![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социо-логос позитивного права
Принцип минимума моральности Позитивное право, несмотря на его демонстративную дистанци-рованность от религиозно-этических сфер, нельзя считать имморальным. Оно не чуждо этическим требованиям. Но те критерии, которыми оно пользуется, берутся им не из сферы естественной нравственности, а из области позитивной морали. Позитивное право предполагает способность гражданина не нарушать своим внешним поведением моральных норм. Что же касается внутреннего отношения индивидов к этим нормам, то весь спектр моти-вационных проблем не представляет для него существенного интереса. Важно лишь, чтобы в отношении субъекта к свг"" обязанностям и правам не было ничего, что не соответствов (125) бы моральным нормам, cогласно которым строится социальное бытие такой общности как государство. Позитивное право с готовностью черпает свои цели из сфер морали и идеологии, служащих государству. Для него правомерным и морально оправданным является все, что служит благу государства. Моральность присутствует в позитивном праве в той мере, которая обеспечивает необходимость и достаточность этического минимума, не позволяющего праву превратиться в неправо. Принцип этического минимума проявляется в ряде конкретных особенностей позитивного права. Во-первых, это отношение к таким ценностям, как жизнь, свобода, собственность, человеческое достоинство, как к относительным, а не абсолютным со-циокультурным величинам. Во-вторых, это наклонность к редуцированию нормативно-ценностных отношений в обществе к юридической прагматике, отстаивающей в первую очередь интересы данного государства. И в-третьих, это легистская ориентация на сведение права к законам государства, что в итоге приводит к ликвидации всей системы естественного права, а с ней и возможности для граждан апеллировать в случае ущемления их естественных прав к существующему законодательству.
Социологический подход к правовым феноменам предполагает возможность опереться в первую очередь на принцип социального детерминизма. Данный принцип требует исходить из того, что общественные отношения, социальные институты и структуры способны задавать правоотношениям и правосознанию субъектов определенную содержательно-смысловую направленность. В свете социологического видения право предстает не как самостоятельный и самоценный феномен, но как составная и, в значительной мере, подчиненная часть социальной системы, наделенная рядом служебных функций. Правовые отношения рассматриваются при этом как одна из частных форм общественных отношений, а человек берется как не автономный, а гетерономный, зависимый индивид, находящийся под влиянием надличных соционормативных структур. Подобный подход позволяет учитывать всю совокупность социальных воздействий на право и одновременно абстрагироваться от других причинных воздействий метафизического, космологического, натурологического характера. Социологический метод в наибольшей степени пригоден для исследования позитивного права. С его позиций человек с прису щими ему морально-правовыми воззрениями предстает как продукт и представитель определенных социальных общностей, конкретно-исторических систем общественных отношений, а его сущность является как социально-антропологическая реалия, определяемая разнообразными ансамблями этих отношений. Главное в нем — это те социальные, морально-правовые качества, что общность сумела внедрить в его мировоззрение и мироотношение. А степень его социализированности определяется мерой соответствия его личных свойств тем эталонным формам должного, тем нормативным образцам, которые узаконены данной общностью, освящены ее авторитетом и властью. В качестве гетерономного существа человек находится в непосредственной зависимости от внешних социальных механизмов и стоящей за ними общественной исторической необходимости. Одна из его главных жизненных задач состоит в том, чтобы постичь смысл и суть этой необходимости, приспособиться к ее требованиям и отыскать внутри нее свой сектор допустимой социальной свободы. Социальная детерминация может рассматриваться и как активное содействие общественной системы возникновению чего-либо, и как ограничение свободы действий, как установление нормативных, организационных, технологических пределов для целеполага-ния и целеосуществления. Поэтому прямым следствием действия детерминационных механизмов может быть личная несвобода субъектов, выступающих как добровольные или подневольные адап-танты, безраздельно подчиненные социальной системе. Правосознание при этом обретает черты такого средства поведенческой саморегуляции, которое позволяет личности приспосабливаться к требованиям общности, а функции позитивной юриспруденции сводятся к теоретическому обоснованию необходимости выполнения авторитарных социальных предписаний. Социологический метод несет в своих установках и предписаниях идею приоритета целого над частью, социума над индивидом, для него право — это средство проведения данной идеи в жизнь. В позитивном праве он видит социорегулятивный механизм, функционально ориентированный на обнаружение и превентивное погашение возможных очагов социальной энтропии и социального возмущения в ранних фазах их возникновения, когда они еще. неспособны нанести большого урона общественной системе. Нормы права для него — это социогенные регуляторы, призванные упорядочивать все разнообразие форм межсубъектного взаимодействия и предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, угрожающих стабильности социальной системы. (127)
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |