КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательство — регулирующий и информационный ресурс в развитии процессов инноваций и глобализации
Наиболее ощутимыми сферами глобализации, как на более ранней стадии — областями конвергенции, являются сферы экономических отношений, распространения знаний и обмена научными открытиями, миграционные процессы, обмен и открытость культурного достояния разных стран и частных коллекций. В связи с этим общество озабочено установлением и соблюдением общего порядка охраны прав интеллектуальной собственности, сближением методов обеспечения прав граждан не только в пределах внутреннего государственного пространства, но и во внешнем мире для каждого человека. Основой для решения этих задач является право и его наиболее активная часть — законодательство. Всемирные встречи по проблеме информационного общества уделяют этому вопросу должное внимание. Сама сфера закона и системы законодательства разных стран вступили н период наиболее активного взаимодействия и гармонизации. Это очевидно на примере Европейского союза. Это прослеживается и на усвоении наиболее рациональных сторон законодательства стран общего права и права континентального. С одной стороны, повышается значение прецедента в практике кодифицированного права, с другой — значение нормативных решений в странах общего права. Всемирный саммит но информационному обществу уделяет серьезное внимание проблеме права и его роли в урегулировании процессов глобализации. «Верховенство права станет реальностью, когда государственное регулирование и саморегулирование, опираясь на национальное законодательство и международные нормы, создадут предпосылки для выработки четкой нормативно-правовой базы при полном уважении прав человека» — такова установка политического послания Комитета министров Всемирному саммиту по информационному обществу от 19 нюня 2003 г. Это положение было подтверждено на первой Всемирной встрече по информационному обществу в Женеве (по инициативе российской делегации) и вошло в решения конференции летом 2005 г. в Санкт-Петербурге, предшествующей второй встрече, намеченной на конец 2005 г. в Тунисе. Право и особенно законодательство — живой й достаточно чувствительный организм относительно изменений, происходящих в современном обществе. Об этом свидетельствует его дихотомическая природа. Она проявляется в том, что, с одной стороны, закон, законодательство является мощным регулирующим отношения средством, поддержанным всеми механизмами государства. А с другой — право и весь его арсенал (от доктрин до норм закона и правоприменительных актов) является наиболее важной частью информации, информационного ресурса каждой страны, а в части международных норм — всего информационного достояния мира. Как часть информационного ресурса законодательство подвержено влиянию процессов, порождаемых действием информационных и телекоммуникативных технологий, и обретает более стройную систему на основе технологических преобразований в информационной инфраструктуре и в самой информации. А будучи средством регулирования общественных отношений, средством упорядочения взаимодействия и связей самых разных субъектов в мире, право обладает силой воздействия на информационные процессы, на их глобализацию в широких масштабах. Такая сложная природа права и законодательства предъявляет особые требования к работе в области нормотворчества в условиях информатизации. Закон должен опережать эволюцию отношений в новых условиях и создавать условия для наиболее безболезненного развития позитивных признаков будущего. Учитывая усложнение и ускорение отношений в связи с развитием информационных технологий, законодатель должен своевременно и четко реагировать и на процессы, усложняющие криминогенную ситуацию в условиях информатизации. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, в Стратегии национальной безопасности, в Стратегии развития информационного общества отмечается, что серьезную опасность представляет стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. Одной из актуальных задач государственной информационной политики является создание эффективной государственной системы обеспечения безопасности в информационно-психологическом пространстве, способной противостоять таким акциям. Информационная безопасность сегодня стала стратегической категорией, составной таких комплексных понятий, как «международная безопасность» и «национальная безопасность». Она может рассматриваться в аспекте социально-экономического развития, сохранения и защиты технической и языковой оболочки информации, влияний информационных потоков на массовое и индивидуальное сознание, мониторинга и классификации компьютерных и сетевых угроз, новых видов вооружения и предупреждения информационных войн. Сегодня актуальной становится задача обеспечения защиты от нового вида «оружия массового поражения» — информационного, которое можно использовать для поражения информационно-коммуникационных систем, общественного сознания и системы его формирования, личности и индивидуального сознания. Информационная безопасность каждого государства в значительной степени зависит от решения задач формирования и управления процессами общественного сознания, производства и репродукции информационных ресурсов и организации системы доступа к ним, создания цивилизованного рынка информационных продуктов и услуг, реализации прав граждан на информацию. Нерешенность этих задач приводит к замедлению процессов становления информационного общества, создает условия для информационной экспансии более развитых стран. Импульсом в развитии информационного законодательства, в установлении контактов информационного права и всех иных отраслей права РФ является политика инноваций на основе новых информационных технологий. Происходит процесс обновления всех сторон жизни общества, и он невозможен без комплексной, интеграционной мобилизации средств правового регулирования, без включения в этот процесс ресурса информационного права. Можно выделить три четко формирующиеся области задач по нормативно-правовому регулированию в области информатизации. Во-первых, это регулирование отношений в пределах формирования и реализации ИКТ — собственно информационное законодательство. Во-вторых, нормы, регулирующие инновационные процессы но всем направлениям развития общества и деятельности государства — внедрение информационных технологий во все виды общественных отношений и виды деятельности. В-третьих, это нормативно-правовое регулирование обеспечения прав граждан в новых условиях. Обеспечение гарантий прав и интересов человека в условиях всего информационного пространства планеты, изменяющейся жизни под влиянием процессов глобализации. К началу 2010 г. обозначились сдвиги в нормативном правовом регулировании государственных и муниципальных услуг; начат пересмотр Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» по линии расширения форм и видов электронной подписи в целях более широкого охвата пользователей электронных документов; осуществляется подготовка инфраструктуры для реализации уже принятых законов, в частности Федерального закона «О персональных данных»; изменяется позиция законодателя относительно регулирования информационных ресурсов, а также создания и использования общегосударственных центров обработки и анализа информации. Формируется новое право — международное информационное право. Эта тема нуждается в специальном исследовании — в проведении сравнительно-правового изучения структуры, содержания и целей дисциплин по информационному праву в европейских и американских странах. В данном случае остановимся на наиболее важных направлениях использования потенциала ИКТ России в инновационных процессах, порождаемых большим числом реформ. Условия развития России в постсоветский период соединили решение задач по многим направлениям государственного устройства, воссоздания производства и других направлений жизнеобеспечения после распада СССР с рывком в области научно-технического прогресса на основе информационных технологий. Это обострило решение организационных задач. Не сразу удалось преодолеть отказ от многих правил и традиций работы и жизни в условиях советской организации, обеспечить процессы приватизации и смены приемов и методов управления в производственной и административной системах страны, переориентировать внимание человека социализма на новые ценности и порядок организации своей жизни. Возможности создания и применения информационных технологий в значительной мере замораживались. Это создало условия для утечки талантливых и продуктивных специалистов в другие страны. Тем не менее к 2002 г. была сформирована и принята ФЦП «Электронная Россия», комплексно отразившая политику развития ИКТ России и направления инноваций на базе его ресурса, которая к настоящему времени себя исчерпала, и ее продолжает, политика обеспечения активности «электронного государства» и «электронного правительства». Функция права в создании механизмов защиты и условий для развития потенциала науки в области формирования и использования информационных технологий также нуждается в особом внимании. Россия имеет большие заделы в области нанотехнологий, биотехнологий. Эта сторона интеллектуального ресурса должна охраняться в статусе и режиме национального достояния и получать реализацию в рамках страны. Это важнейший и перспективный вид информационного ресурса, но и он остается наименее обеспеченным средствами институционального, функционального порядка. Правовая основа защиты и регулирования его использования в национальных интересах нуждается в совершенствовании. Об этом свидетельствуют дискуссии о реформах в области науки и образования. Ориентация исключительно на модель академической науки или вузовской (университетской, по примеру США и др. стран) не может быть для России продуктивной1. Правовая основа сочетания и взаимодополнения результатов интеллектуального творчества на двух институциональных платформах — академической и вузовской — перспективна и с точки зрения конкуренции, форм стимулирования практики продвижения к более многогранному, многоаспектному результату и умножению каналов выхода на практику. Она должна быть найдена и оформлена законами РФ. Идея быть этому тандему и двум источникам знаний и методов обеспечения парадигм развития науки и ее прикладных направлений должна получить прочную правовую поддержку. Такое решение о государственной поддержке развития двух генеральных институций формирования научного потенциала знаний страны явилось бы свидетельством глобализации в области научных знаний в национальном масштабе. И этот процесс имеет немаловажное значение для развития глобализации в планетарном пространстве. Процессы глобализации, сопровождаемые адекватным инновационным обеспечением, существенно ориентируют правовую систему быть в курсе тенденций по всем параметрам развития общества. Речь идет о комплексном обеспечении процесса средствами права, технических регламентов и, конечно, на основе повышения правовой культуры пользователей информационных ресурсов, в том числе и через структуры Интернета. Совершенствование правовой основы регулирования всех отраслей права (а их в России в настоящее время насчитывается 30 осуществляется в ходе правовой и судебной реформ. В структуре этого направления упорядочения своей собственной правовой основы в России находится и такое направление, как мониторинг права. Речь идет как о мониторинге законов, принимаемых и действующих в Российской Федерации, так и о мониторинге правоприменительной деятельности. Это направление охватывает весь комплекс нормативных правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти на федеральном, региональном уровнях, а также актов органов местного самоуправления. Попытки привести в достойное состояние весь российский комплекс технологической и информационной инфраструктуры наблюдаем в создании системного проекта информатизации, подготовленного Минэкономразвития России. Отклик на этот факт выразился, например, в желании концерна «Сириус» стать координатором для программно-информационной составляющей системы «электронного правительства». Концентрация и централизация всех резервов информатизации и ее эффективности начинает проявлять себя полным ходом. Бурное развитие и освоение информационных технологий, которые осваиваются всеми странами и формируют глобальное планетарное информационное пространство, обостряет проблему правового регулирования отношений в этом пространстве, пока что разделенном на национальные системы права и, соответственно, законодательства. Формирование международных норм, регулирующих сферу информатизации скорее средствами так называемого «мягкого права», чем позитивного и реально действующего на всем информационном пространстве, также не решает всех вопросов, связанных с переходом к новой информационной эпохе жизни планеты. На почве этих проблем возникают идеи и фрагментарное их воплощение (в рамках отдельных государств и их юрисдикции), называемые киберправом, или компьютерным правом. Немало работ — с ориентацией на создание специального интернет-права. Все это свидетельствует о периоде поиска наиболее рационального решения этой сложной проблемы. Мир вошел в период переоценки и классических отраслей права, фиксирует их интеграцию в процессах правоприменения, а также весьма частое изменение, дополнение законов во всех отраслях права. Жизнь задает иные темпы, и это сказывается на, казалось бы, данных на века правовых инструментах регулирования общественных отношений. Информационное право в этом процессе, скорее, исполняет роль дирижера, чем только рядового участника оркестра.
Контрольные вопросы
1. Каковы тенденции правового регулирования порядка использования информационных технологий в Российской Федерации? 2. С какими проблемами сталкивается процесс информатизации в России? 3. Каковы направления реализации информационной функции государства? А. Какие факторы определяют состояние механизмов правового регулирования отношений в информационной сфере? 5. Что вы можете рассказать о задачах но нормативно-правовому регулированию в области информатизации?
Литература
1. Лопатин, В. //. Информационная безопасность России: человек, общество, государство / В. Н. Лопатин. — СПб., 2000. 2. Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики. Пятилетние итоги и перспективы конституционного партнерства. V Всероссийская научно-практическая конференция. — М., 2008. 3. Семилетов, С. И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и как объект правового регулирования / С. И. Семилетов // Государство и право. — 2003. — № 1. 4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // РГ. - 2008. - 16 фев. 5. Стрельцов, А. А. Обеспечение информационной безопасности России / А. А. Стрельцов. - М.: МЦНМО, 2002.
Учебное издание
Бачило Иллирия Лаврентьевна
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |