Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пред-понимание и аргументы




 

Философия права, как философия, является общей и систематической рефлексией, подобно философии в целом, она также имеет норматив­ное, аналитическое, и холистическое измерения. Ее специфическое отличие (differentia specifica) заключается в ее предмете – праве. Философия права обычно не занимается непосредственно решением вопросов о том, что существует, что должно быть сделано или что является добром, и что может быть познано, она рассматривает дан­ные вопросы применительно к праву. Форму­ли­ровать эти вопросы – это спрашивать о сущно­сти права. Из этого естественно следует опреде­ление философии права как рассуждения о при­роде права.

Такое определение, однако, порождает про­блему. Это проблема круга в определении, по­скольку, с одной стороны, философия права не может быть определена без использования поня­тия права, тогда как, с другой стороны, она при­звана рассуждать о природе права, объясняя, что такое право. Как философия права может при­ступить к исследованию вопроса, что такое право, когда невозможно сказать, что такое фи­лософия права, не зная, что такое право? В на­шем случае, однако, круг в определении имеет не негативный, а позитивный характер. Он есть не что иное как версия герменевтического круга, и следовательно, к его решению нужно подойти так же, как и в любом другом аналогичном слу­чае – начать с пред-понимания, основанного на устоявшейся практике, и разрабатывать про­блему с помощью критической и систематичес­кой рефлексии.

Пред-понимание права – не только пред-по­нимание самого по себе очень сложного объе­кта. К этой первой сложности добавляется вторая: пред-понимание как таковое также способно быть чрезвычайно разнообразным. Шкала прос­тирается от “плохого человека” Холмса [12, p. 10, 456-478, 459], который воп­лощает преимуще­ственно беспристрастную внешнюю точку зре­ния, до “судьи Геркулеса” Дворкина [9, р. 105], который представляет преимущественно идеали­стическую внутрен­нюю точку зрения. Филосо­фия права как дея­тельность, которая, при этом является система­тической и критической, не мо­жет опираться то­лько на одну разновидность пред-понимания. Она должна принимать во вни­мание их все и, боле того, должна анализировать их соотно­шение ко всем “особенностям” права.

Требование рассматривать все виды пред-по­нимания, которые могут быть обнаружены в праве и философии права, с одной стороны, и все особенности права, с другой стороны, пред­пола­гает составление своего рода ката­лога раз­личных подходов и различных осо­бенностей. Но как сос­тавить такой список? Простое сумми­ро­вание всех подходов и осо­бенностей, которые появи­лись в истории или появляются сегодня, имеют результатом, по словам Канта, “не рацио­нальную систему, а просто случайно собранную совокуп­ность” [14, р. 357; 1, с. 107-438, 285]. Не нужно ника­ких аргументов, чтобы утверждать, что это было бы несовместимо с систематичес­ким и критическим характером философии. Фи­ло­софс­кая рефлексия требует системы. Однако, на­много легче сказать, что простая совокуп­ность, или, как Кант иногда выражался, “рапсо­дия” [13, р. 755; 14, р. 538] – недостато­чна, чем указать, каким образом может быть построена адекватная концептуальная система или схема. Лучший ответ, как представляется, заключается в следу­ющем: не в соответствии с абстрактной теорией философии права, а в со­ответствии с системати­ческим анализом ар-гу­ментов, выдви­гаемых в обсуждении сущнос­ти права. Никакая другая процедура так не соот­ветствует общему харак­теру философии права в качестве (qua) рас­суж­дения о природе права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.