Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четыре тезиса




Три проблемы

Споры о природе права ведутся вокруг трех проблем. Первая проблема обращается к воп­росу: из каких объектов состоит право, и каким образом эти объекты связаны друг с другом, фо­рмируя общий объект, который мы называем “право”? Эта проблема касается понятия нормы и нормативной системы. Вторая и третья про­блемы обращаются к действительности (валид­ности) права. Вторая касается его реального, или фактического, измерения. Это – область юриди­ческого позитивизма. Здесь следует различать два центра. Первый определен в соответствии с понятием авторитетного источника, второй определен социальной эффективностью. Третья проблема природы философии права касается правильности, или легитимности, права. Здесь главным вопросом является отношение между правом и моралью. Ответить на этот вопрос означает обратиться к идеальному, или критиче­скому, измерению права. Именно эта триада проблем, взятых вместе, определяет ядро про­блемы природы права.

Данная трехчастность претендует на полноту, нейтральность и систематичность. Она является полной, когда может учесть все аргументы, выд­вигаемые за и против тезиса о природе права. Единственное возможное здесь доказательство состоит в применении нашей триадной модели к максимальному числу критических случаев. Мо­дель нейтральна, когда она не отдает предпо­чте­ния ни одному из включенных в нее аргумен­тов. Доказательство будет таким же, как и в слу­чае полноты. И, наконец, она систематична то­гда, когда ведет к когерентной картине природы права. В этом случае доказательство не может состоять ни в чем другом, кроме как в выработке когерентной стратегии.

Последний пункт может быть обобщен. Мак­симально прояснить природу философии права можно только разработав самую лучшую “идеа­льную” теорию, соединяющую ответы на все три вопроса о природе права. Проблема, однако, сос­тоит не в том, что такая совершенная теория просто еще не разработана, но в том, что этот идеал вообще вряд ли достижим. К счастью, для того, чтобы познать нечто, не нужно знать все. Для достижения поставленных нами целей, до­статочно использовать триадную модель как си­стему координат для обсуждения парадигмаль­ных проблем.

 

 

 

Рассмотрение парадигмальных проблем в кон­тексте нашей триадной модели должно подтвер­дить четыре тезиса. Это подтверждение, со своей стороны, подразумевает подтверждение модели. Первый тезис говорит о том, что философия права не ограничивается определенными специ­фическими проблемами, связанными с правом; в философии права могут быть поставлены все философские проблемы. В этом отношении фи­лософия права сущностным образом включает в себя проблемы философии в целом. Можно на­звать это “тезисом общей сущности”. Второй тезис утверждает, что существуют специфичес­кие проблемы философии права. Они возникают из-за специфического характера права, который следует из того факта, что право является необ­ходимо авторитетным, или институциональным, точно так же как и критическим, или идеальным. Это “тезис специфического характера”. Третий тезис говорит о том, что существует особое от­ношение между философией права и другими областями практической философии, прежде всего такими, как моральная философия и поли­тическая философия. Этот тезис можно назвать “тезисом специального отношения”. Четвертый тезис обобщает первые три тезиса. То есть он не просто присоединяется к ним как четвертый те­зис, а выражает общую для них идею. Эта идея заключается в том, что философия права может достичь своих целей, только если она не ограни­чивается уровнем одного или двух из этих тези­сов, но совмещает все три. Это – “идеал по­лноты” философии права.

В то время как триадная модель проблем фи­лософии права претендует на нейтральность, эти четыре тезиса не являются таковыми. Они пред­полагают выбор определенной точки зрения от­носительно способа решения этих проблем. Это становится ясным, когда идеалу полноты проти­вопоставляется нечто подобное “ограничитель­ному принципу”. Радикальная версия такого ограничительного принципа утверждает, во-пер­вых, то, что философия права никогда не должна вникать ни в какую сугубо философскую про­блему, во вторых, философия права должна кон­центрировать свои усилия на институциональ­ном, или авторитетном, характере права и, в-ре­тьих, философия права должна оставлять крити­ческие нормативные вопросы на рассмот­рение моральной и политической философии, которые в свою очередь должны держаться “на расстоя­нии”, если можно так выразиться. Огра­ничите­льный принцип отражает картину фило­софии права, которая фундаментально отличае­тся от картины, соответствующей всестороннему иде­алу. Философия права превращается в юри­диче­скую теорию права, которая отделена как от об­щей философии, так и от моральной и полити­ческой философии.

Выбор между идеалом полноты и ограничите­льным принципом является фундаментальным выбором. Характер философии права определяе­тся им намного радикальней, чем выбором ме­жду юридическим позитивизмом и не-позитиви­змом. Выбор между позитивизмом и непозитиви­змом является выбором внутри самой филосо­фии права. Выбор же между идеалом полноты и ограничительным принципом равен выбору ме­жду философией и нефилософией. Он является тем основанием, на котором должны быть расс­мотрены наши парадигмальные проблемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.