КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пред-понимание и аргументы
Философия права, как философия, является общей и систематической рефлексией, подобно философии в целом, она также имеет нормативное, аналитическое, и холистическое измерения. Ее специфическое отличие (differentia specifica) заключается в ее предмете – праве. Философия права обычно не занимается непосредственно решением вопросов о том, что существует, что должно быть сделано или что является добром, и что может быть познано, она рассматривает данные вопросы применительно к праву. Формулировать эти вопросы – это спрашивать о сущности права. Из этого естественно следует определение философии права как рассуждения о природе права. Такое определение, однако, порождает проблему. Это проблема круга в определении, поскольку, с одной стороны, философия права не может быть определена без использования понятия права, тогда как, с другой стороны, она призвана рассуждать о природе права, объясняя, что такое право. Как философия права может приступить к исследованию вопроса, что такое право, когда невозможно сказать, что такое философия права, не зная, что такое право? В нашем случае, однако, круг в определении имеет не негативный, а позитивный характер. Он есть не что иное как версия герменевтического круга, и следовательно, к его решению нужно подойти так же, как и в любом другом аналогичном случае – начать с пред-понимания, основанного на устоявшейся практике, и разрабатывать проблему с помощью критической и систематической рефлексии. Пред-понимание права – не только пред-понимание самого по себе очень сложного объекта. К этой первой сложности добавляется вторая: пред-понимание как таковое также способно быть чрезвычайно разнообразным. Шкала простирается от “плохого человека” Холмса [12, p. 10, 456-478, 459], который воплощает преимущественно беспристрастную внешнюю точку зрения, до “судьи Геркулеса” Дворкина [9, р. 105], который представляет преимущественно идеалистическую внутреннюю точку зрения. Философия права как деятельность, которая, при этом является систематической и критической, не может опираться только на одну разновидность пред-понимания. Она должна принимать во внимание их все и, боле того, должна анализировать их соотношение ко всем “особенностям” права. Требование рассматривать все виды пред-понимания, которые могут быть обнаружены в праве и философии права, с одной стороны, и все особенности права, с другой стороны, предполагает составление своего рода каталога различных подходов и различных особенностей. Но как составить такой список? Простое суммирование всех подходов и особенностей, которые появились в истории или появляются сегодня, имеют результатом, по словам Канта, “не рациональную систему, а просто случайно собранную совокупность” [14, р. 357; 1, с. 107-438, 285]. Не нужно никаких аргументов, чтобы утверждать, что это было бы несовместимо с систематическим и критическим характером философии. Философская рефлексия требует системы. Однако, намного легче сказать, что простая совокупность, или, как Кант иногда выражался, “рапсодия” [13, р. 755; 14, р. 538] – недостаточна, чем указать, каким образом может быть построена адекватная концептуальная система или схема. Лучший ответ, как представляется, заключается в следующем: не в соответствии с абстрактной теорией философии права, а в соответствии с систематическим анализом ар-гументов, выдвигаемых в обсуждении сущности права. Никакая другая процедура так не соответствует общему характеру философии права в качестве (qua) рассуждения о природе права.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |