Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные нормы




 

Человеческое бытие, протекающее внутри природы, цивили­зации и культуры, обставлено множеством явлений, отношений, вещей, которые дороги человеку и предстают в его глазах как цен­ности. Для того, чтобы эти ценности оберегались от разрушения, имели возможность сохраняться и приумножаться, возникли раз­нообразные социальные нормы, в том числе нормы религиозного характера.

Религиозное сознание издавна позволяло человеку постигать, что у его земного существования имеются сверхфизические истоки, что он — дитя не просто Земли, но всего мироздания. Ф. M Дос­тоевский писал в романе «Братья Карамазовы»: «Многое на зем­ле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное, сокровен­ное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высоким, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных... Бог взял семена из миров иных и посеял на земле и взрас­тил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взрощенное жи­вет и живо лишь чувством соприкосновения своего с таинствен­ным миром иным, если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взрощенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее».(102) Нормативная структура религиозного сознания определяется содержанием и ценностной ориентированностью составляющих ее норм, которые имеют следующие признаки:

1) исходят от высшего, абсолютного авторитета, каковым явля­ется Бог;

2) имеют характер безапелляционных требований и запретов,

3) предписывают определенное внутреннее состояние души, веру, и соотносимое с ней столь же определенное внешнее пове­дение,

4) предполагают у верующего «страх Божий» перед их невы­полнением и «суд Божий» в качестве наказующей санкции за их нарушение;

5) распространяются только на тех, кто исповедует данную веру.

Бог, как единосущный творец и миродержец, является цент­ральной фигурой в таких мировых религиях, как христианство, иудаизм, ислам. Его именем называется высшая сила, правящая миром и наблюдающая за вселенским порядком. Бог — всесиль­ный и благой миродержец, который оберегает сущее от гибели посредством разнообразных очевидных и скрытых воздействий на логику естественных, социальных и духовных процессов.

Бог выступает творцом (демиургом) природного мира, утвер­ждая естественный порядок, размеренный ход небесных светил, закономерную смену времен года и многое другое. Он являет себя как творческое начало, противостоящее угрозе деградации, рас­пада и хаоса. Бог обеспечивает естественное сцепление вещей, включает в это единое целое и человека, воздействуя на него че­рез внешние причины и его внутреннюю субстанцию — душу.

По отношению к социальному порядку Бог выступает как законодательное начало, от которого производны все нормы человеческого бытия. В качестве верховного регулятивного прин­ципа он возводит нравственные требования в степень непререка­емой необходимости и абсолютных, непреложных истин. Запре­щая вседозволенность, он не дает социальной жизни утратить цивилизованные формы и тем самым выступает в роли воспита теля человеческого рода.

Устанавливая духовный порядок, Бог являет собой вые шее, абсолютное совершенство, предельное воплощение того иде ала, к которому должен стремиться человек. Как абсолютная сверхличность. Бог — это символ абсолютной нравственности олицетворение всего самого светлого, доброго и разумного. Он одухотворяет бытие людей, вкладывает в них стремление к гармонизации бытия, к следованию высшим нравственным и есте­ственно-правовым предписаниям.

Идея Бога как верховного законодателя несет в себе важный социокультурный смысл, который гласит: законы естественной нравственности и естественного права имеют объективный харак­тер. То есть они не зависят от человека, а напротив, человек пол­ностью зависит от них. Люди не вправе изменять их, подгонять под свои интересы, так как это сфера, над которой они не власт­ны. Пренебрежение этими законами чревато для человека неиз­бежной расплатой — возмездием либо в этом, либо в потусторон­нем мире.

Усилиями Бога законы естественной нравственности прони­кают в человеческую душу и обретают вид средств нравственной саморегуляции — совести, раскаяния, ответственности, вины. При их участии человек приспосабливает свое поведение к высшим этическим требованиям. Для него Бог выступает как высший нрав­ственный образец. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Мф„ 5, 48), — требует Священное писание.

В социальной практике существуют различные правила пове­дения, многие из которых носят альтернативный характер. Перед каждым человеком регулярно возникают задачи выбора среди них. Бог как высший судья оберегает своими заповедями людей от искушений ложного выбора, помогает им избирать пути, соот­ветствующие принципам естественной нравственности. В узако­ненной им иерархии норм и ценностей убийство, кража, преда­тельство, ложь, прелюбодеяние — всегда зло. Знание этого служит для религиозного сознания достаточным основанием для приня­тия верных решений в конфликтных ситуациях морально-юри­дического характера. Более того, для человека, который верует искренне и твердо, немыслима ситуация пренебрежения божествен ными заповедями, имеющими абсолютный и всеобщий характер Он глубоко убежден в том, что следование им является непремен ным условием поддержания миропорядка, установленного Твор цом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.