![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необходимые свойства
Вопросы о природе чего-либо означают больше, чем вопросы об интересных и важных свойствах. Вопросы о сущности права – это вопросы о его необходимых свойствах. Понятие необходимости ведет к сердцу философии. То же самое верно и по отношению к родственным для него понятиям аналитичности и априорности. Без этих понятий невозможно уяснить значение вопросов типа: “Что является природой j?”. Без понимания структуры вопросов такого типа нельзя понять основной вопрос философии права: “Какова природа права?”; а неспособность понять этот вопрос означает невозможность узнать, что такое философия права. Возможность определить понятие природы в том виде, в котором оно появляется в предложениях типа: “Что является природой j?”, а именно, посредством понятия необходимости, позволяет заменить вопрос: “Что является природою права?” вопросом: “Какие свойства права являются необходимыми?”. Этот вопрос ведет, посредством понятия необходимости (и родственных ей понятий аналитичности и априорности) к специфике права. Вопрос о том, что является необходимым, соединяясь с вопросом о том, что является специфическим, превращается в вопрос о том, что является существенным. Это – область тезиса о специфическом характере. Для права существенными являются два свойства: принуждение, или сила, с одной стороны, и правильность, или справедливость – с другой. Первое относится к основному элементу социальной эффективности права, второе – выражает его идеальное, или критическое, измерение. Вопрос о том, как эти два понятия соотносятся с понятием права и, посредством этого, друг с другом, является центральным вопросом философии права. Все – или по крайней мере почти все – вопросы философии права зависят от ответа на этот вопрос. Вопрос о том, необходимо ли связаны с правом принуждение и правильность является в значительной мере дискуссионным. Этот спор сопровождается метаспором по вопросу о характере аргументов, которые могут быть выдвинуты за и против необходимого характера таких связей. Должным образом рассмотреть эту проблему в рамках данной статьи невозможно [6, р. 3-16]. Поэтому я ограничусь некоторыми особенностями, которые имеют определяющее значение для нашего вопроса относительно природы философии права. С принуждением дело обстоит легче. Представляется весьма естественным утверждать, что система правил или норм, которая ни в каком случае не разрешает использование принуждения или санкции – даже в случае самозащиты – не правовая система, и это происходит вследствие концептуальных причин, основанных на использовании языка. Кто применил бы выражение “право” к такой системе правил? Однако концептуальные причины такого типа сами по себе обладают слишком малой силой. Понятия, основанные на фактическом использовании языка, требуют модификации, как только они перестают быть, как говорит Кант – упоминая, среди прочего (inter alia), понятия золота, воды и закона – “адекватны объекту” [13, р. 680; 14, р. 478]. Включение принуждения в понятие права адекватно его объекту, праву, потому что оно отражает практическую необходимость, необходимо связанную с правом. Принуждение необходимо, если право выступает социальной практикой, которая выполняет свои основные формальные функции, в максимально возможной степени определенные ценностями правовой точности и эффективности. Эта практическая необходимость, которая, как кажется, в некоторой мере соответствует “естественной необходимости” Харта [11, р. 199], находит отражение в концептуальной необходимости, предполагаемой при использовании языка. Это показывает, что язык, который мы используем, описывая социальные факты, испытывает влияние герменевтического принципа, согласно которому каждое человеческое действие задумывается как попытка выполнить его наилучшим образом. Прояснение данной связи между концептуальной и практической необходимостью ясно дает понять, в каком смысле принуждение является необходимой принадлежностью природы права. Вторая центральная особенность права – это его требование правильности. Это требование противостоит принуждению или силе, и их оппозиция составляет необходимую отличительную черту природы права. Необходимость принуждения, как было показано, базируется на практической необходимости, определенной соотношением цели и средств. В данном случае она имеет телеологический характер. Необходимость требования правильности – необходимость, которая исходит из структуры юридических действий и юридического рассуждения. Она имеет деонтологический характер. Выявление этой деонтологической структуры, скрытой в праве, – одна из самых важных задач философии права. Для этого мы можем применить все методы экспликации. Один из них – конструирование перформативных противоречий [4, р. 35-39]. Примером этого является фиктивная первая статья конституции, которая читается следующим образом: “X – суверенная, федеративная и несправедливая республика”. Трудно отрицать, что эта статья несколько абсурдна. Идея, лежащая в основе метода перформативного противоречия, состоит в том, чтобы объяснить эту абсурдность, возникшую из противоречия между тем, что в действительности создает конституцию – а именно, справедливостью – и тем, что явно объявлено – а именно несправедливостью. Если это объяснение является убедительным, и если требование справедливости, которое выступает особым случаем более широкого требования правильности* [2, р. 9, 103-113, 105], необходимо востребовано, то необходимая связь между правом и справедливостью становится эксплицитной. Нетрудно понять, как можно оспорить этот аргумент. Можно просто отрицать, что право необходимо связано с требованием правильности. Как только это требование пропадает, исчезает любое противоречие между явно выраженным и предполагаемым (эксплицитным и имплицитным). Декларация несправедливости, содержащаяся в нашей первой статье, может интерпретироваться как выражение требования власти. Здесь не место обсуждать вопрос о том, возможно ли для системы норм заменить требование правильности требованием власти и, тем не менее, остаться правовой системой [3, р. 51, 205-221, 213-214]. Это – вопрос самой философии права, а не вопрос о ее природе. В данном случае будет уместным сказать, что дискуссия о необходимых деонтологических структурах, предполагаемых правом, принадлежит самой природе философии права.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |