологии и методиках мониторинга правоприменительной деятельности. Изучение судебной практики, наиболее развитая область правовой статистики, возможно, потребует коррекции в плане более глубокого мониторинга с учетом разных критериев. Эта сторона мониторинга, затрагивающая достаточно уязвимую сторону информации — область персональных данных, нуждается в проработке с учетом уязвимости данной категории информации и конкретных обстоятельств каждого случая.
Рассмотренные вопросы позволяют сказать, что правовой мониторинг является комплексным правовым институтом права по своему содержанию и назначению. Этот институт работает на систематическое отслеживание состояния нормативной системы права — на выявление ее эволюции, динамики и действенности при ориентации на принцип законности. Это как бы институт саморегуляции правовой системы. На основе выявленных показателей недействия принятого закона, его конфликтности с другими нормативными актами, его коррупциогенности и т.п. применяются меры по выходу из ситуации противоречия акта или его части с целью регулирования отношений субъектов — изменение, дополнение или отмена акта. Мониторинг в смысле его этапов представляет собой систему постоянного отслеживания всего жизненного цикла нормативного правового акта, включая этапы его подготовки, принятия, применения (изменения и дополнения) и исполнения, отслеживания по установленным параметрам практики применения в процессе деятельности органов исполнительной власти, а также применения законодательства в деятельности правоохранительных органов РФ. В конечном счете мониторинг — средство укрепления целостности и разнообразия и действенности правовой системы России. По методам осуществления мониторинг является постоянным институтом информационного права. Такая его роль предопределяется тем, что любое действие, процедура и результат всех операций основаны на сборе, анализе и оценке получаемой в итоге информации. Это цикл движения от имеющейся информационной оценки состояния правового объекта к новому информационному объекту — к новому состоянию закона или другого правового акта в системе права. Для обеспечения такого значения мониторинга необходим анализ состояния нормативного регулирования в нескольких срезах: 1) полноты, согласованности, своевременности, стабильности и качества всего массива законодательства РФ; 2) получения информации для анализа и выводов о достаточности и непротиворечивости нормативной правовой основы для обеспечения функционирования органов государственной власти в соответствии с их компетенцией и назначением каждого органа; 3) получения информации о связи мониторинга правовой системы и мониторингов состояния различных областей социальной жизни страны. Для такой увязки измерителей необходима сложная методическая основа проведения мониторинга и получения сравнимых показателей для осуществления анализа, обобщения и представления информации о результатах наблюдений в соответствующие органы для коррекции деятельности законодательных и исполнительных органов государства, а также совершенствования законотворческой работы и всей системы законодательства. В связи с мониторингом более остро встают вопросы обеспечения единства и целостности системы законодательства РФ. Одновременно важно увидеть и разнообразие задач правового регулирования через призму правоприменительной практики, ибо решение практических проблем правоотношений людей и их организаций определяет динамику правовых регуляторов. В связи с этим предстоит обеспечить взаимодействие показателей результатов мониторинга относительно отраслей права в системе права Российской Федерации и относительно эффективности правовых норм в процессе регулирования живых правовых отношений всего разнообразия субъектов нрава и их проблем. Иными словами, с одной стороны, мониторинг должен работать на совершенствование отраслей права как научно-практической структуры системы права, с другой — на повышение эффективности применения норм этих отраслей права в жизни. Результаты правоприменения являются основой коррекции действующей системы права, ее содержания и формы. Это значит, что с результатами анализа мониторинга необходимо коррелировать состояние каждой отрасли законодательства (проверка на полноту, совместимость и т.п. характеристики норм) и одновременно осуществлять оценку направлений политики управления в различных сегментах социального развития. Эта вторая задача использования результатов мониторинга приведет к коррекции практики управления и деятельности в рамках имеющихся законов либо к коррекции самого законодательства. Решение этих задач выводит на комплексный анализ разных видов мониторинга. Например, учет и мониторинг жалоб граждан в систему прокуратуры РФ или обращений граждан в систему Уполномоченного по правам человека. Результаты такого мониторинга реальной жизни граждан и их проблем могут стать источником коррекции правоприменения или нормотворчества. Также важно отслеживать состояние функциональной деятельности всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с позиций удовлетворения потребностей граждан и организаций государственного и негосударственного секторов. И не только с точки зрения их законности, но и с точки зрения возникающих конфликтов, новых потребностей субъектов и форм их удовлетворения. Это еще один аспект правового мониторинга, его связи с практикой. Безусловно, в первую очередь необходимо ориентировать структуры, обеспечивающие мониторинг, на разработку и применение таких параметров анализа законодательства, которые позволят осуществить оценку состояния законов, законодательных и подзаконных нормативных правовых актов с учетом: 1) конституционно установленных предметов ведения; 2) места и правового статуса органа государственной власти, его полномочий: 3) соотнесения принимаемых и применяемых актов с основными направлениями социально-экономических задач общества. Первое направление анализа — по предметам ведения — предусматривает: а) систематизацию или соотнесение действующего нормативного массива федерального уровня с предметами ведения Российской Федерации; б) соотнесение актов федерального уровня и регионального уровня с предметами совместного ведения; в) соотнесение принимаемых актов органами субъектов РФ по предметам исключительного ведения субъектов РФ при учете разграничения их полномочий с органами местного самоуправления. Второе направление анализа призвано обеспечить получение информации о полноте, законности и эффективности принимаемых нормативных правовых актов по кругу функциональной деятельности отдельных органов и их подсистем в системе исполнительной власти РФ, а также сопоставление результативности работы органов судебной власти по своим юрисдикционным полномочиям. В методологической и технологической части мониторинга важно отразить, с одной стороны, модель мониторинга каждого отдельного нормативного правового акта, а с другой — мониторинга комплексного по составу отслеживаемых источников права в связи с их значением для решения той или иной проблемы государственного значения: выполнения государственных проектов социального плана, разграничения полномочий различных органов исполнительной власти и т.п. В настоящее время развивается именно такой прием мониторинга — комплексный. Однако при этом важно обеспечить сохранение целостности тех законов, которые отслеживаются в связи с несколькими целями. Стоит еще раз обратить внимание на сложность поставленной задачи и важность цели организации и постоянного ведения мониторинга правовой системы, на ее уникальность не только для России. Как показывают материалы дискуссий, проблема мониторинга правовой информации в других странах также пока не получила должного развития. В условиях глобализации многих социальных процессов этот вопрос неминуемо встает и требует решения. В связи с этим важно обеспечить методологическую и методическую основу мониторинга. Это потребует разработки стандартов форм нормативных правовых документов, требований к юридической технике оформления их содержания и соблюдения условий перехода на электронную форму документирования и документооборота прежде всего применительно к нормативным правовым актам. Данная проблема находится в поле зрения специалистов документоведения, но она важна и в первую очередь для грамотного оформления юридической документации, включая правовые акты. Эта задача входит в институт юридической техники, который, как и вся проблема закона о законах и других нормативных правовых актах, пока остается неурегулированным. Ни одна отрасль права этим практически не занимается. Можно сказать с уверенностью, что эта проблема ближе всего к праву информационному. Эталонные базы нормативных правовых актов, которые ведут в настоящее время соответствующие органы и организации, должны служить не только в качестве справочных и архивных фондов, но стать рабочими инструментами в правовой системе страны. Мониторинг является и инструментом в области гармонизации законодательства относительно международных норм права. В систему программ мониторинга необходимо включить вопросы технологий обеспечения гармонизации федерального законодательства с нормами международных актов, которые ратифицируются Российской Федерацией. Генеральный директорат по правовым вопросам и Европейская комиссия осуществляют большую работу по конвенциям, резолюциям, рекомендациям от имени ЕС, включая и рекомендации по вопросам гармонизации национальных законов государств — членов ЕС. Мониторинг правовой системы (правового пространства) и правоприменения имеет большое значение для открытости государственной деятельности, информированности граждан и всей общественности о состоянии правовой основы развития России, а также для повышения уровня правосознания и правовой культуры общества в целом. Организация правовой системы является стимулом для повышения правовой и информационной грамотности всех категорий государственной службы. Эта задача потребует включения новых критериев в систему аттестации специалистов государственного управления, судебных работников и депутатов представительных и законодательных органов; уточнения программ обучения студентов по управленческим и информационным специальностям. Мониторинг в известном смысле является частью административной и правовой реформ в Российской Федерации, он входит и в структуру проблем формирования информационного общества, программ широкого применения информационных технологий.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |