Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет, методы, принципы, источники экологического права




Экологическое право как отрасль российского права

Слово «экология» впервые было введено в научную терминологию немецким ученым Геккелем в 1866 г. Свою популярность оно получило в середине 20 века, когда обострились отношения между человеком и средой, обществом и природой. Экология определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их средой обитания. Выделяют общую экологию и ее составную часть – социальную экологию, в состав которой, в свою очередь, входит правовая экология, регулирующая экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является одним из проявлений правовой экологии.

Экологическое право как отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармонических отношений между обществом и природой, при которых будет удовлетворен интерес общества в природном сырье при одновременном улучшении состояния окружающей среды.

Экологическое право является развивающейся самостоятельной комплексной отраслью права, регулирующей отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. В качестве отрасли оно признается, поскольку являясь крупным звеном структуры права в целом, охватывает основные специфические виды отношений, требующие обособленного юридически своеобразного регулирования. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных (уголовного, гражданского, конституционного, административного), так и производных, вторичных (земельного, водного, горного, лесного, трудового и т.п.).

Предметом отрасли являются экологические общественные отношения, связанные с функционированием всех природных объектов, их экосистем и других материальных объектов природы, влияющих на качество жизни, условия жизнедеятельности, здоровье человека или взаимодействие этих факторов при одновременной их охране в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений людей. В целом экологические отношения можно подразделить на две группы:

1. Отраслевые - экологические отношения – это земельноохранительные отношения; отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранные отношения; отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха.

2. Комплексные экологические отношения. Эта группа относится к охране природных территорий, комплексов, природозаповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права.

Комплекс сложных экологических отношений выражен в комбинации методов. Основным методом экологического права, отражающим его специфику большинство ученых (В.В. Петров, Б.В. Ерофеев, М.М Бринчук и др.) признают метод экологизации, который, как и сама отрасль, является комплексным. Административно - и гражданско - правовой методы входят составными частями в метод экологизации Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права, заключающегося в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, т.е. экологизировать каждое действие, связанное с вторжением в природную среду. Разработана система нормативов качества окружающей среды, устанавливаются пределы допустимого воздействия хозяйствующих субъектов на природу. Превышение предусмотренных показателей влечет за собой юридическую ответственность. Законом предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная, материальная и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и т.п.) ответственность.

Кроме того в данной отрасли права некоторые авторы выделяют еще и другие методы, например, историко-правовой и диагностически й, которые относят к вспомогательным.. Видный теоретик экологического права В.В.Петров одним из методов правового регулирования признавал экономический метод – «через материальный интерес в ее охране и в рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта»[1].

Методы экологического права на практике реализуются путем установления политических, организационных, экономических, юридических гарантий соблюдения эколого-правовых требований.

В ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечисленыосновные принципы охраны окружающей среды. К ним относятся: приоритет охраны жизни и здоровья человека; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; рациональность использования ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушение; гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Некоторые из приведенных в законе принципов являются спефическими для экологического права, некоторые – общими для любой отрасли права.

Помимо общих принципов экологического права выделяются принципы государственного управления охраной окружающей среды и принципы, определяющие существование и функционирование отдельных правовых институтов. Так к специфическим принципам построения и функционирования системы экологического управления относятся: комплексный подход в решении вопросов окружающей среды; организация управления с учетом не только административно-территориального, но и природно-географического районирования страны («бассейновый принцип»); разделение хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных полномочий и другие.

Система экологгического права до того как произошло отграничение экологического права от природоресурсовых отраслей права, носила комплексно-отраслевой характер. В связи с модернизацией отношений между экологическим и природоресурсовыми отраслями права, выходом из системы экологического права земельного, водного, лесного, недрового, возникла необходимость пересмотра системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям среды в условиях рыночной экономики.

Система экологического права – это совокупность его институтов и входящих в них норм, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. Экологическое право включает общую, особенную и специальную части.

Общая часть рассматривает такие понятия как предмет, метод, принципы, источники, объекты экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы и природопользования, экологическую экспертизу, экологический контроль государственное управление в области охраны окружающей среды, ответственность за экологические правонарушения.

В содержание Особенной части входят вопросы правового режима, использования и охраны отдельных природных ресурсов и их комплексов. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного и сельскохозяйственного производства, экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ.

Специальная часть регулирует такие вопросы как международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос.

Кроме того, экологическое право как отрасль характеризуется комплексностью и состоит из природоохранного и природоресурного права. Природоохранное право, в свою очередь, включает в себя следующие институты: общие положения; цели и задачи природоохранного права; объекты окружающей среды; принципы охраны; управление в области охраны окружающей среды; право граждан на благоприятную окружающую среду; другие институты.

Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Источники экологического права наделены некоторыми особенностями в связи с тем, что земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесены Конституцией РФ к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, а эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Кроме специального законодательства об окружающей среде нормы экологического права содержатся в актах гражданского, уголовного, конституционного и другого законодательства.

Источники экологического права необходимо соответствующим образом классифицировать по:

- юридической силе (законы и подзаконные акты);

- по предмету регулирования на: а) общие, которые характеризуются тем, что предмет их регулирования достаточно широк и охватывает не только экологические, но и другие общественные отношения; б) специальны е – это акты, которые полностью посвящены только вопросам окружающей среды или же ее каким-то элементам (например, ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.).

- по характеру правового регулирования на: 1 ) материальные – акты содержащие нормы материального права (например, ФЗ «Об экологической экспертизе»); 2) процессуальные, регулирующие процессуальные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды (например ГПК РФ, УПК РФ)

Среди законов можно выделить конституционные и федеральные, занимающие верховное место в иерархии нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства.

В вопросах природопользования и охраны окружающей среды огромное значение имеет Конституция РФ. Она закрепила в области экологии положение о том, что деятельность по формированию современного законодательства об окружающей среде и его рационального использования является весьма существенной, так как экологические интересы человека и всего общества в целом – это проблемы социального характера. В ст. 9, 36, 42 Конституции РФ закреплены основные экологические права человека и гражданина в области охраны окружающей природной среды, а также его обязанности.

В 1991 год был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», заложивший основы прогрессивного развития данной отрасли права с учетом политических, экологических, экономических и социальных условий нашего государства. Главенствующее место в законе отводилось предупреждению нанесения вреда природной среде, стимулиролванию и обеспечению исполнения экологических требований всеми гражданами, должностными лицами, предприятиями и учреждениями. В 2002 году был принят ФЗ «Об охране окружающей среды», который восполняет пробелы предыдущего закона, так как содержит общие экологические требования, которые должны соблюдаться как при планировании и проектировании использования земель для различных нужд, так и в процессе их непосредственной эксплуатации. Вышеназванные законы составляют законодательство об окружающей среде, так как объектом их правового регулирования является вся окружающая среда.

Кроме того к природоохранному законодательству относятся такие Законы РФ как «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. (в ред от 30.12.2001) № 33-ФЗ; «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995г. № 26-ФЗ; «Об экологической экспертизе» от 23.11 1995г. (в ред. от 15.04.1998) №174-ФЗ; «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30.03.1999г. (в ред. от 30.06.2003) № 52-ФЗ и др. Они составляют основу законодательства об окружающей среде, так как объектом их правового регулирования является вся окружающая среда.

Большое значение в системе экологического права принадлежит природоресурсовому законодательству, которое в отличие от законодательства об окружающей среде, более развито, так как развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных роесурсов. Являясь совокупностью законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов, природоресурсовое законодательство РФ включает в себя: Земельный кодекс от 28.09.2001г; Водный кодекс от 16.11.1995г.; Лесной кодекс от 29.01.1997г.; Воздушный кодекс от 19.02.1997г.; Градостроительный кодекс от 08.04.1998г; ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995г. (в ред. от 11.11.2003); ФЗ «О недрах» от 03.03 1995г. (в ред.от 29.06.2004); ФЗ «О континентальном шельфе» от 30.11.1995г.(в ред. от 11.11.2003); ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 (в ред.от 11.11.2003 и другие.

В субъектах РФ роль источников экологического права выполняют конституции республик, а также законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и об охране окружающей среды.

Значительную роль в экологическом праве играют и подзаконные нормативно-правовые акты, и в первую очередь, Указы Президента. В экологическом праве, особенно в его природоресурсой части, Указы Президента актуальны, и разнообразны, что объясняется значимостью и сложностью природоресурсовых отношений, долгой процедурой принятия нового Земельного кодекса, необходимостью восполнения пробелов в регулирования землепользования и пользования иными природными ресурсами. Оказавшими значительное влияние на развитие природоохранных отношений можно считать следующие Указы: «О федеральных природных ресурсах» от 16. 12. 1993 г.; «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 26. 06.1994 г. и другие.

Постановления и решения органов исполнительной власти также занимают значительное место среди источников экологического права. Так, Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании экологического права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в последние годы по вопросам ведения учета и кадастров природных ресурсов, по вопросам прогнозирования экологопользования, государственной экологической экспертизы, по вопросам контроля за экологопользованием, по утверждению Положений об органах управления природными ресурсами и их охране (например, Постановление Правительства от 17.05.1997г. «Об утверждении Положения О Министерстве природных ресурсов РФ») и др.

Значительный удельный вес среди источников экологического права имеют и межведомственные нормативно-правовые акты, принимаемые органами управления межведомственной компетенции, к которым относятся Министерство природных ресурсов, Федеральная служба земельного кадастра, Государственный земельный комитет РФ; Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство имущественных отношений и др.

Ведомственные нормативно-правовые акты существуют в виде приказов и распоряжний, принимаюемых министрами и руководителями ведомств, а также инструкций, рекомендаций, правил, наставлений, ГОСТов по вопросам экологопользования, отнесенным к их компетенции.

Кроме того существуют локальные экологические нормативно - правовые акты, принимаемые в организациях, учреждениях и на предприятиях, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права

Особое место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правововых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует Россия, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном закоодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.

3..2Экологические правоотношения: понятие, субъекты, объекты, содержание

Под экологическимиправоотношениями понимают общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения их являются юридические факты: а) события; б) действия, которые в свою очередь подразделяются на позитивные и негативные.

События- это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов, наводнения и т.п. Событие не всегда является природным явлением, поскольку довольно часто -это следствие непродуманной деятельности человека (массовое выкачивание подземных вод, добыча нефти, газа, иных редких полезных ископаемых в особо крупных масштабах и т.д.).

Действия являются наиболее распространенными основаниями возникновения экологических правоотношений. Они проявляются через проступки человека. Позитивное поведение человека означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Такие действия подразделяются на: а) экономические (использование природных ресурсов); б) экологические (охрану окружающей природной среды).

При негативном э кологическом правоотношении нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека.

Конституция РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государством гарантируется защита экологических прав человека и гражданина. Из этого можно сделать вывод, что государство в лице своих компетентных органов является субъектом экологических правоотношений равно как и муниципальные территориальные образования в лице компетентных органов МСУ. Также среди субъектов можно выделить:

1) граждан, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;

2) хозяйствующих субъектов: предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также граждан, осуществляющих общее и специальное природопользование.

3) физических лиц, принимающих и реализующих определенные экологически значимые решения, совершающих акты экологического поведения;

4) лиц, реализующих контрольно-надзорные функции в силу своего должностного или общественного положения, а также функции экологического управления;

5) правоприменителей: следователей, прокуроров, судей и должностных лиц, наделенных правом применения административных и уголовных санкций.

Объектами экологических правоотношений являются:

Все охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории:

-интегрированные объекты;

-диффереренцированные объекты;

-особо охраняемые объекты.

К первой категории интегрированных объектов относится окружающая среда. Данное понятие складывается из понятий «природная среда» и «окружающая человека среда». Под окружающей человека средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных (объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности человека и (или) объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющих рекрационное и защитное значение).

К дифференцированным объектам относятся такие компоненты природной среды как земля, недра, почвы, поверностные и подземные воды, растительный и животный мир и иные организмы, атмосферный воздух, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.

Земля – охраняемый законом природный объект, представляющий собой в широком смысле всю планету, территорию со всеми ее естественными компонентами. В узком смысле слова, земля – поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические функции (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (средство производства в сельском и лесном хозяйстве), а также культурно-оздоровительные функции.

Под недрами согласно Закону РФ «О недрах» понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Воды – охраняемый природный объект, представляющий часть природной среды (гидросферу нашей планеты) и состоящий из естественных и искуственных водоемов, подземных вод, ледников, Мирового океана.

Континентальный шельф – это природный ресурс, морское, океаническое мелководье, которое имеет аналогичное с соседней сушей геологическое строение. Это наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.

Морскую среду составляют море, минеральные и живые ресурсы, которые неразрывно связаны со средой обитания

Под животным миром следует понимать охраняемый законом природный объект, включающий насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других животных, находящихся в состоянии естественной свободы.

Атмосферным воздухом является компонент биосферы, элемент окружающей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

Леса – возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющий важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Растительный мир природный ресурс и важный компонент биосферы, который тесно связан с животным миром, климатом, почвой.

Все остальные объекты относятся к особо охраняемым. Это такие объекты, которые включены в Список всемирного природного наследия и Список всемирного культурного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, редкие животные и другие организмы и места их обитания.

Содержанием экологических правотношений являются права и обязанности их участников по использованию и охране природной среды.

Права и свободы каждого человека являются высшей ценностью, что находит свое отражение в ст 2 Конституции РФ. Экологические права человека – это закрепленные в законодательстве права индивида, которые обеспечивают удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования данные права подразделяются на основные и иные в области окружающей среды. Основные права закреплены Конституцией РФ и различными международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Основными конституционными экологическими правами человека в России являются, прежде всего, право каждого на благоприятную окружающую среду, право частной собственности на землю и иные природные ресурсы, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненого здоровью или имуществу экологическим правонарушением, право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и прочие.

Иные экологические права человека в области природопользования и охраны окружающей среды установлены в законах и других подзаконных актах Российской Федерации и ее субъектов. Например, ФЗ «Об охране окружающей среды» предоставляет следующие права: создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, принимать участие в собраниях, шествиях и демонстрациях, а также референдумах по вопросам охраны окружающей среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями в государственные органы и органы МСУ по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, а также возмещения экологического вреда, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных граждан и юридических лиц, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Ввиду высокой социальной и экологической опасности радиационного загрязнения окружающей среды ФЗ «О радиационной безопасности населения» устанавливает, что иностранные граждане наряду с гражданами РФ имеют право на радиационную безопасность; получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения; граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью; возмещение причиненых им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством РФ. Правовое регулирование экологических прав гражданина отвечает международным требованиям, именно поэтому Россия была принята в Совет Европы.

Конституция РФ предусмотрела также обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Такая обязанность, в первую очередь возложена на лиц, чья трудовая деятельность связана с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Эти лица обязаны сторого соблюдать адресованные им требования законодательства, нарушения которых влекут юридическую ответственность.

3.3 Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

Институт права собственности очень тщательно исследуется в юридической науке и активно применяется на практике уже на протяжении долгих лет. Исходные положения, которые регулируют право собственности на землю и другие природные ресурсы, закреплены в Конституции РФ, а конкретно по каждому виду природных ресурсов существуют определенные законы, предусматривающие порядок осуществления права собственности на них.

Ст. 9 КонституцииРФ определяет, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной формах собственности.

Частная собственность подразделяется на индивидуальную и коллективную. Согласно ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит вреда окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащенго ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом. Применительно к отношениям собственности наземлю граждане могут иметь земельные участки на праве собственности с момента рождения; наследовать и завещать земельные участки, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью на земельном участке; создавать юридические лица, самостоятельно или совмествно с другими гражданами и юридическими лицами, которые могут иметь в собственности земельные участки; совершать любые не противоречащие закону сделки, в том числе с земельными долями и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и неимущественные права.

До настоящего времени преобладающей формой собственности является государственная собственность, к которой относятся ресурсы, имеющие общегосударственное значение:

-земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, а также для осуществления иных функций, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации.

-земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами; объектами связи и метеорологическими службами, объектами историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

-земельные, водные и другие природные объекты, находящиеся на территории государственных природных заповедников, и иных особо охраняемых территорий федерального значения;

-виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ;

-виды животных, ценных в хозяйственном отношении, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, охрана которых подпадает под действие международных договоров;

-месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

-водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов, а также пограничные и транспограничные водные объекты;

-иные ресурсы по взаимной договоренности между Российской Федерацией и ее субъектами.

В государственной собственности субъектов РФ находятся те природные ресурсы, которые не вошли в число федеральных, а также не относящиеся к муниципальной или частной собственности.

К муниципальной собственности, т.е. имуществу, принадлежащему на праве собственности городам и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, относятся:

-земельные участки, занятые муниципальными постройками, улицами, площадями, садами, парками;

-леса, расположенные на землях городских поселений (по взаимной договоренности между РФ, ее субъктом и муниципальным образованием);

-добытые из недр полезные ископаемые и земельные участки, занятые общераспространенными полезными ископаемыми, не имеющими общегосударственных ценностей;

-обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд;

-лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

В частной собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которые в соответствии с законом не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам. Для того, чтобы быть собственником каких либо природных ресурсов, граждане должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Право собственности на недра. Недра, которые находятся в границах территории Российской Федерации, включая подземные пространства и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Право собственности на водные объекты. Водным кодексом РФ предусматривается государственная собственность на водные объекты. Государственной собственностью являются водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации или субъектам РФ. От имени Российской Федерации и её субъектов права собственности осуществляют соответствующие органы государственной власти.

Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты, т.е. они могут принажлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Под обособленными водными объектами понимаются небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Водные объекты могут находиться также в собственности субъектов Федерации при этом водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Данное положение представляет собой конкретизацию п.2 ст. 214 ГК, которая предусматривает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований являются государственной собственностью.

Водным кодексом четко определены виды водных объектов, которые находятся в федеральной собственности. К ним относятся:

-поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и боле субъектов РФ;

подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;

-водные объекты, расположенные на территории одного субъекта, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;

-водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

-трансграничные (пограничные водные объекты;

-внутренние морские воды;

-территориальное море Российской Федерации;

-водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

-водные объекты, являющиеся частью территории курортов, или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

-иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. В отношении объектов животного мира Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне страны. К федеральной государственной собственности относятся следующие объекты животного мира:

-редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

-обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

-населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

-подпадающие под действие международных договоров РФ,

-отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

-естественно мигрирующие на территории двух и более субъектов РФ.

Законом РФ «О животном мире» предусматривается раграничение государственной собственности на животный мир на федеральную и субъектов Российской Федерации. Этот же закон определяет, что вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться во всех формах собственности, и отношения по их владению, пользованию и распоряжению регулируются гражданским законодательством.

Согласно ст. 19 Лесного кодекса лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности, а субъекты РФ по ст. 47 лишь обладают полномочиями на «участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом» на соответствующих территориях.

Конституционный Суд по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ отметил, что лесной фонд «представляет собой народное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим» (СЗ РФ, 1998, №3, ст. 429). Таким образом, право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина «государственная», а указанием на формы собственности –федеральную и субъектов федерации и конкретные полномочия участников лесных отношений. Приватизация лесного фонда в настоящее время запрещена.

Законодателем установлены также запреты на куплю-продажу, залог и совершение иных сделок с лесным фондом, а также субаренду и выкуп арендованных участков (ст. 12 ЛК РФ). Таким образом, оборот лесного фонда не допускается.

Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсового) права и имеет длительную историю. Данный институт, являясь традиционным и в целом стабильным, тем не менее подвергся определенным преобразованиям в ходе общей правовой реформы, проходящей в России. В первую очедедь специалисты отмечают расширение круга субъектов права природопользования, установление платности за пользование ресурсами, появление новых форм пользования, например, аренды, концессии, более подробную регламентацию предоставления и прекращения права природопользования и т.п.

Право природопользования – это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).

В литературе выделяются различные виды права природопользования. По критерию. объекта – это право землепользования, водопользования, лесопользования, пользования растительным миром (вне лесов), недрами, животным миром, атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее дробление с использованием такого дополнительного критерия как целевое назначение, например, по категориям земель. В этом случае различают право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями населенных пунктов, занятыми под транспортными магистралями, промышленными объектами и т.д. Право природопользования можно классифицировать также по критерию цели деятельности - разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа и др.

По критерию основания возникновения (либо статуса субъекта) природопользования различаются общее и специальное право природопользования. Общее характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т.д., то есть тем, что его реализхация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких-либо юридических действий (получения разрешения, лицензии); бесплатностью, личностным характером пользования (например, право на сбор дикорастущих ягод, лекарственных трав и др.). Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами, водами и т.д. Оно осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление опрделенного вида деятельности в соответствиии с заранее определенными условиями.

В литературе выделяются принципы права природопользования: его производность от права собственности на природные ресурсы; рациональность; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер, устойчивость и платность[2]

Субъектами права природопользования по российскому законодательству являются: российские граждане и их объединения, органы государственного управления, органы местного самоуправления, совместные предприятия с участием российских и иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства, международные организации. Права и обязанности субъектов права природопользования, как правило, детально регламентированны законодательством. Основания возникновения и прекращения (приостановления) права природопользования устанавливаются по каждому его виду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.