КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Недопустимость методологического принуждения
Считая концепцию методологического плюрализма (и в целом — эпистемологического анархизма) наиболее перспективной для науки, Фейерабенд, однако, резко выступает против того, чтобы навязывать данную концепцию, тем более осуществлять это навязывание насильственным путем. Это обстоятельство нашло свое выражение, как известно, и в названии его программной работы. «Против методологического принуждения». И хотя насилие — политическое или духовное — играет, по его мнению, важную роль почти во всех формах анархизма, но именно «почти». Это не относится к эпи-стемологическому анархизму, который не навязывает себя и свои идеи насильственным образом, а «устраняет только методологические принуждения», провозглашая «царство самопроизвольности» — как в мышлении, восприятии, так и в деятельности. Одно дело, когда отдельный ученый или конкретное научное сообщество признает какую-либо методологию в качестве руководства для своей деятельности. Но совсем другое — и весьма опасное — дело, когда методологические правила подкрепляются угрозами, запугиванием, ложью, тем более всей принудительной властью государства. Согласно Фейерабенду, общество должно быть настолько демократичным, чтобы позволить каждому своему члену (чем бы он ни занимался: наукой, бизнесом и т. д.) 1 См.: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 322. Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме свободно выбрать любые стандарты и способы своей деятельности, не «третируя» инакомыслие других. Выбранные стандарты и нормы не могут быть внедрены в их сознание в результате силового (тем более политического) давления, а должны быть результатом свободного и сознательного собственного решения, принятого на основе всестороннего знания различных альтернативных подходов, методов и т. п. «Однако, — подчеркивает философ, — ни при каких условиях общество не должно так ограничивать мышление человека, чтобы он был готов подчиниться стандартам одной частной группы»1. Это — прямая дорога в догматизм и монополизм, «помноженных» на субъективистский произвол. Проверять возможности тех или иных методов, стандартов, норм и т. п., выбирать соответствующие из них (не дискредитируя другие), видеть различные методологические (и всякие иные) альтернативы, ни в коей мере не навязывать какие-либо подходы — тем более в качестве «единственно истинного метода» — все это Фейерабенд считает исключительно важным и для науки и для всех других форм и видов деятельности людей. 1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 366. Литература Абдильдин Ж. М., Нысанбаев А. Н. Диалектико-логи-ческие принципы построения теории. Алма-Ата, 1973. Абдильдин Ж. М., Балгимбаев А. С. Диалектика активности субъекта в научном познании. Алма-Ата, 1977. Автономова И. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988. Алексеев П. В. Наука и мировоззрение. М., 1983. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Алексеева И. Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993. Андреев И. Д. Теория как форма организации научного знания. М., 1979. Анисимов О. С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). М., 1996. Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978. Баранов Г. В. Проблемы научного метода. Саратов, 1990. Барское А. Г. Научный метод: возможности и иллюзии. М., 1994. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб, 1997. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998. Верная Дж. Наука в истории общества. М., 1958. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры М., 1991. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. Литература _____________________________ Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973. Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1977. Брошь Луи дв. По тропам науки. М., 1962. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967. Бургин М. С., Кузнецов В. И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев, 1991. Бургин М. С., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Вейль Г. Математическое мышление. М., 1989. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. Вернадский В. И. О науке. Дубна, 1997. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Винделъбанд В. Избранное. Дух истории М., 1995. Возможности и границы познания. М., 1995. Ворожцов В. Ц., Москаленко А. Т. Методологические установки ученого: Природа и функции. Новосибирск, 1986. Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. М., 1986. Вригт Г. X. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992, № 8. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. Литература Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1989. Глобальный эволюционизм: Философский анализ. М., 1994. Горстко А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М., 1991. Готт В. С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. М., 1984. Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. М., 1991. Гусев С. С., Тулъчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. Диалектика и диалог. М., 1992. Диалектика и догматизм. М., 1990. Диалектика. Познание. Наука. М., 1988. Диалектика познания. Л., 1988. Диалектика фундаментального и прикладного. М., 1989. Диалектическая логика: Формы и методы познания. Алма-Ата, 1987. Диалог в философии: Традиции и современность. СПб, 1995. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. Дильтей В. Категории жизни // Там же. № 10. ДруяновЛ. А. Законы природы и их познание. М., 1982. Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. М., 1996. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. Заботин П. С. Преодоление заблуждения в научном познании. М., 1979. Загадка человеческого понимания. М., 1991. Зеленогорский Ф. А. О методах исследования и доказательства. М., 1998. Литература _____________________________ Зельдович Я. Б., Хлопов М. Ю. Драма идей в познании природы. М., 1988. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М.,.1997. Знание за пределами науки. М., 1996. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. 2-е изд., доп. М., 1984. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997. s Ильин В. В. Структура и развитие научных теорий. М., 1980. Ильин В. В. Критерии научности знания. М., 1989. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994. Ильин В. В., Калинкин А. Т. Природа науки. М., 1985. Истина и ценности в научном познании. М., 1991. История философии. Ростов н/Д., 1999. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964. Т. 3. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1987. Карпенков С. X. Концепции современного естествознания. М., 1997. Карпов М. М. Основные закономерности развития естествознания. Ростов н/Д., 1963. Кедров Б. М. Классификация наук: В 2 кн. М., 1961— 1965. Кедров Б. М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1967. Кете В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988. Кемеров В. Е. Методология обществознания: Проблемы, стимулы, перспективы. Екатеринбург, 1990. Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 1988. Князева Е. Н. Одиссея научного разума: Синергетичес-кое видение научного прогресса. М., 1995. 56.4 _______________________________ Литература Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: Начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993. № 2. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. Ковалъченко И. Д. Методы исторического познания. М., 1987. Комингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Колмогоров А. Н. Математика в ее историческом развитии. М., 1991. Концепция самоорганизации: Становление нового образа научного мышления. М., 1994. Концепции современного естествознания. М., 1997. Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. М., 1973. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988. Косарева Л. М. Предмет науки: Социально-философский аспект проблемы. М., 1977. Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени: Философский аспект проблемы. М., 1989. Кохановский В. П. Историзм как принцип диалектической логики. Ростов н/Д., 1978. Кохановский В. П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д., 1992. Кочергин А. Н. Методы и формы научного познания. М., 1990. Кравец А. С. Методология науки. Воронеж, 1991. Кравец А. С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993. Кравец А. С. Наука как феномен культуры. Воронеж, 1998. Кузнецов Б. Г. Идеалы современной науки. М., 1983. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. Кузнецов В. И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М., 1996. Литература Культурология. XX век. Антология. М., 1995. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. Курдюмов С. П. Синергетика — новые направления. М., 1989. Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика — теория самоорганизации. М., 1983. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. Логико-гносеологический анализ науки. Алма-Ата, 1990. Лосева И. Н. Теоретическое знание: Проблемы генезиса и различения форм. Ростов н/Д., 1989. Лукашевич В. К. Научный метод: Структура, обоснование, развитие. Минск, 1990. Майданов А. С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993. Мамчур Г. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. М., 1997. Маркс К. Капитал. Т. I // Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. Математизация науки: Предпосылки, проблемы, перспективы. М., 1986. Математизация науки: Социокультурные и методологические проблемы. Алма-Ата, 1990. Методология в сфере теории и практики. Новосибирск, 1988. Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990. Мягкова Л. И., Храленко Н. И. Методология научного познания. СПб, 1994. ______________________________ Литература Наливайко Н. В. Гносеологические и методологические основы научной деятельности. Новосибирск, 1990. Насонова Л. И., Кузьмин А. С., Лазебный Л. И. Рефлексия и рациональность в социальном познании. М., 1998. Наука в зеркале философии XX в. М., 1992. Наука в социальном, гносеологическом и ценностном аспектах. М., 1980. Наука и культура. М., 1984. Научная деятельность: Структуры и институты. М., 1980. Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект. Киев, 1983. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. Научный метод и методологическое сознание. Свердловск, 1986. Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993. Никифоров А. Л. Философия науки: История и методология. М., 1998. Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М., 1990. НысанбаевА. Н. Диалектика и математика. Алма-Ата, 1982. XI Международная конференция «Логика, методология, философия науки». М., Обнинск, 1995. Ч. 1—10. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1990. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993. Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997. Павлов И. П. Лекции по физиологии. М., 1952. Павлов Т. Избранные философские произведения. М., 1962. Паули В. Физические очерки. М., 1975. Пахомов Б. Я. Становление современной физической картины мира. М., 1989. Петров М. К, Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д., 1992. Литература _______________________________ Подкорытов Г. А. О природе научного метода. Л., 1988. Познание в социальном контексте. М., 1994. Полани М. Личностное знание. М., 1985. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М., 1983. Поппер К. Р. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992. Поппер К. Р. Нищета историцизма. М., 1993. Поппер К. Р. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. М., 1994. Принципы историографии естествознания. Теория и история. М., 1993. Принципы самоорганизации. М., 1996. Проблема метода в социально-гуманитарном познании. М., 1989. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992. Проблемы познания социальной реальности. М., 1990. Психология науки. М., 1998. Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. РакитовА. И. Философские проблемы науки. М., 1977. Ракитов А. И. Историческое познание М., 1982. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1993. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. М., 1957. Рикёр Поль. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. Рикёр Поль. Конфликт интерпретации: Очерки о герменевтике. М., 1995. Рикёр Поль. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996. _______________________________ Литература Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. Родин С. М. Идея коэволюции. Новосибирск, 1991. Рожанский И. Д. Античная наука. М., 1980. Розов М. А. Методологические особенности гуманитарного познания. Новосибирск, 1986. Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986. Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985. Роль философии в научном исследовании. Л., 1990. Романовская Т. Б. Наука XIX—XX веков в контексте культуры: Субъективные очерки. М., 1995. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. Рузавин Г. И. Математизация научного знания. М., 1984. Рузавин Г. И. Логика и методология научного поиска. М., 1986. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. М., 1997. Рузавин Г. И. Логика и аргументация. М., 1997. Самоорганизация в природе и обществе. СПб, 1994. Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М., 1994. Семенов Н. Н. Наука и общество. М., 1981. Смирнов Г. А. Проблема формализации знания: Системно-феноменологический подход. М., 1993. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996. Современное обществознание Запада: Методологические проблемы исследования. Свердловск, 1990. Соотношение формального и содержательного в научном познании. Алма-Ата, 1978. Степин В. С. Становление научной теории. Минск, 1976. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. Литература ____________________________ Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. Степин Б. С, Горохов Б. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996. Творческая природа научного познания. М., 1984. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1984. Теория и метод. М., 1987. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М., 1990. У истоков классической науки. М., 1975. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М., 1994. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Фейнберг Е. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987. Философия естествознания XX века: Итоги и перспективы. М., 1997. Философия и методология науки: В 2 ч. М., 1994. Философия науки: Проблема рациональности. М., 1995. Философия науки: Проблемы анализа знания. М., 1997. Философия природы в античности и в средние века. М., 1998. Ч. 1. Философия природы: Коэволюционная стратегия. М., 1995. Философские проблемы классической и неклассической физики: Современная интерпретация. М., 1998. Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. Франк Ф. Философия науки. М., 1960. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. М., 1987. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. Хвостова К. В., Финн В. К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. М., 1995. ______________________________ Литература Холтон Д. Тематический анализ науки. М., 1981. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1984. Швырев В. С. Анализ научного познания. М., 1988. Шеллинг Ф. В. И. Введение к наброску системы натурфилософии // Шеллинг Ф. В. И. Сочинения: В 2 т. М., 1987. Т. 1. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М., 1993. Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978. Щедровицкий Т.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. Эволюционная эпистемология: Проблемы, перспективы. М., 1996. Эвристическая и методологическая функция философии в научном познании. Л., 1-980. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: В 4 т. М., 1964-1967. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. Юдин Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986. ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................ 3 Глава I НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН................................... 5 § 1. Знание, познание и его формы.................................... 5 § 2. Возникновение науки. Наука и практика................. 11 § 3. Научное знание как система, его особенности и структура.................................................................... 22 § 4. Классификация наук и проблема периодизации истории науки............................................................... 34 § 5. Наука как форма духовного производства и социальный институт................................................ 44 § 6. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм..... 48 Глава II ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОВ.......................... 59 § 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт)..................................................................... 59 § 2. Как возможно научное знание? (И. Кант)............... 64 § 3. Философия как «наука наук» (Г. Гегель).................. 72 § 4. Наука — «сама себе философия» (О. Конт)............. 77 § 5. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К. Маркс)........................ 79 Глава III ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.............................. 85 § 1. Преемственность в развитии научных знаний........... 85 § 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки....................................... 90 § 3. Дифференциация и интеграция наук......................... 92 § 4. Взаимодействие наук и их методов............................. 95 § 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации............................ 97 § 6. Теоретизация и диалектизация науки....................... 104 § 7. Ускоренное развитие науки....................................... 107 § 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма................................................................ ПО § 9. Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений............................ 113 Глава IV
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |