КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления учета потребностей правового мониторинга
Результаты многолетнего опыта мониторинга правовой системы в части динамики и эволюции российского законодательства позволяют определить проблемы, которые могут работать на перспективу. 1. Устранение непосредственных причин неустойчивости законотворческой и правоприменительной практики путем ускорения принятия федерального закона «О нормативных правовых актах» как методологической основы организации правотворческой деятельности органов государственной власти. Коррекция проекта этого закона в настоящее время может в большей степени учесть, во-первых, ориентацию государственной политики на углубление и упорядочение процесса административной реформы и, во-вторых, ориентацию на инновационные процессы в области государственного управления на основе информационных технологий и коммуникаций, формируемых моделей их освоения с учетом предложений «электронного правительства». 2. В целях интегрирования всех данных мониторинга необходимо создать условия обработки, анализа и интеграции информации правового мониторинга, соответствующие возможностям информационных технологий. Нужны базы и банки данных по результатам мониторинга и аналитической обработке этой информации с учетом потребностей разных пользователей этих данных. 3. Уже сегодня можно сказать, что практика непрерывного изменения и дополнения принимаемых законов и иных нормативных правовых актов нуждается в особом внимании. Результаты мониторинга показывают, что до 70% вновь принимаемых актов составляют такие, которые обеспечивают дополнения, исправления принятых правовых актов. Создается замкнутый цикл по обновлению актов в пределах одного-двух лет, а то и более краткого срока. Правоприменение не успевает освоить содержание нового правового акта, как он изменяется и дополняется. Это видно, в частности, на примере законодательства 2006—2009 гг. в области регулирования информационных отношений, что значительно снижает эффективность использования информационных технологий и информационных ресурсов. Одновременно наблюдается и влияние административного ресурса в определении весьма кратких сроков разработки проектов, что приводит к неудовлетворительным результатам. В области установления правил по соблюдению юридической техники весьма полезны разработки Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Ежегодно проводимые конференции по этой проблеме позволяют обобщить практику и теорию и выйти с обоснованными предложениями по совершенствованию всего процесса подготовки нормативных правовых актов, включая и проблему юридической экспертизы1. Можно говорить и о несостоятельности выбора разработчиков проектов законов, о качестве проведения конкурсов по критериям сжатия сроков и снижения стоимости разработки. Такая практика не учитывает требований к качеству закона и лишь поощряет лоббирование в данной области. 4. Все убедительнее звучат предложения об усилении контакта законотворчества с наукой, а также о необходимости укрепления института экспертизы в области нормотворчества. Примером расширения рамок мониторинга по правовым проблемам СМИ является практика организации так называемых «международных медийных диалогов» в Германии. Такие диалоги проводятся по инициативе германского Министерства иностранных дел. По свидетельству журнала «Magazin-Deutshland. DE», они привлекают специалистов из Китая, Пакистана, Франции, Монголии, стран СИГ, центральной и южной части Восточной Европы, стран Африки. «Главными аспектами были нормативно-правовая база деятельности СМИ (частных, публично-правовых, государственных), отличительные черты политических коммуникаций, организации общественности на региональном и местном уровнях, постоянно растущие финансовые проблемы СМИ, самоуправляемые организации и профподготовка журналистов». 5. Для мониторинга важно учитывать состояние юридической техники в процессе нормотворчества разных субъектов. Кроме того, необходимо прислушаться к предложениям юридической общественности и придать должное внимание проблеме юридической технологии. Это касается выбора вида и формы нормативного акта, обеспечения его ясной структуры, определения сферы действия и адресатов ответственного исполнения, правил опубликования с учетом доступности первичной официальной электронной публикации. Особого внимания с учетом доступности к правовой информации через Интернет, а также возможной бесплатной юридической помощи в этой области для населения заслуживает вопрос об оформлении публикаций комплексного характера поправок и дополнений в действующие акты. Слияние в один слабо структурированный текст разных законов или иных нормативных правовых актов затрудняет усвоение вносимых изменений и их значимость для восприятия архитектуры и содержания дополняемого или изменяемого нормативного правового акта. Это удобно для законодателя. Но при этом мало учитывается, что такая практика приводит к изменению идеологии, концепции рапсе принятого закона или иного нормативного правового акта. Размываются цельность и логика закона, а в конечном счете и система регулирования. Выходом может быть изменение технологии публикации уточнений содержания конкретных актов. Но по большому счету эта практика усиливает значение кодификации законодательства по сферам его применения (опыт Франции). Возможно, к этому стоит присмотреться. Накопление множества противоречивых по концепциям, терминологии, пересечению предметных областей регулируемых отношений приводит к выводу о необходимости разработки новых кодексов. Например, в области нормативного регулирования информатизации общества. Следует возобновить работу по подготовке Информационного кодекса, объединяющего регулирование всех направлений создания информационной инфраструктуры и правил пользования информационными системами, информационными ресурсами и технологиями. Кодификации заслуживает и законодательство в области здравоохранения, регулирования народонаселения и других направлений реализации нрав граждан и организаций с учетом их роли в развитии экономики страны и оздоровления области трудоустройства и подготовки кадров и т.д.
Контрольные вопросы 1. Что понимается под мониторингом как институтом информационного права? Дайте его определение. 2. Что вам известно о видах правового мониторинга? 3. Что вы знаете о мониторинге проектов и законов в законодательных органах РФ? 4. Какова специфика мониторинга правоприменения в системе исполнительной власти? 5. Какова специфика мониторинга законодательства в судебной системе? 6. Что вам известно о правовом обеспечении мониторинга законодательства? 7. Что вы знаете об информационно-технологическом обеспечении правового мониторинга?
Литература
1. Доклады Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» за 2004, 2005, 2006, 2007 годы [Электронный ресурс] / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. — URL: http://www.council.gov.ru/lawmaking/report/index.html. 2. Курманов, М. М. Мониторинг муниципальных правовых актов: практика и перспективы / М. М. Курманов, И. X. Миннегулов//Теоретические проблемы информационного права. - М.: ИГП РАН, 2008. - С. 282-291. 3. Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики как форма диалога власти и общества: 111 Всероссийская научно-практическая конференция. — М., 2006. 4. Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: Стратегия правового развития России: IV Всероссийская научно-практическая конференция. - М., 2007. 5. Ниесов, В. А. Актуальные задачи нормативного правового регулирования в сфере формирования единого информационного пространства судебной системы России / В. А. Ниесов, Д. А. Ловцов // Конфликты в информационной ссрере России. - М., 2009. - С. 216-230.
Глава24 Обеспечение информационной безопасности
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |