Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зак. 52 545





Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

росов стиля и даже от явной и простой ошибки. Однако он требует также, чтобы в оценке этих идей мы следовали оп­ределенным четким правилам: наша оценка идей не должна быть заражена иррациональными элементами»1. Последние, хотя и не поддаются рациональной реконструкции, но очень важны и необходимы для успешного развития науки. Мы не можем оставить без внимания многообразные иррацио­нальные средства и мы очень нуждаемся в них.

При всей важности общих философских предписаний и других рациональных средств, нельзя, по Фейерабенду, считать нормальной ситуацию, когда насильно насажда­ются разумность и единообразие, когда чрезмерно разду­вается значение каких-либо крайностей (рационального, иррационального и др.). Философ призывает видеть мно­гообразие форм познания и способов понимания при­роды и общества (религия, мифы, наука и др.), исходить из необходимости выбора между ними и ни одну из них не представлять «в качестве меры метода и знания». Иначе говоря, всегда необходимо, особенно в демократическом обществе, не упускать из виду обе стороны — «разум» (мыш­ление, науку) и «неразумие» (иррациональное). Каждая из этих сторон имеет равное право на выражение и внима­ние, но не надо абсолютизировать одну из них.

Фейерабенд подчеркивает неразрывность опыта (фак­тов, наблюдений) и теории, отмечая вместе с тем, что «познание не движется от наблюдения к теории, а всегда включает в себя оба элемента. Опыт возникает вместе с теоретическими допущениями, а не до них, и опыт без теории столь же немыслим, как и (предполагаемая) тео­рия без опыта»2. Поэтому так называемые «термины на­блюдения» — это, по Фейерабенду, неопозитивистский «троянский конь», за которым нужно внимательно сле-

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 296-297.

2 Там же. С. 310.


__________________________ Глава XI

дить, ибо с одними только чувственными восприятиями, не направленными определенными теоретическими ком­понентами в науке делать нечего. Философ называет «са­моразрушительным» намерение начать построение науки с нуля, после полного устранения всех «естественных ин­терпретаций». Это в принципе не выполнимо и этого ни­когда в реальной научной практике не бывает, ибо подоб­ное «устранение» есть не что иное как устранение способ­ности мыслить и воспринимать.

Итак, «наука вообще не знает «голых фактов», а те «фак­ты», которые включены в наше познание, уже рассмотре­ны определенным образом и, следовательно, существен­но концептуализированы»1, теоретически нагружены. Из этого положения Фейерабенд делает вывод о том, что нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными. Напротив, и история науки, и научные идеи и мышление их создателей должны быть рассмотре­ны как нечто диалектическое — сложное, хаотичное, пол­ное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизменное или однолинейный процесс. В этой связи Фейерабенд оза­бочен тем, чтобы и сама наука и ее история, и ее филосо­фия развивались в тесном единстве и взаимодействии, ибо возрастающее их разделение приносит ущерб каждой из этих областей и их единству в целом, а потому этому негативно­му процессу надо положить конец.

При этом исследователь, согласно Фейерабенду, дол­жен, во-первых, одинаково хорошо владеть всеми языка­ми наблюдений (материалистическим, феноменалистским, объективно-идеалистическим, теологическим и т. д.),а во-вторых, видеть противоречия между наблюдением (опы­том) и теоретическими построениями (разумом, мышле­нием). «Поэтому в случае противоречия между новой ин­тересной теорий и совокупностью твердо установленных

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 149.

18* 547


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

фактов лучший способ действий заключается не в устра­нении теории, а в использовании ее для обнаружения скры­тых принципов, ответственных за это противоречие»1. В-третьих, исследователь должен быть настроен на «соеди­нение абстрактных аргументов с сокрушительной силой истории», т. е. на реализацию принципа, совпадения ло­гического и исторического. В-четвертых, он должен четко представлять себе, что именно совокупность фактов, «в кон­це концов, является единственным признанным судьей те­ории» и что «единственным принудительным основанием для смены теории является ее расхождение с фактами»2.

Ограниченность абстрактно-рационального подхода Фейерабенд видит в том, что он по сути отрывает науку от того культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается. Чисто рациональная теория раз­вития идей сосредоточивает внимание главным образом на тщательном изучении «понятийных структур», «вклю­чая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений»3, т. е. соци-окультурных детерминант развития науки. Односторон­ним считает философ социально-экономический анализ последнего, так как этот анализ впадает в другую край­ность — выявляя силы, воздействующие на наши тради­ции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних.

Фейерабенд ратует за построение новой теории разви­тия идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 212.

2 Там же. С. 169.

3 Там же. С. 140.


________________________________ Глава XI

концептуальный фактор, в другие — социальный. Вот по­чему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.