Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования




Экономическая концентрация охватывает широкий круг отно­шений: создание, реорганизацию (слияние, присоединение), прямое или опосредованное приобретение активов (целостных имуществен­ных комплексов) или долей (акций, паев) субъектов хозяйствования всех форм собственности и организационно-правовых форм, созда­ние ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и дру­гих объединений предприятий, преобразование органов управления в указанные объединения и прочее.

Следствием концентрации может выступить монопольное (до­минирующее) положение субъектов хозяйствования на рынке. По­этому к таким действиям законодательство предъявляет определен­ные требования и предусматривает в этой сфере меры государствен­ного контроля.

Целью подобного государственного контроля является выявление и предупреждение монополизации рынков, способных разрушить достигнутый уровень конкуренции.

Часть вторая статьи 40 ХК Украины устанавливает, что с целью предупреждения монопольного положения отдельных субъектов хозяйствования на рынке создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования, приобретение их активов, долей (акций, паев) хозяйственных обществ, а также создание объединений пред­приятий или преобразование органов власти в определенные объеди­нения в случаях, предусмотренных законодательством, осуществля­ется при условии получения согласия на это Антимонопольного ко­митета Украины. Основания для предоставления согласия на концентрацию субъектов хозяйствования определяются законом.

Антимонопольный контроль за экономической концентрацией подразделяется на предварительный и последующий. То есть кон­троль за концентрацией предполагается не только на стадии созда­ния и реорганизации субъекта хозяйствования, но и на стадии дальнейшего перераспределения его долей, паев, акций или активов между различными лицами, включая назначения на руководящие должности граждан-совместителей, занимающих руководящие должности в других юридических лицах.

В соответствии со статьей 22 Закона Украины «О защите эконо­мической конкуренции» концентрацией считается:

во-первых, слияние субъектов хозяйствования или присоедине­ние одного субъекта хозяйствования к другому;

во-вторых, приобретение непосредственно или через третьих лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования, в частности:

а) путем непосредственной или опосредованной покупки, при­ обретения в собственность иным способом активов в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, получением в управ­ление, аренду, лизинг, концессию или приобретением иным способом права пользования активами в виде целостности имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, в том числе путем приобретения активов субъекта хозяйствования, который ликвидируется;

б) при помощи назначения или выборов на должность руководите­ля, заместителя руководителя наблюдательного совета, прав­ления, иного надзорного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лица, которое уже занимает одну или несколь­ко из перечисленных должностей в иных субъектах хозяйство­вания, или создание ситуации, при которой более половины должностей членов наблюдательного совета, правления, про­чих надзорных и исполнительных органов двух и более субъ­ектов хозяйствования занимают одни и те же лица;

 

в) на основе создания субъекта хозяйствования двумя и более субъектами хозяйствования, который в течение длительного времени будет самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность и при этом указанное создание не приводит к координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования;

г) непосредственное или опосредованное приобретение, получение в собственность иным способом или получение в управление долей (акций, паев), что обеспечивает достижение или превышение 25 или 50 % голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.

Таким образом, понятие концентрации определяется корпора­тивным и должностным аспектом. Корпоративный аспект охва­тывает случаи слияния, присоединения, приобретения активов, коллективного учредительства, приобретения долей (паев, акций) субъектов хозяйствования. Должностной аспект предусматрива­ет совместительство руководящих должностей в различных субъ­ектах хозяйствования.

В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» не считаются концентрацией:

а) создание субъекта хозяйствования, целью или последствием чего осуществляется координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, создавшими этот субъект, или между ними и вновь созданным субъектом. Такие действия рассматриваются как согласованные в соответствии со статьей 5 Закона «О защите экономической конкуренции»;

б) приобретение долей (акций, паев) субъектов хозяйствования лицом, одним видом деятельности которого является проведение финансовых операций или операций с ценными бумагами, если это приобретение осуществляется с целью их последующей перепродажи при условии, что обозначенное лицо не принимает участия в голосовании в высшем органе или иных органах управления субъекта хозяйствования. В таком случае последующая перепродажа должна быть осуществлена в течение одного года со дня приобретения долей (акций, паев). По заявлению указанных лиц с обоснованием невозможности осуществления последующей перепродажи органы АМКУ могут принять решение о продлении этого срока;

в) действия, которые осуществляются между субъектами хозяйствования, связанными отношениями контроля, в случаях, предусмотренных предыдущим пунктом, кроме случаев при обретения такого контроля без получения разрешения АМКУ, если необходимость получения такого разрешения предусмо­трена законом;

г) приобретение контроля над субъектом хозяйствования или его частью, в том числе благодаря праву управления или рас­поряжения его имуществом арбитражным управляющим, должностным или служебным лицом органа государственной власти. Участниками концентрации могут быть:

— субъекты хозяйствования, в отношении которых осуществляется или должно быть осуществлено слияние или присоединение;

— субъекты хозяйствования, которые приобретают или имеют намерение приобрести контроль над субъектом хозяйствования или субъекты хозяйствования, относительно которых приобретается или должен быть приобретен контроль;

— субъекты хозяйствования, активы (имущество), доли (акции, паи) которых приобретаются в собственность, получаются в управление (пользование), аренду, лизинг, концессию или должны быть приобретены, и их покупатели (получатели), приобретатели;

— субъекты хозяйствования, имеющие намерение стать учредителями (участниками) вновь созданного субъекта хозяйствования. В случае, когда одним из учредителей является орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган административно-хозяйственного управления и контроля, участником концентрации считается также субъект хозяйствования имущество (активы), доли (акции, паи) которого вносятся в уставный фонд вновь созданного субъекта хозяйствования;

— физические и юридические лица, связанные с участниками концентрации.

Однако не любая концентрация требует разрешения АМКУ.

В соответствии со ст. 24 Закона Украины «О защите экономиче­ской конкуренции» получение разрешения на концентрацию субъ­ектов хозяйствования необходимо в тех случаях, когда действия, признаваемые концентрацией, осуществляются такими субъектами хозяйствования, совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров которых с учетом отношений контроля за последний финансовый год (в том числе и за рубежом) превы­шает сумму, эквивалентную 12 миллионам евро.

При этом следует учитывать, что разрешение нужно лишь в слу­чае, когда совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров, в том числе за рубежом, не менее, чем у двух участников концентрации, с учетом отношений контроля, превы­шает сумму, эквивалентную 1 миллиону евро, определенную по курсу НБУ, действовавшему в последний день финансового года, и стоимость активов или объем реализации товаров в Украине хотя бы одного участника концентрации, с учетом отношений контроля, пре­вышает сумму, эквивалентную 1 миллиону евро, определенную по курсу НБУ, действовавшему в последний день финансового года.

При расчете объемов реализации товара участниками концен­трации используется сумма дохода (выручки) от реализации про­дукции за вычетом суммы налога на добавленную стоимость, ак­цизного сбора, прочих налогов и сборов, базой налогообложения по которым выступает оборот, за последний финансовый год, пред­шествовавший подаче заявления.

Итак, для осуществления хозяйствующими субъектами дей­ствий, которые попадают под признаки концентрации с определен­ными количественными параметрами, необходимо предварительное разрешение АМКУ на их осуществление. В противном случае, со­ответствующие действия будут квалифицироваться как правона­рушения.

Если концентрация, содержащая предусмотренные законом ко­личественные характеристики, осуществляется на стадии создания или реорганизации, либо сопровождается изменениями в учреди­тельные документы субъекта хозяйствования — юридического лица, разрешение на концентрацию субъекта хозяйствования является обязательным документом для предоставления государственному регистратору в соответствии с Законом «О государственной регистра­ции юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

Основным подзаконным нормативно-правовым актом, регули­рующим деятельность антимонопольных органов по осуществле­нию контроля за концентрацией капиталов на товарных рынках, является «Положение о порядке подачи заявлений в Антимоно­польный комитет Украины о предварительном получении разре­шения на концентрацию субъектов хозяйствования (Положение о концентрации)», утвержденное распоряжением АМКУ №33-р от 19.02.2002 г.

Существуют некоторые особенности расчета объема реализации товара, когда участниками концентрации выступают коммерческие банки. В таком случае для расчета объема реализации и стоимости активов используется десятая часть стоимости активов коммерче­ского банка.

Когда участниками концентрации выступают страховщики, то для расчета стоимости активов страховщика используется сумма так называемых неттоактивов, а для расчета объемов реализации товара — сумма доходов от страховой деятельности.

Порядок расчета предельных показателей для целей установле­ния факта необходимости получения разрешения АМКУ на концен­трацию субъектов хозяйствования определяется специальными нормативными актами Антимонопольного комитета Украины.

Таким образом, концентрация, которая в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» требует предва­рительного разрешения Антимонопольного комитета Украины (ад­министративной коллегии АМКУ или Кабинета Министров Украи­ны), запрещается до получения соответствующего разрешения.

До получения такого разрешения участники концентрации обя­заны воздерживаться от действий, которые могут привести к огра­ничению конкуренции и невозможности восстановления первона­чального положения.

В случае, если в разрешении на концентрацию отказано Анти­монопольным комитетом Украины, то такое разрешение может быть предоставлено Кабинетом Министров Украины в порядке, установ­ленном законом.

Порядок подачи и рассмотрения заявлений субъектов хозяйство­вания, подаваемых в АМКУ для получения разрешения на концен­трацию, регламентируется рядом нормативно-правовых актов различного иерархического уровня. В частности, этим вопросам посвящен раздел VI Закона Украины «О защите экономической конкуренции», указанное выше Положение о концентрации, Поря­док предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствова­ния, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины 28.02.2002 г.1 Последний нормативно-правовой акт детально регла­ментирует порядок предоставления разрешения Кабинетом Мини­стров Украины в случае, если в таком разрешении отказано со

стороны АМКУ.

Следует учитывать, что положения указанных нормативно-правовых актов регламентируют не все вопросы получения разре­шения антимонопольных органов на экономическую концентрацию. Некоторые действия в этой сфере регулируются прочими норматив­но-правовыми актами, в частности:

— Положение о порядке получения согласия Антимонопольного комитета Украины на поглощение субъектов хозяйствования в процессе приватизации, утвержденное Распоряжением АМКУ от 21.06.94 г. № 8-р;

— Положение о порядке получения согласия Антимонопольного комитета Украины на создание холдинговых компаний в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденное Распоряжением АМКУ от 21.06.94 г. № 6-р;

Положение о порядке согласования с Антимонопольным комитетом Украины проектов учредительных документов и планов размещения акций холдинговых компаний, которые создаются в процессе корпоратизации и приватизации, утверж­денное Распоряжением АМКУ от 21.06.94 г. № 7-р;

— Положение о порядке подтверждения Антимонопольным комитетом Украины наличия контрольного пакета акций, утвержденное Распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 21.06.94 г. № 9-р и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.