Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип секулярности




Принцип этатистского патернализма

ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Позитивное право является продуктом сознательного нормо-творчества и представляет собой систему источников публично признаваемого права, зафиксированного исходящим от государ­ства законодательством Существующее с целью обеспечения (123) социального порядка, оно имеет утилитарно-прикладную направ­ленность и видит свою основную задачу в служении интересам конкретного государства.

Вся система позитивного права подчинена нескольким исход­ным принципам.

Данный принцип покровительственно-опекунского отношения государства к праву заставляет уже саму сущность права опреде­лять и трактовать в терминах государственности. Отсюда возни­кают следующие расхожие определения: а) право — воля государства, возведенная в закон; б) право — совокупность юридических норм, действующих в государстве;

в) право — система внешнепринудительных средств, приме­няемых государством по отношению к гражданам с целью под­держания необходимого социального порядка.[28]

За теоретической несостоятельностью данных определений стоит нечто большее, чем простая логическая ошибка. «Логиче­ский круг», намеренно конструируемый теоретиками и идеолога­ми этатизма, позволяет им проводить идею непосредственной за­висимости норм права от государства, его интересов и воли. Там где основой права считается государственная власть, господству ет право силы, теория, оправдывающая его, именуется «фи лософией легального деспотизма». Эта философия, которую мож но называть и позитивно-правовой философией, обосновывая прерогативу государства стоять н а д правом. Для нее правовая реальность — это мир не «человеческого, слишком человеческо­го», а «государственного, слишком государственного».

Позитивное право носит сугубо светский характер. Для него не существует запредельной, метафизической реальности. В его мир не проникают музыка небесных сфер и свет высших абсолютов. Для него человек го мыслящее сущестьи, обладающее рассудком, но лишенное души как бессмертной метафизической субстанции и совести как «голоса Бога» внутри индивидуаль­ного «Я».

Философский и юридический позитивизм рассматривают пра­во как самостоятельную регулятивную силу, не нуждающуюся в религиозно-этических и метафизических обоснованиях своих норм и ценностей. Отвернувшись от религии и церкви, от Бога и дьяво­ла, метафизики и этики, позитивизм оставляет человека один на один с социальной громадой государства, а это заведомо делает невозможным равноправный диалог между ними.

С позиций секулярности взгляд, ищущий высших ценностных ориентиров, неизменно должен устремляться в сторону светского государства и творить из него «земного бога». Параллельно фор­мируется «государствоцентристская» модель права, которое ис­полнено сознанием собственной самодостаточности и изобража­ет, что оно способно самостоятельно, без помощи религии и церкви, поддерживать необходимый социальный порядок.

Кодификации, являющиеся одним из основных занятий пози­тивного права, как бы отменяют все предшествующие религиоз­но-философские и религиозно-этические искания, приведшие к появлению тех или иных конкретных норм и законов. Позитив­но-правовому подходу не интересна культурно-историческая пре­дыстория законов. Ему важен сам закон в его прагматическом приложении, важны его дееспособность и эффективность в преде­лах его функций. Здесь действует отмеченная еще М. Вебером ло­гика исторической секуляризации и рационализации права, прояв­ляющаяся в освобождении его от философско-метафизических компонентов и в возрастании роли факторов специализации, бю­рократизации, в непомерном увеличении числа нормативных актов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.