Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство — регулирующий и информационный ресурс в развитии процессов инноваций и глобализации




Наиболее ощутимыми сферами глобализации, как на бо­лее ранней стадии — областями конвергенции, являются сферы экономических отношений, распространения знаний и обмена научными открытиями, миграционные процессы, обмен и открытость культурного достояния разных стран и частных коллекций. В связи с этим общество озабоче­но установлением и соблюдением общего порядка охраны прав интеллектуальной собственности, сближением мето­дов обеспечения прав граждан не только в пределах вну­треннего государственного пространства, но и во внешнем мире для каждого человека. Основой для решения этих за­дач является право и его наиболее активная часть — зако­нодательство.

Всемирные встречи по проблеме информационного об­щества уделяют этому вопросу должное внимание. Сама сфера закона и системы законодательства разных стран вступили н период наиболее активного взаимодействия и гармонизации. Это очевидно на примере Европейского союза. Это прослеживается и на усвоении наиболее ра­циональных сторон законодательства стран общего права и права континентального. С одной стороны, повышается значение прецедента в практике кодифицированного пра­ва, с другой — значение нормативных решений в странах общего права.

Всемирный саммит но информационному обществу уде­ляет серьезное внимание проблеме права и его роли в уре­гулировании процессов глобализации. «Верховенство права станет реальностью, когда государственное регулирование и саморегулирование, опираясь на национальное законо­дательство и международные нормы, создадут предпосыл­ки для выработки четкой нормативно-правовой базы при полном уважении прав человека» — такова установка по­литического послания Комитета министров Всемирному саммиту по информационному обществу от 19 нюня 2003 г. Это положение было подтверждено на первой Всемирной встрече по информационному обществу в Женеве (по ини­циативе российской делегации) и вошло в решения конфе­ренции летом 2005 г. в Санкт-Петербурге, предшествующей второй встрече, намеченной на конец 2005 г. в Тунисе.

Право и особенно законодательство — живой й доста­точно чувствительный организм относительно изменений, происходящих в современном обществе. Об этом свиде­тельствует его дихотомическая природа. Она проявляет­ся в том, что, с одной стороны, закон, законодательство является мощным регулирующим отношения средством, поддержанным всеми механизмами государства. А с дру­гой — право и весь его арсенал (от доктрин до норм закона и правоприменительных актов) является наиболее важной частью информации, информационного ресурса каждой страны, а в части международных норм — всего информа­ционного достояния мира. Как часть информационного ресурса законодательство подвержено влиянию процессов, порождаемых действием информационных и телекоммуникативных технологий, и обретает более стройную систему на основе технологи­ческих преобразований в информационной инфраструкту­ре и в самой информации. А будучи средством регулиро­вания общественных отношений, средством упорядочения взаимодействия и связей самых разных субъектов в мире, право обладает силой воздействия на информационные процессы, на их глобализацию в широких масштабах. Та­кая сложная природа права и законодательства предъявля­ет особые требования к работе в области нормотворчества в условиях информатизации. Закон должен опережать эво­люцию отношений в новых условиях и создавать условия для наиболее безболезненного развития позитивных при­знаков будущего.

Учитывая усложнение и ускорение отношений в связи с развитием информационных технологий, законодатель должен своевременно и четко реагировать и на процессы, усложняющие криминогенную ситуацию в условиях ин­форматизации.

В Доктрине информационной безопасности Россий­ской Федерации, в Стратегии национальной безопасности, в Стратегии развития информационного общества отме­чается, что серьезную опасность представляет стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутренне­го информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функ­ционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. Одной из актуальных задач государственной информационной политики является создание эффективной государствен­ной системы обеспечения безопасности в информационно-психологическом пространстве, способной противостоять таким акциям.

Информационная безопасность сегодня стала страте­гической категорией, составной таких комплексных по­нятий, как «международная безопасность» и «националь­ная безопасность». Она может рассматриваться в аспекте социально-экономического развития, сохранения и защиты технической и языковой оболочки информации, влияний информационных потоков на массовое и индивидуальное сознание, мониторинга и классификации компьютерных и сетевых угроз, новых видов вооружения и предупре­ждения информационных войн. Сегодня актуальной ста­новится задача обеспечения защиты от нового вида «ору­жия массового поражения» — информационного, которое можно использовать для поражения информационно-коммуникационных систем, общественного сознания и си­стемы его формирования, личности и индивидуального со­знания.

Информационная безопасность каждого государства в значительной степени зависит от решения задач форми­рования и управления процессами общественного сознания, производства и репродукции информационных ресурсов и организации системы доступа к ним, создания цивили­зованного рынка информационных продуктов и услуг, реализации прав граждан на информацию. Нерешенность этих задач приводит к замедлению процессов становления информационного общества, создает условия для информа­ционной экспансии более развитых стран.

Импульсом в развитии информационного законодатель­ства, в установлении контактов информационного права и всех иных отраслей права РФ является политика инно­ваций на основе новых информационных технологий. Про­исходит процесс обновления всех сторон жизни общества, и он невозможен без комплексной, интеграционной моби­лизации средств правового регулирования, без включения в этот процесс ресурса информационного права.

Можно выделить три четко формирующиеся области задач по нормативно-правовому регулированию в области информатизации. Во-первых, это регулирование отноше­ний в пределах формирования и реализации ИКТ — соб­ственно информационное законодательство. Во-вторых, нормы, регулирующие инновационные процессы но всем направлениям развития общества и деятельности государ­ства — внедрение информационных технологий во все виды общественных отношений и виды деятельности. В-третьих, это нормативно-правовое регулирование обеспечения прав граждан в новых условиях. Обеспечение гарантий прав и интересов человека в условиях всего информационного пространства планеты, изменяющейся жизни под влияни­ем процессов глобализации. К началу 2010 г. обозначились сдвиги в нормативном правовом регулировании государ­ственных и муниципальных услуг; начат пересмотр Фе­дерального закона «Об электронной цифровой подписи» по линии расширения форм и видов электронной подписи в целях более широкого охвата пользователей электрон­ных документов; осуществляется подготовка инфраструк­туры для реализации уже принятых законов, в частности Федерального закона «О персональных данных»; изменя­ется позиция законодателя относительно регулирования информационных ресурсов, а также создания и использо­вания общегосударственных центров обработки и анализа информации.

Формируется новое право — международное информа­ционное право. Эта тема нуждается в специальном исследо­вании — в проведении сравнительно-правового изучения структуры, содержания и целей дисциплин по информаци­онному праву в европейских и американских странах.

В данном случае остановимся на наиболее важных на­правлениях использования потенциала ИКТ России в ин­новационных процессах, порождаемых большим числом реформ.

Условия развития России в постсоветский период соеди­нили решение задач по многим направлениям государствен­ного устройства, воссоздания производства и других направ­лений жизнеобеспечения после распада СССР с рывком в области научно-технического прогресса на основе инфор­мационных технологий. Это обострило решение организаци­онных задач. Не сразу удалось преодолеть отказ от многих правил и традиций работы и жизни в условиях советской организации, обеспечить процессы приватизации и смены приемов и методов управления в производственной и ад­министративной системах страны, переориентировать вни­мание человека социализма на новые ценности и порядок организации своей жизни. Возможности создания и приме­нения информационных технологий в значительной мере за­мораживались. Это создало условия для утечки талантливых и продуктивных специалистов в другие страны. Тем не менее к 2002 г. была сформирована и принята ФЦП «Электронная Россия», комплексно отразившая политику развития ИКТ России и направления инноваций на базе его ресурса, кото­рая к настоящему времени себя исчерпала, и ее продолжает, политика обеспечения активности «электронного государ­ства» и «электронного правительства».

Функция права в создании механизмов защиты и усло­вий для развития потенциала науки в области формирова­ния и использования информационных технологий также нуждается в особом внимании. Россия имеет большие за­делы в области нанотехнологий, биотехнологий. Эта сторо­на интеллектуального ресурса должна охраняться в статусе и режиме национального достояния и получать реализацию в рамках страны. Это важнейший и перспективный вид информационного ресурса, но и он остается наименее обе­спеченным средствами институционального, функциональ­ного порядка. Правовая основа защиты и регулирования его использования в национальных интересах нуждается в совершенствовании. Об этом свидетельствуют дискуссии о реформах в области науки и образования. Ориентация ис­ключительно на модель академической науки или вузовской (университетской, по примеру США и др. стран) не может быть для России продуктивной1. Правовая основа сочета­ния и взаимодополнения результатов интеллектуального творчества на двух институциональных платформах — ака­демической и вузовской — перспективна и с точки зрения конкуренции, форм стимулирования практики продвижения к более многогранному, многоаспектному результату и умно­жению каналов выхода на практику. Она должна быть най­дена и оформлена законами РФ. Идея быть этому тандему и двум источникам знаний и методов обеспечения парадигм развития науки и ее прикладных направлений должна полу­чить прочную правовую поддержку.

Такое решение о государственной поддержке развития двух генеральных институций формирования научного по­тенциала знаний страны явилось бы свидетельством гло­бализации в области научных знаний в национальном мас­штабе. И этот процесс имеет немаловажное значение для развития глобализации в планетарном пространстве.

Процессы глобализации, сопровождаемые адекватным инновационным обеспечением, существенно ориентируют правовую систему быть в курсе тенденций по всем параме­трам развития общества. Речь идет о комплексном обеспе­чении процесса средствами права, технических регламентов и, конечно, на основе повышения правовой культуры поль­зователей информационных ресурсов, в том числе и через структуры Интернета.

Совершенствование правовой основы регулирования всех отраслей права (а их в России в настоящее время на­считывается 30 осуществляется в ходе правовой и судеб­ной реформ. В структуре этого направления упорядочения своей собственной правовой основы в России находит­ся и такое направление, как мониторинг права. Речь идет как о мониторинге законов, принимаемых и действующих в Российской Федерации, так и о мониторинге правопри­менительной деятельности. Это направление охватывает весь комплекс нормативных правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти на федеральном, ре­гиональном уровнях, а также актов органов местного са­моуправления. Попытки привести в достойное состояние весь российский комплекс технологической и информаци­онной инфраструктуры наблюдаем в создании системного проекта информатизации, подготовленного Минэконом­развития России. Отклик на этот факт выразился, напри­мер, в желании концерна «Сириус» стать координатором для программно-информационной составляющей системы «электронного правительства». Концентрация и централи­зация всех резервов информатизации и ее эффективности начинает проявлять себя полным ходом.

Бурное развитие и освоение информационных техно­логий, которые осваиваются всеми странами и формируют глобальное планетарное информационное пространство, обостряет проблему правового регулирования отношений в этом пространстве, пока что разделенном на националь­ные системы права и, соответственно, законодательства. Формирование международных норм, регулирующих сфе­ру информатизации скорее средствами так называемого «мягкого права», чем позитивного и реально действующего на всем информационном пространстве, также не решает всех вопросов, связанных с переходом к новой информаци­онной эпохе жизни планеты. На почве этих проблем воз­никают идеи и фрагментарное их воплощение (в рамках отдельных государств и их юрисдикции), называемые киберправом, или компьютерным правом. Немало работ — с ориентацией на создание специального интернет-права. Все это свидетельствует о периоде поиска наиболее раци­онального решения этой сложной проблемы. Мир вошел в период переоценки и классических отраслей права, фик­сирует их интеграцию в процессах правоприменения, а так­же весьма частое изменение, дополнение законов во всех от­раслях права. Жизнь задает иные темпы, и это сказывается на, казалось бы, данных на века правовых инструментах ре­гулирования общественных отношений. Информационное право в этом процессе, скорее, исполняет роль дирижера, чем только рядового участника оркестра.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы тенденции правового регулирования порядка исполь­зования информационных технологий в Российской Федера­ции?

2. С какими проблемами сталкивается процесс информатизации в России?

3. Каковы направления реализации информационной функции государства?

А. Какие факторы определяют состояние механизмов правового регулирования отношений в информационной сфере?

5. Что вы можете рассказать о задачах но нормативно-правовому регулированию в области информатизации?

 

Литература

 

1. Лопатин, В. //. Информационная безопасность России: человек, общество, государство / В. Н. Лопатин. — СПб., 2000.

2. Мониторинг правового пространства и правопримени­тельной практики. Пятилетние итоги и перспективы кон­ституционного партнерства. V Всероссийская научно-практическая конференция. — М., 2008.

3. Семилетов, С. И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информа­ции и как объект правового регулирования / С. И. Семи­летов // Государство и право. — 2003. — № 1.

4. Стратегия развития информационного общества в Рос­сийской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // РГ. - 2008. - 16 фев.

5. Стрельцов, А. А. Обеспечение информационной безопас­ности России / А. А. Стрельцов. - М.: МЦНМО, 2002.


 

Учебное издание

 

Бачило Иллирия Лаврентьевна

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.