КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право и мораль. Если тезис о том, что право с необходимостью предполагает требование правильности, оказался бы неверным
Если тезис о том, что право с необходимостью предполагает требование правильности, оказался бы неверным, было бы трудно оспорить позитивистский тезис разделения права и морали. Если же тезис о требовании правильности окажется истинным, будет иметь место обратное. В этом случае данный тезис мог бы дать твердое основание для аргумента о том, что мораль необходимо включена в право. Включение морали в право, помогая решать проблемы, вместе с тем само создает проблемы, которых можно было бы избежать, в случае следования позитивистскому тезису разделения. Проблемами, помочь в решении которых может включение морали [в право], являются, во-первых, проблема базисных ценностей, которые лежат в основе права и обосновывают его, во вторых, проблема реализации требования правильности в создании и применении права и, в-третьих, проблема пределов права. Один из аспектов проблемы основных ценностей возник тогда, когда отношение между правом и принуждением было классифицировано как практическая необходимость. Понятие практической необходимости неоднозначно. Слабая интерпретация относится только к соотношению целей и средств, где выбор целей рассматривается просто как данность или только в качестве гипотетического. Понимание целей в качестве “некоторых очевидных обобщений… относительно человеческой природы и мира, в котором живут люди” [11, р. 192-193] вытекает из понятия “естественной необходимости” Харта. Картина несколько изменится, однако, если общие цели права, как, например, юридическая уверенность и защита основных прав, рассматриваются как требования практического разума, и она изменится полностью, если эти требования рассматривать в качестве необходимых элементов права. Такая строгая интерпретация понятия практической необходимости обеспечивает ценностное или нормативное основание права. Второй проблемой, которую можно решить посредством включения морали является реализация требования правильности в институциональной структуре права. Примером служит юридическое рассуждение в трудных делах. При включении морали в понятие права, моральные основания могут и должны участвовать в принятии правовых решений, когда авторитетные основания уже исчерпаны. Теория юридического рассуждения пытается учитывать это, рассматривая юридическое рассуждение как особый случай общего практического рассуждения. Третьей проблемой, которая может быть решена более удовлетворительным образом посредством включения морали в право, является определение пределов права. Если крайнюю несправедливость не считать правом – по крайней мере с точки зрения участника правовой системы, – то как возможно это обосновать без обращения к моральным основаним [4, р. 40-62]? Все это, однако, представляет только одну сторону. С другой стороны, как уже было упомянуто, включение морали в право создает серьезные проблемы. Одна из главных причин формирования авторитетной и институциализированой структуры права – общая неопределенность морального рассуждения. Моральные споры имеют тенденцию становиться бесконечными. В социальной жизни согласие не всегда может быть достигнуто в дискурсе. Исходя из практической необходимости его нужно заменить авторитетным решением. Это, однако, послужило бы аргументом для того, чтобы считать моральное рассуждение не принадлежащим праву; и в результате мы не смогли бы включить моральное рассуждение в юридическое рассуждение без разрушения необходимых авторитетных элементов последнего. Рассмотрение того, возможно ли это, и составляет главную задачу философии права. Вторая проблема намного серьезней. Она заключается в том, возможно ли моральное познание или моральное обоснование вообще. Если метаэтические тезисы субъективизма, релятивизма, нон-когнитивизма или эмотивизма оказались бы верными, требование правильности должно было бы быть интерпретировано как нечто близкое “теории ошибок”, как было предложено Макки [18, р. 35]. Это указывает на то, что право, включая мораль посредством (via) требования правильности, оказывается обремененным эпистемологическими проблемами морального познания и обоснования. И это – не легкое бремя. В начале нашего обсуждения мы выделили три главных вопроса философии: онтологический вопрос о том, что существует, этический, или практический вопрос о том, что должно быть сделано, или что есть добро, и эпистемологический вопрос о том, что мы можем знать. Наш путь сквозь дебри философии права показал, что философия права сталкивается со всеми тремя видами вопросов. Уже одно это выходит за пределы познавательных возможностей человека. Однако это еще не все. Рефлексивная и систематическая природа философии права требует, чтобы все указанные вопросы были связаны в когерентную (цельную) теорию, которая, в свою очередь, должна быть настолько близка к праву, чтобы гарантировать, что ее объектом выступает природа именно права. Таким образом, наши размышления о природе философии права заканчиваются описанием идеала. (Перевод с английского С. И. Максимова) Список литературы Кант И. Метафизика нравов // Соч.: В 6 т. – 4. – Ч. 2. Alexy R. (1997). Giustizia comecorretteza, in Ragion Pratica. Alexy R. (1998). Law and Correctness, in Current Legal Problems (Legal Theory at the End of the Millennium, ed. M. D. A. Freeman). Alexy R. (2002). The Argument from Injustice. A Reply to Legal Positivism, trans. B. Litschewski Paulson and S. L. Paulson. Oxford, Clarendon Press. Alexy R. (2003). On Balancing and Subsumption. A Structural Comparison. Ratio Juris. Alexy R. (2003). The Nature of Arguments about the Nature of Law,.in Issues in Jurisprudence and Legal Philosophy: The Nature of Law, Practical Reason, Authority, Sources of Gaps in the Law, ed. L. Meyer. Oxford, Clarendon Press. Alexy R. The Nature of Legal Philosophy // Associations. Journal for Legal and Social Theory. – Volume 7. – 2003. – Number 1. Carnap R. (1928). Scheinprobleme in der Philosophic. Berlin-Schlachtensee, Weltkreis-Verlag, 35-6; repr. together with Carnap (1961). Der logische Aufbau der Welt. Hamburg, Felix Meiner Verlag. Dworkin R. (1977). Taking Rights Seriously. London, Duckworth. Frege G. (1967). The Thought: A Logical Inquiry, trans. A. M. Quinton and M. Quinton, in Philosophical Logic, ed. P. F. Strawson. Oxford, Oxford UP. Hart H. L. A. (1994). The Concept of Law. 2nd edn. Oxford, Clarendon Press. Holmes O. W. (1897). The Parth of the Law. Harvard Law Review. Kant I. (1996). Critique of Pure Reason, trans. Werner S. Pluhar. Indianapolis and Cambridge, Hacket Publishing Company. Kant I. (1996). Critique of Pure Reason, trans. Werner S. Pluhar. Indianapolis and Cambridge, Hacket Publishing Company. Kant I. (1996). The Metaphysics of Morals, trans. Mary J. Gregor, in The Cambridge Edition of the Works of Immanuel Kant. Practical Philosophy, ed. by Paul Guyer and Allen W. Wood. Cambridge, Cambridge University Press, 353-603, 493 (trans. altered) (Kant’s gesammelte Schriften, ed. by the Royal Prussian Academy of Sciences, Berlin 1902, vol. 3. Kant I. (1996). The Metaphysics of Morals, trans. Mary J. Gregor, in The Cambridge Edition of the Works of Immanuel Kant. Practical Philosophy, ed. by Paul Guyer and Allen W. Wood. Cambridge, Cambridge University Press, 353-603, 493 (trans. altered) (Kant’s gesammelte Schriften, ed. by the Royal Prussian Academy of Sciences, Berlin 1902, vol. 6, “kein Vernunftsystem, sondern bloЯ (ein) aufgerafftes Aggregat sein wеrde”). Kelsen H. (1992). Introduction to the Problems of Legal Theory, a translation, by B. Litschewski Paulson and S. L. Paulson, of the First Edition of the Reine Rechtslehre (1934). Oxford, Clarendon Press. Mackie J. L. (1977). Ethics. Inventing Right and Wrong. London, Pelican Books. Olivecrona K. (1939). Law as Fact. Copenhagen, Einar Munksgaard, and London, Humphrey Milford.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |