КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антиконкурентное поведение в виде злоупотребления монопольным положением
Теорией антимонопольного (конкурентного) права достаточно полно разработано и освещено с различных позиций определение термина «монополия». Слово «монополия» (monopoly, monopole, Monopol) имеет греческое присхождение (топоэ — один, единственный; poleo — продаю). Монополией может обладать не только продавец, но и покупатель. Понятие монополия является столь же многоплановым, как и конкуренция. Следует назвать такие подходы к определению термина «монополия» как структурный, поведенческий, функциональный и правовой. Сторонники структурного подхода к определению «монополии» считают, что «монополией» является исключительное право, которым наделен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность такого положения состоит в том, что такой субъект сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Такое положение позволяет ему осуществлять диктат над потребителем и прочими участниками рыночных отношений вплоть до установления монопольной цены и получения за счет этого монопольной прибыли. В соответствии с поведенческим подходом, «монополия» характеризуется как особое поведение господствующего на рынке субъекта с целью использования своего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намеченной прибыли и спроса. Функциональный подход в исследовании «монополии» основывается на понимании отрицательных последствий монополизации той или иной сферы хозяйствования. Монополия способствует несправедливому перераспределению дохода от потребителей к фирме-монополисту за счет установления монопольно высоких цен. Кроме того, монополисты, свободные от давления со стороны конкурентов, не имеют стимулов снижать издержки. Они не заинтересованы в технологическом прогрессе и нововведениях. В специальной юридической литературе термин «монополия» используется для характеристики: во-первых, господствующего (доминирующего) положения субъекта предпринимательской деятельности на рынке; во-вторых, особых полномочий (привилегий и прав) субъектов предпринимательской деятельности на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке. При этом отмечается, что правовая сущность монополии заключается в определенном привилегированном положении субъекта предпринимательства (или нескольких таковых) на рынке, дающем ему (им) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия оборота товара на рынке (в основном, на их цену).
Основными признаками монополии в соответствии с правовым подходом являются: • факт доминирующего положения на рынке, подтвержденный записью в специальном реестре; • доминирующее положение может занимать один или несколько конкретных субъектов предпринимательской деятельности на рынке. При этом монополия (монопольное или доминирующее положение) субъекта хозяйствования на рынке может возникать вследствие: а) непосредственного регулирующего воздействия государства путем признания определенных сфер предпринимательства монополиями в целях защиты интересов государства и общества, в том числе в силу объективных экономических причин (государственные и естественные монополии); б) самостоятельных действий субъектов предпринимательской деятельности, связанных с: — различными способами концентрации капиталов у одного или нескольких субъектов предпринимательства (реорганизация, приобретение акций (долей, паев), соглашения и пр.; — использованием более эффективных форм организации и осуществления предпринимательской деятельности и в результате этого победы в конкурентной борьбе; — неразвитостью определенного рынка товаров (работ, услуг); — иными методами осуществления предпринимательской деятельности на основе конкуренции; в) обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации субъектов предпринимательства (на изобретения, полезные модели, товарные знаки и пр.). Взяв за основу такие критерии, можно выделить следующие виды монополии: а) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, б) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов хозяйствования без непосредственного регулирующего воз действия государства, в) возникающие в результате обладания исключительными правами. Монополии первого типа (создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства) делятся на государственные и естественные (природные). Под государственной монополией понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством конкретного государства, определяющим товарные границы монопольного рынка, понятие субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. В частности, в Украине действует государственная монополия на производство оружия и боеприпасов. Естественная (природная) монополия — это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства товаров (работ, услуг) и иных установленных специальным законом причин. Сфера создания и деятельности естественных (природных) монополий, регулируется как Законом «О естественных монополиях», так и законами «О транспорте» от 10.11.94 г., «О связи» 15.05.95 г., «О трубопроводном транспорте» от 15.05.96 г., «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. и др. Сообразно названиям данных законов выделяются области экономики, где наиболее очевидно возникновение естественных (природных) монополий. Следующий вид монополий — это монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов хозяйствования под воздействием различных факторов на рынке (экономических и внеэкономических) без вмешательства со стороны государства. Например, монополистом может стать добросовестное предприятие, приложившее свой капитал наиболее удачным образом, усовершенствовав производственный процесс, снизив издержки производства и предложив потребителю товар (работы, услуги) наивысшего качества по наилучшей цене. Иным примером правомерного достижения монопольного положения может быть ситуация, связанная с возникновением временной (открытой) монополии. Такая монополия возникает, когда один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком продукта, его конкуренты могут появиться на рынке позже. Такая ситуация зачастую возникает, когда предприятие впервые предлагает потребителю совершенно новую продукцию (работы, услуги). Третьим видом монополии, выделенным в данной теме, являются монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами. Этот вид монополии связан с монопольным (доминирующим) положением на рынке, которое стало результатом обладания, использования определенным субъектом исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридического лица, продукции (работ, услуг).2 Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. Такой вид монополии в литературе также называют закрытой (законной) монополией. Сущность такой монополии заключается в том, что она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Субъект хозяйственной деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из факта юридического признания за ним статуса их обладателя (владельца). К таким монополистам относятся, например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы и т.п. Некоторые авторы относят к этому виду монополий также государственную монополию. В соответствии со ст. 12 Закона Украины от 11.01.2001 г. «О защите экономической конкуренции» субъект хозяйствования занимает монопольное (доминирующе) положение на рынке товара, если на этом рынке у него нет ни одного конкурента и/или он не ощущает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа прочих субъектов хозяйствования в отношении закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств. При этом следует учитывать, что понятие монопольного (доминирующего) положения следует подразделять на два аспекта: индивидуальный и коллективный. Индивидуальный аспект монопольного (доминирующего) положения может быть подразделен на исключительный (когда у субъекта хозяйствования нет конкурентов на данном рынке товара), формальный (когда доля субъекта хозяйствования на рынке товара превышает 35% и не доказано существование со стороны других субъектов значительной конкуренции), а также допустимый аспект (когда доля субъекта хозяйствования на рынке товара составляет 35% или меньше, но доказано отсутствие со стороны других субъектов значительной конкуренции). Коллективный (групповой) аспект доминирующего (монопольного) положения на рынке имеет двусложное (касается двух субъектов хозяйствования в сфере определенного вида товаров при отсутствии у них конкурентов или при наличии лишь незначительной конкуренции); трехсложное (когда совокупная доля не более, чем троих субъектов хозяйствования на одном рынке превышает 50%) и пятисложное (когда совокупная доля не более, чем пяти субъектов хозяйствования на одном рынке превышает 70%) проявления2. В соответствии с законодательством Украины «О защите экономической конкуренции» ситуация на рынке, при которой субъект или субъекты хозяйствования занимают монопольное (доминирующее положение) не является общественно опасной и запретной, а само по себе монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования на рынке товара не является правонарушением, в отличие, например, от законодательства США. В соответствии с п. З ст. 13 и ст. 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» правонарушением является злоупотребление монопольным (доминирующим) положением. Под злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке Закон понимает действие или бездействие субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, в частности, ограничение конкурентоспособности прочих субъектов хозяйствования, или ущемление интересов прочих субъектов хозяйствования или потребителей, которые были бы невозможными при условии существования значительной конкуренции на рынке. По законодательству Украины о защите экономической конкуренции злоупотреблением монопольным (доминирующим положением) на рынке признаются, в частности, такое поведение субъектов хозяйствования, занимающих монопольное (доминирующее) положение, как: 1) установление цен или прочих условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условии существования на рынке значительной конкуренции; 2) применение различных цен и различных условий к равнозначным сделкам с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных причин; 3) навязывание субъекту, заключающему договор, дополнительных обязательств, которые по своей природе или в соответствии с торговыми и иными честными обычаями в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора; 4) Ограничение производства, рынков или технического развития, что причинило или может причинить вред прочим субъектам хозяйствования, покупателям и продавцам; 5) частичный или полный отказ от приобретения или реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации или приобретения; 6) существенное ограничение конкурентоспособности прочих субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин; 7) создание препятствий доступа на рынок (выхода с рынка) или устранение с рынка продавцов, покупателей, прочих субъектов хозяйствования. Перечисленные виды злоупотребления монопольным (доминирующим) положением субъекта хозяйствования на рынке подразумевают наличие нескольких специальных признаков. Во-первых, это является деянием, то есть активным или пассивным поведением хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке, наносящим (или способным нанести) вред общественным отношениям в сфере конкуренции. Во-вторых, данное деяние должно оцениваться компетентными органами государства с точки зрения его влияния на экономическую ситуацию в Украине и на конкретном товарном рынке. Оценке подлежит воздействие этого поведения на интересы хозяйствующих субъектов и потребителей. В законодательстве Украины о защите экономической конкуренции не дано легального определения понятий «ограничение конкуренции», «устранение конкуренции», «искажение конкуренции». В силу динамики экономической ситуации законодатель не приводит однозначные и универсальные признаки и критерии, позволяющие установить степень ограничения конкуренции. Поэтому данное понятие является оценочным, и должно каждый раз соотноситься с имеющими место конкретными хозяйственными условиями. Соответствующий компетентный орган государства призван по каждому конкретному делу выяснить, утрачиваются ли (или могут быть утрачены) важнейшие признаки конкурентного рынка в результате злоупотребления хозяйствующим субъектом своей рыночной властью. При этом указанный орган государства анализирует рыночную ситуацию, исходя из общего определения экономической конкуренции (конкуренции), которое дано в статье 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». При реализации запрета, установленного государством и заключающегося в возможности применения мер государственного принуждения к субъекту, нарушившему правовые предписания в этой сфере, органам государства важно установить наличие монопольного (доминирующего) положения. Специальный порядок определения монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на рынке установлен Методикой определения монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на рынке, утвержденной Распоряжением Антимонопольного комитета Украины №49-р от 05.03. 2002 г. В соответствии с этой Методикой, монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования на рынке определяется для получения необходимой информации для принятия решений по вопросам развития и защиты экономической конкуренции, в частности, демонополизации экономики, антимонопольного регулирования, контроля за согласованными действиями, концентрацией; контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; защиты интересов субъектов хозяйствования, групп субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений. Определение монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на рынке включает в себя: а) установление объектов анализа относительно определения монопольного (доминирующего) положения, а именно, субъекта хозяйствования (группы субъектов хозяйствования), конкретного товара (продукции, работ, услуг), который выпускается, поставляется, продается, покупается (потребляется, используется) этим (этими) субъектами хозяйствования; б) составление перечня товаров, работ, услуг, относительно которых должно быть определено монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования, и которые имеют признаки одного товара, товарной группы; в) составление перечня основных продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей) товаров (товарных групп); г) определение товарных границ рынка; д) определение территориальных (географических) границ рынка; е) установление промежутка времени, относительно которого должно определяться положение субъектов хозяйствования на рынке — определение временных границ рынка; ж) определение объема товара, который обращается на рынке; з) расчет долей субъектов хозяйствования на рынке; и) составление перечня продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей) товара (товарной группы) — потенциальных конкурентов, покупателей, которые могут продавать (поставлять, производить), приобретать (потреблять, использовать) тот самый или/и аналогичный товар (товарную группу) на рынке; к) определение барьеров доступа на рынок и выхода с рынка для субъектов хозяйствования, которые продают (поставляют, производят), приобретают (потребляют, используют) или могут продавать (поставлять, производить), приобретать (потреблять, использовать) тот самый и/или аналогичный товар (товарную группу); л) установление монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования (группы лиц) на рынке. При этом в Методике четко установлено, что этапы установления монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на рынке, их количество и последовательность могут изменяться в зависимости от фактических обстоятельств, в частности, в зависимости от особенностей рынка, структуры рынка, объема информации о рынке. На примере данной методики видно, что законодательство о защите экономической конкуренции стремится придать экономическому анализу сферы монополизма и конкуренции четкие правовые рамки.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |