КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естественная нравственность и позитивная мораль
ПРИНЦИП РАЗГРАНИЧЕНИЯ
Человеческий род, издревле разделенный на множество отдельных сообществ, практически никогда не действовал как едины? субъект. Несмотря на это, в ходе исторического развития мировой цивилизации постепенно складывались особые социокультуриые формы, нацеленные на выработку консолидирующих ^^л^п как локального, внутригруппового, так и всеохватного, универсального характера. Важнейшей из форм такого рода явилась нравственность (мораль). В современной литературе разграничение между понятиями нравственности и морали проводится довольно редко и они чаще всего используются как синонимы. Между тем существует давняя традиция различать их. Так, например, Гегель в «Философии права» посвящает каждой из них отдельный раздел. Нравственность для него объективна, непосредственна, погружена в сущее и предполагает подчиненность индивида обществу. Мораль же, напротив, субъективна, тяготеет к должному и представляет интересы свободного индивидуума. Возможны различные подходы к разграничению этих двух понятий. Но совершенно очевидно одно: сфера социальной, практически-духовной деятельности людей, охватываемая ими обоими, настолько сложна, что использование того и другого с разной содержательно-функциональной нагруженностью не только возможно, но и необходимо. Пути здесь возможны разные. Но если учитывать, что в теории права издавна принято, ставшее уже классическим, разграничение между естественным и позитивным правом, то аналогичное разделение можно считать вполне приемлемым и в данном случае. Таким образом возникает пара родственных, но не тождественных понятий-концептов —естественная нравственность и позитивная мораль. В сфере естественной нравственности человек выступает как естественное, родовое существо, соединенное универсальными связями с мирозданием, природой, всем человеческим сообществом. В пределах действия норм позитивной морали он фигурирует как социальный субъект, соединенный системой взаимозависимостей с рядом локальных общностей, внутри которых он существует и с которыми он взаимодействует.
ЕСТЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Человек — это не только представитель тех или иных социальных общностей. Являясь носителем особенных черт и качеств, он выступает также обладателем всеобщих родовых свойств, присущих всем представителям человеческого рода. Среди куль турных форм, через которые он связывает свое единичное суще ствование с всеобщими определениями социального, природной и космического бытия, одной из важнейших является естественна; нравственность. Эта форма культуры внеинституциальна и стой' выше всех социально-корпоративных разграничений, разделяющих людей, поскольку ставит на первое место интересы всего человеческого рода в целом и стремится служить в первую очередь им. Естественная нравственность представляет собой систему запретов и предписаний, стоящих на страже таких универсальных ценностей бытия, как жизнь, свобода и достоинство каждого человека, независимо от его принадлежности к какой-либо из общностей или положения внутри системы социальной иерархии. В контексте ценностей и норм естественной нравственности жизнь, свобода и достоинство даются человеку уже самим фактом его рождения в качестве человека. Без каких-либо условий, без всякого торга с кем бы то ни было он становится обладателем этих ценностей, и никто не вправе посягать на них, пытаться отнять их у него. Свободная личность, обладающая сознанием собственного достоинства, прислушивается прежде всего к внутреннему голосу своей совести и соотносит его рекомендации только с требованиями универсальных, общечеловеческих идеалов, поэтому ее поведение носит преимущественно неконъюнктурный, сверхролевой характер. Поскольку главным для свободного человека является не ориентированность на мнение других людей, а согласие с собственной совестью, он не подстраивается под обстоятельства и всегда умеет оставаться самим собой. Естественная нравственность личности, руководствующейся общечеловеческими нормами, способна быть выше уровня моральности тех, кто, входя в ее социальное окружение, пребывает в плену корпоративных стереотипов общественного поведения. В естественной нравственности принцип «целое важнее части» уступает место принципу «часть равнозначна целому». Согласно последнему, личность и общность — равновеликие, равноценные субъекты, и целое не вправе жертвовать частью без ее добровольного, свободного согласия на то. Человек здесь не «винтик» социального механизма, а автономный субъект, обладающий суверенной волей, свободно осуществляющий выбор, принимающий решения и берущий на себя всю меру ответственности за них. Он против грубых вмешательств в его внутреннюю жизнь, в процессы принятия им важных решений. Он может принести себя в жертву общности, отдать жизнь «за други своя», взойти на крест, но это должен быть результат его свободного решения, акт его автономной воли. В той же степени он категорически протестует против любых попыток его насильственного облагодетельство-вания и осчастливливания, от кого бы они ни исходили. Естественная нравственность беспредельна в ценностном охвате бытия: наряду с социумом она вбирает также и природу. (106) Она исходит при этом из убежденности в принципиальном подобии вселенского миропорядка и социокультурной среды. Для нее вообразить человека как нечто чуждое законам универсума значило бы представить его существом, обреченным на неминуемую гибель, поскольку космос вряд ли позволил бы существовать внутри себя тому, что разительно дисгармонировало бы с его устоями. Чтобы благополучно существовать и успешно развиваться, человек и человечество обязаны подчиняться требованиям высших онтологических принципов и строить свои действия в соответствии с ними. В процессе исторического социогенеза постепенно вырабатывались разнообразные формы, средства и способы гармонизации человеческой деятельности с бытием универсума. Они в своей совокупности и составили культуру, в системе которой естественная нравственность стала занимать одно из ведущих мест. Ее задача заключалась в разработке нормативных принципов согласованного взаимодействия социальных субъектов, активно стремящихся вписаться в бытие универсума таким образом, чтобы, не нарушая устойчивого гомеостазиса мироздания, они могли бы иметь все необходимое для удовлетворения возрастающего многообразия своих потребностей. Человеческому разуму, ориентированному в этом направлении, трудно смириться с фактами трагической разобщенности людей, понуждаемых социальными обстоятельствами бороться друг против друга. Он не может не сознавать пагубности общественных отношений, чьи сценарии заданы имморально-антагонистической парадигмой, и настойчиво стремится противопоставить логике вражды логику любви. Многие великие мыслители полагали, что сами законы мироздания подталкивают людей к единению и любви, что люди физически, психически, социально и нравственно нуждаются друг в друге. Так, Л. Фейербах, противопоставивший имморальной социо-логеме Т. Гоббса «человек человеку волк» свою формулу «человек человеку Бог», полагал, что последняя в большей степени соответствует человеческой сущности. Нравственно-этическая категория любви обрела у него универсальный смысл, стала альфой и омегой его социальной философии. Согласно учению Фейербаха, любовь человека к другим людям и к самому себе, жажда счастья для себя и стремление сделать счастливыми других — это равнозначные нравственные интен-ции. Достигая того и другого, человек одновременно достигает и гармонии с природой, поскольку выполняет ее главные заветы. Одновременно он достигает гармонии между своим существовать нием и сущностью, так как любовь и счастье — основные и наиболее естественные признаки истинно человеческого бытия. Характерной особенностью многих философских концепций естественной нравственности является ориентированность на принцип ценностного паритета взаимодействующих субъектов. Паритет такого рода не есть тождество сторон; он предполагает несовпадение многих личностных свойств и качеств субъектов, а значит учитывает и неизбежность коммуникативных противоречий. Но эти противоречия оказываются в подобных случаях не деструктивными, а напротив, живительными для личных контактов, поскольку имеют явно выраженный агональный характер. Каждая сторона вынуждена в них преодолевать собственный естественный эгоцентризм и переносить аксиологический «центр тяжести» на личность другого. Таким образом оба субъекта встречными усилиями прокладывают путь к достижению гармонии нравственных отношений. Главные ценности естественной нравственности — любовь, дружба, альтруизм — рождаются в процессе агонального взаимодействия личностей, когда каждая сторона, ценя собственное «Я», ни в коей мере не стремится принизить, подавить другое «Я», а оба субъекта видят в общении и взаимодействии источник обоюдного совершенствования, путь к трансформации возникающих коллизий в продуктивные культурогенные импульсы. Труд, благо, истина и другие всеобщие начала человеческого бытия способны ставить каждого человека в ряд с множеством других людей и тем самым указывать на глубинные сущностные связи между ними. Сознание первостепенной значимости этих связей, признание собственной включенности в их живую сеть и есть то, что именуется естественной нравственностью. В качестве социальной формы, посредством которой универсальные начала бытия и культуры стремятся пробиться сквозь заслоны антагонизмов, естественная нравственность стала тем оплотом человечности и духовности, который не смогли разрушить бесчисленные общественные потрясения, сопровождающие развитие цивилизации. Сдерживая стихийный натиск деструктивных сил, она устояла, подтверждая этим обстоятельством лишь то, что ее суть и предназначение отвечают глубинным потребностям социального бытия.
ОТЛИЧИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ОТ ПОЗИТИВНОЙ МОРАЛИ
Между позитивной моралью и естественной нравственностью очевидны существенные различия. Если позитивная мораль предполагает ограниченность социальной активности субъекта характером его общественных ролей, его положением в внутри-групповой иерархии, то естественная нравственность — это преимущественно «надролевое» или «сверхролевое» поведение, выходящее за пределы гетерономных зависимостей в сферу истинной автономии духа, где у человека есть возможность при любых обстоятельствах вести себя как целостный субъект, как носитель ро-цовой сущности. Если в позитивной морали индивид — это подчиненный элемент социальной системы, активность которого детерминирована состоянием той общности, к которой он принадлежит, то в естественной нравственности он выступает как свободный от корпоративных пристрастий субъект, имеющий мужество пользоваться собственным разумом, доверяющий своей интуиции и своим нравственным чувствам. Позитивная мораль и естественная нравственность соотносятся между собой как предел и беспредельность: первая — это вольное или невольное отстаивание множественности разнообразных общественных перегородок, разъединяющих людей по разным социальным основаниям, а вторая — отрицание разъединяющих факторов во имя всеобщего единства, во имя человека как целостного, а не разорванного существа. В тех социально-исторических условиях, где человек вынужден вести отчужденное существование, нравственные абсолюты позволяют ему не утратить представлений о высших социокультурных «сверхзадачах» родового бытия. Если на протяжении истории цивилизации общественный человек чаще всего выступал как гетерономный, частичный индивид, отчужденный от собственной сущности, то в сфере нравственности ему удавалось воссоединяться с ней, с лучшим, что имелось в содержании его социальности. Центральным понятием естественной нравственности является категория блага, обозначающая высшие, абсолютные ценности человеческого бытия, указывающая на такие формы должного, которые призваны служить главными ориентирами социальных устремлений всех, без исключения, индивидов и общностей, ^сли добро, как ведущая категория в сфере морали, обозначает все то, что отвечает интересам отдельной общности или индивида, представляющего данную общность, то благо— это то, что отвечает интересам всего человеческого рода в целом и способно служить наиболее полному раскрытию родовой сущности каждого человека. Если добро релятивно и совпадает с частными целями отдельных индивидов и общностей, то благо абсолютно и у ниверсаль но. В отличие от ситуативного добра. благо всегда надситуативно и не подлежит прагматически мотивированным коррекциям. Если добро способно при определенном стечении обстоятельств превращаться в собственную противоположность — зло, то благо всегда остается самим собой, не утрачивая ни при каких обстоятельствах способности отвечать самым высшим критериям. Человек песет в себе, в своей социальной сущности массу раз личных возможностей: он способен выступать субъектом и иммо ральных, и моральных, и нравственных отношений. Претворить в действительность тот или иной поведенческий модус ему удается чаще всего под непосредственным воздействием определенных социальных детерминант. Но это не исключает реализации возможностей, противоречащих духу господствующих нормативных кодексов, поскольку человек способен воспринимать социокуль-турные импульсы не только из сферы непосредственно обращенных к нему конкретно-исторических императивов, но и из всего мира общечеловеческих ценностей. Осознание личностью того. что этот мир сопределен ей, сопричастен ее социальному бытию, помогает ей понять собственную неодномерность и одновременно ощутить в себе силы для противостояния тем социальным, политическим, идеологическим реалиям, что не отвечают высшему нравственному чувству правды и справедливости. Логика продвижения от имморализма социальных антагонизмов через прагматическую ограниченность антагонально-позитив-ной моральности к агональному естественно-нравственному ми-роотношению выглядит как логика поиска и обретения человеком собственной сущности. В этом движении естественная нравственность возникает каждый раз как особое социальное отношение, как практически-духовная, культурная связь равноправных представителей человеческого рода. Естественно-нравственные отношения — это такой тип социальных взаимозависимостей, где духовная автономия обеих сторон признается абсолютной ценностью, а ценностный паритет личностных притязаний — обязательная предпосылка для разрешения всех практических и духовных проблем. Личная суверенность, выступающая не в виде разнузданного своеволия, но как сущностная принадлежность культурного сознания, — вот основание агональных отношений. Раскрывающаяся в разнообразии состязательно-творческих отношений, такая суверенность обладает свойством препятствовать разрушению человеческих сообществ и способствовать их совершенствованию.
ПОЗИТИВНАЯ МОРАЛЬ
Особенность позитивной морали как комплекса норм и ценностей состоит в том, что ее субъекты сознают себя прежде всего представителями и выразителями интересов оправленных соци альных общностей — стран, наций, государственных образова ний, классов, сословий, партий, коллективов, групп. Нормы позитивной морали отличаются следующими свой ствами: 1) распространяются преимущественно на членов данной социальной общности; 2) требуют, чтобы субъект согласовывал свое поведение с поведенческими стереотипами, принятыми в тех общностях, членом которых он является; 3) требуют, чтобы социальная активность субъектов соответствовала их функциям и положению во внутригрупповых иерархиях; 4) психологическим стражем на пути к их нарушениям выступает стыд как боязнь осуждения со стороны социального окружения. Предписания позитивной морали требуют, чтобы не было серьезных расхождений между тем, чего желает индивид, и тем, что требуется общности. Через содержание этих предписаний личность вводится в смысловые и ценностные сферы национальных, идеологических, политических стереотипов поведения и мироотноше-ния. Усваивая их, человек приобретает сознание собственной причастности к той или иной общности и одновременно начинает отчетливее сознавать свои отличия от представителей других аналогичных общностей. Позитивная мораль амбивалентна и может служить основанием как антагонального (применительно к «своим»), так и антагонистического (применительно к «чужим») отношения. Немецкий социолог М. Вебер не случайно разделял мораль на «внутреннюю» и «внешнюю», полагая, что первая предписывает уважительное отношение к «своим», запрещает чинить им зло, а вторая позволяет тому же индивиду для достижения своих целей относиться к «чужим», мешающим ему, как к врагам. Позитивная мораль — сфера достаточно жесткой детерминированности человеческого поведения внешними социальными факторами. Психологически это проявляется как сознание и чувство зависимости индивида от обстоятельств, над которыми он не властен. При этом его свобода сводится либо к возможности подстраиваться к требованиям социальной необходимости в меру своих адаптивных способностей, либо же отыскивать «ниши» и «зазоры», в пределах которых можно было бы оставаться недосягаемым для этих требований. При этом вторая позиция, в отличие от первой, уже не будет считаться моральной. Нормы позитивной морали со всей силой присущей им императивности навязывают личности совершенно определенный тин мироотношения. Они не признают за ней права на мировоззренческое и этическое самоопределение в каком-либо ином ценностном направлении, не вписывающемся в реестр ее нормативных образцов, поэтому в сфере позитивной морали человек не является полноправным хозяином собственного «Я». Его «Я» должно принадлежать данной социальной общности, а сам он обязан выступать в роли ее «типичного представителя». Индивидуальная моральность предполагает первоочередное развитие у личности приспособительных качеств, способности растворяться в общности, сливаться с ней в единое целое, ставить ее интересы выше собственных, исходить в принимаемых решениях из принципа приоритета общего «Мы» над индивидуальным «Я», уметь вписывать свою активность в строго очерченные нормативные пределы. На развитие адаптивных свойств и качеств направлены соответствующие средства воспитательно-педагогического воздействия. Они имеют своей целью перевод индивида с нижней ступеньки первоначально-доморального состояния, где он еще не отождествляет себя ни с одной из «взрослых» социальных общностей, в новое качество, позволяющее ему сознавать себя «частью целого», хорошо пригнанной к системе, способной поддерживать устоявшееся в ней динамическое равновесие и воспроизводить существующие внутри нее моральные отношения. Быть субъектом позитивной морали — это значит не сомневаться в разумности и правомерности ее нормативных предписаний, и тем самым быть для общественной системы гарантом ее успешного функционирования и стабильности. Итак, позитивная мораль выступает как регулятивный механизм, чья нормативность требует от индивидов первоочередных ориентаций на корпоративно-групповые интересы, на безоговорочное признание приоритета целого над частью, общности над личностью. Абсолютизация этой формулы приоритета составляет отличительную черту многих моральных кодексов. Они требуют, чтобы индивидуальное моральное сознание не брало на себя смелость самостоятельного самоопределения в плюралистическом мире социокультурных смыслов, а предпочитало бы ориентироваться на те выборочные заповеди, которые для данной общности считаются наиболее авторитетными. У возможности опереться на такой кодекс имеется своя психо-тогическая привлекательность, заключающаяся в возможности збрести достаточно устойчивые ценностные и нормативные основания для своей жизненной позиции. В свою очередь человек, который игнорирует требования морального кодекса той общности, к которой принадлежит, оказывается в аутсайдерском положении. А это означает, что он рискует остаться один на один с противостоящей ему социальной группой и может в любой мо мент стать объектом враждебного, антагонизированного отноше ния с ее стороны. Позитивная мораль — это низшая форма нравственной куль туры, где человек еще не выступает ни родовым существом, HI суверенной личностью. На этой ступени его сознание, социальньк качества и поступки свидетельствуют о том, что он для себя и дру' гих — представитель не всего человеческого рода как целого, г лишь только его отдельной, локальной части. Выполняя свои конкретные общественные функции, то есть социализируя, регулируя, ориентируя, позитивная мораль, однако, никогда не выходит за пределы нужд собственной социальной системы. Ей неведома ни духовная автономия, ни дерзость вне-рассудочных прорывов в перспективы универсальных ценностей. Свое общественное предназначение она видит в тиражировании индивидов-адаптантов, готовых соблюдать существующие социальные нормы, не подвергая их критике и не стремясь заменить новыми. Нормы позитивной морали всегда относительны. Предполагается, что у каждой общности могут быть свои представления о добре и зле, должном и сущем. В их свете добром является то, что служит интересам данной общности и представляющих ее индивидов.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ИДЕОЛОГЕМЫ)
Идеология — это совокупность политических идей и представлений, из которых складывается самосознание такой социальной общности, как государство. Обладая мировоззренческой, ценност-но-ориентационной и регулятивной функциями, выражая интересы государства, идеология твердо стоит на их страже. В ней политическая идея является одновременно и нормой, направляющей воззрения граждан в строго определенное ценностно-смысловое русло. Идеи-нормы, или идеологемы, подчиняют себе официальную и неофициальную жизнь, присутствуют в политике и науке, морали и праве, искусстве и педагогике Они представляют собой жесткие нормативные структуры, не допускающие в свои внутренние смысловые и ценностные пределы ничего из того, что могло бы поколебать их устойчивость и стабильность охраняемого ими социального порядка. Идеологемы носят чаще всего утверждающий, авторитарный характер, стремясь подчинить сознание индивидов политической воле государства. Они могут быть лишены внутренней убедительности, но это не мешает им претендовать на особую социальную значимость, на право духовного главенства и резко отрицательно реагировать на любые проявления фамильярного или негативного отношения к себе. Авторитарные идеологемы после того как они сложились, уже практически не подлежат трансформациям. Их содержательно-смысловые и нормативные структуры, закоснев и омертвев, теснят и подчиняют себе в контролируемых властями сферах соци альной жизни все иные, неофициальные умонастроения и идеи. В цивилизованных, демократических государствах идеологе мы не претендуют на абсолютную власть над индивидуальным и общественным сознанием. Они занимают свою локальную сферу в политической системе, обслуживая отношения личности с государством в ряде практически-духовных областей, в том числе в сферах позитивной морали и позитивного права. В государствах с авторитарным режимом идеологемы нацелены на всеобъемлемость своего влияния, на тотальную всеохватность умов и насильственное погашение всего особенного и нестандартного. Заряженные волей к власти, они стремятся к повсеместному духовному господству, к тому, чтобы лишать индивидов духовной суверенности и карать за попытки ее обрести. Стремясь уничтожить саму возможность свободного интеллектуального и нравственного выбора, они видят свою задачу в том, чтобы формировать духовно одномерного индивида, не сознающего несвободы и одномерности, а напротив, убежденного в своем превосходство над всеми. Идеологемы обладают способностью ассимилировать в своем содержании разнообразные мифы, символы, образы, идеи, каь современные, так и архаичные. Все эти духовные формы подвергаются адаптированию к смысловой тональности идеологическогс контекста. В итоге появляются идеологизированное искусство с оттесненной на задний план художественностью, адаптированная философия, не имеющая ничего общего с поисками истины, адаптированные этика, пед<и ui п^л, юриспруденция, оескоиечно дале-кие от универсальных принципов естественной нравственности и естественного права. В итоге в нормативно-ценностном континууме цивилизации-культуры возникает особая реальность, состоящая из подложных эрзац-форм, опасных своей ограниченностью и бездуховностью. Формируя жестко нормированную область духовной несвободы, она порождает эффект социального торможения. В условиях авторитаризма и тем более тоталитаризма идеологемы сравнительно легко трансформируются в мифологемы, в которых доминирует безапелляционное требование слепой веры в абсолютную истинность их смыслов. Скрещивание политической идеи с архаическими мифологизмами всегда выгодно для властей, поскольку в результате идеологема обретает повышенную действенность за счет способности апеллировать сразу к бессознательным пластам общественной психики, минуя рационально-критические сферы сознания. При помощи идей-мифов авторитарный режим создает госу-дарство-вдеократию с атмосферой преобладающего непонимания массами того, что в действительности происходит с ними. Эта цель достигается с помощью того, что в господствующей идеологии оказываются искаженными истинные смыслы явлений, стерты раз личия между добром и злом.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 1381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |