КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Четыре тезиса
Три проблемы Споры о природе права ведутся вокруг трех проблем. Первая проблема обращается к вопросу: из каких объектов состоит право, и каким образом эти объекты связаны друг с другом, формируя общий объект, который мы называем “право”? Эта проблема касается понятия нормы и нормативной системы. Вторая и третья проблемы обращаются к действительности (валидности) права. Вторая касается его реального, или фактического, измерения. Это – область юридического позитивизма. Здесь следует различать два центра. Первый определен в соответствии с понятием авторитетного источника, второй определен социальной эффективностью. Третья проблема природы философии права касается правильности, или легитимности, права. Здесь главным вопросом является отношение между правом и моралью. Ответить на этот вопрос означает обратиться к идеальному, или критическому, измерению права. Именно эта триада проблем, взятых вместе, определяет ядро проблемы природы права. Данная трехчастность претендует на полноту, нейтральность и систематичность. Она является полной, когда может учесть все аргументы, выдвигаемые за и против тезиса о природе права. Единственное возможное здесь доказательство состоит в применении нашей триадной модели к максимальному числу критических случаев. Модель нейтральна, когда она не отдает предпочтения ни одному из включенных в нее аргументов. Доказательство будет таким же, как и в случае полноты. И, наконец, она систематична тогда, когда ведет к когерентной картине природы права. В этом случае доказательство не может состоять ни в чем другом, кроме как в выработке когерентной стратегии. Последний пункт может быть обобщен. Максимально прояснить природу философии права можно только разработав самую лучшую “идеальную” теорию, соединяющую ответы на все три вопроса о природе права. Проблема, однако, состоит не в том, что такая совершенная теория просто еще не разработана, но в том, что этот идеал вообще вряд ли достижим. К счастью, для того, чтобы познать нечто, не нужно знать все. Для достижения поставленных нами целей, достаточно использовать триадную модель как систему координат для обсуждения парадигмальных проблем.
Рассмотрение парадигмальных проблем в контексте нашей триадной модели должно подтвердить четыре тезиса. Это подтверждение, со своей стороны, подразумевает подтверждение модели. Первый тезис говорит о том, что философия права не ограничивается определенными специфическими проблемами, связанными с правом; в философии права могут быть поставлены все философские проблемы. В этом отношении философия права сущностным образом включает в себя проблемы философии в целом. Можно назвать это “тезисом общей сущности”. Второй тезис утверждает, что существуют специфические проблемы философии права. Они возникают из-за специфического характера права, который следует из того факта, что право является необходимо авторитетным, или институциональным, точно так же как и критическим, или идеальным. Это “тезис специфического характера”. Третий тезис говорит о том, что существует особое отношение между философией права и другими областями практической философии, прежде всего такими, как моральная философия и политическая философия. Этот тезис можно назвать “тезисом специального отношения”. Четвертый тезис обобщает первые три тезиса. То есть он не просто присоединяется к ним как четвертый тезис, а выражает общую для них идею. Эта идея заключается в том, что философия права может достичь своих целей, только если она не ограничивается уровнем одного или двух из этих тезисов, но совмещает все три. Это – “идеал полноты” философии права. В то время как триадная модель проблем философии права претендует на нейтральность, эти четыре тезиса не являются таковыми. Они предполагают выбор определенной точки зрения относительно способа решения этих проблем. Это становится ясным, когда идеалу полноты противопоставляется нечто подобное “ограничительному принципу”. Радикальная версия такого ограничительного принципа утверждает, во-первых, то, что философия права никогда не должна вникать ни в какую сугубо философскую проблему, во вторых, философия права должна концентрировать свои усилия на институциональном, или авторитетном, характере права и, в-ретьих, философия права должна оставлять критические нормативные вопросы на рассмотрение моральной и политической философии, которые в свою очередь должны держаться “на расстоянии”, если можно так выразиться. Ограничительный принцип отражает картину философии права, которая фундаментально отличается от картины, соответствующей всестороннему идеалу. Философия права превращается в юридическую теорию права, которая отделена как от общей философии, так и от моральной и политической философии. Выбор между идеалом полноты и ограничительным принципом является фундаментальным выбором. Характер философии права определяется им намного радикальней, чем выбором между юридическим позитивизмом и не-позитивизмом. Выбор между позитивизмом и непозитивизмом является выбором внутри самой философии права. Выбор же между идеалом полноты и ограничительным принципом равен выбору между философией и нефилософией. Он является тем основанием, на котором должны быть рассмотрены наши парадигмальные проблемы.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |