КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа философии
Существует так много школ, методов, стилей, тем и образцов философии, что трудно объяснить ее природу. Общее объяснение природы философии означало бы, что все или хотя бы большинство самых различных концепций философии, которые появились в ее истории, имеют нечто общее, что можно принять за основное значение или понятие философии. Пожалуй, наиболее общей особенностью понятия философии можно считать рефлексивность. Философия рефлексивна, потому что она является рассуждением о рассуждении. Как рассуждение о рассуждении философия, по своей сути, является, с одной стороны, практикой осмысления человеком мира, себя и других людей, с другой стороны, осмысления человеческого действия, существенным образом детерминированного разумом. Иметь представление о мире, себе и других людях – означает иметь представление о том, что существует. Действие, с другой стороны, предполагает понимание того, что должно быть сделано, или что является добром. Рассуждение об общем вопросе существования определяет метафизику в качестве (qua) онтологии; рассуждения о том, что должно быть сделано или о том, что является добром – определяет этику. Человеческая практика не только базируется – главным образом имплицитно – на ответах на оба вопроса, она также включает, снова, главным образом имплицитно – многочисленные ответы на третий вопрос: как подтвердить наши верования о том, что существует и о том, что должно быть сделано или что является добром. Данный вопрос определяет эпистемологию. Философия пытается эксплицировать онтологические, этические и эпистемологические предположения, которые имплицитно присутствуют в человеческой практике. Эксплицитная рефлексивность необходима, но не достаточна для объяснения природы философии. Преподаватель, которому не нравится, когда студенты жуют жевательную резинку во время его лекции, может стать рефлексивным, спрашивая себя о причинах такого отношения, но для него этого недостаточно, чтобы стать философом. Для подлинно философского понимания чего-либо, рефлексия должна быть связана с двумя другими особенностями. Рефлексия должна быть рефлексией по поводу общих или фундаментальных вопросов, причем такая рефлексия должна быть систематической. Самое краткое, наиболее абстрактное, но, тем не менее, действительно полное определение философии может поэтому быть таким: философия – это общая и систематическая рефлексия о том, что существует, что должно быть сделано или что является добром, и как возможно знание о том и другом. Данное объяснение отнюдь не претендует на то, чтобы исчерпать предмет философии. Его краткость это исключает, однако, даже гораздо более развернутое и строгое объяснение вряд ли когда-либо будет способно полностью объяснить природу философии, поскольку за разными понятиями, которые используются для объяснения ее природы, может стоять то, что невозможно выразить понятийно, несмотря на то, что философия является понятийной деятельностью. Наше объяснение, таким образом, может только наметить отправную точку для ответа на вопрос о природе философии права. Можно предположить, что этот вопрос имеет – как и собственно философия права – некоторую автономию, так что понимание общей природы философии необходимо только в качестве первого шага, но не как последнее и окончательное основание, на котором покоится наше понимание природы философии права, подобно дому на его фундаменте. Мое определение философии как общей и систематической рефлексии о том, что существует, что должно быть сделано или что является добром, и как возможно знание о том и другом, ведет, несмотря на его чрезвычайно абстрактный и весьма предварительный характер, к трем важным для нас заключениям. Во-первых, рефлексия необходимо имеет критическое измерение. Размышлять о том, что существует, что должно быть сделано и что является добром, и что мы можем знать – значит спрашивать и спорить о том, что объективно существует, что является истинным или правильным, и что обоснованно. Если определять нормативность как способность отличить то, что правильно от того, что неправильно, то данные вопросы являются нормативными. Следовательно, философия, как с необходимостью рефлексивный феномен, имеет нормативное измерение. Общий и систематический характер философской рефлексии ведет, во вторых, к аналитическому и, в-третьих, к синтетическому, или холистическому, измерениям философии. Аналитическое измерение определяется попыткой идентифицировать и выявить фундаментальные структуры природного и социального миров, в которых мы живем, а также – фундаментальные понятия и принципы, посредством которых мы можем понять оба мира. Без этой аналитической части философия в своей сущности не была бы ни общей, ни систематической. В философии права аналитическое измерение имеет дело с такими понятиями как норма, “должное”, лицо, действие, санкция и институт. Синтетическое измерение определяется попыткой объединить все это в когерентное (связное, непротиворечивое – С. М.) целое. Глубоко обоснованная и когерентная картина того, что существует, что должно быть сделано или что является добром, и что мы можем знать, – регулятивная идея философии или, попросту говоря, её конечная цель. Это означает, что философия неизбежно холистична. На основании вышеизложенного наше определение философии должно быть дополнено следующим: философия является нормативной (или критической), аналитической и холистической (или синтетической). Три понятия в определении: “рефлексивная”, “общая” и “систематическая”, и три понятия в выводе: “нормативная”, “аналитическая” и “целостная”, являются описаниями одного и того же, но с разных точек зрения.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |