КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение действительности и возможности в праве 2 страницаВкратце ход его рассуждений выглядит следующим образом. Основываясь на своих исходных положениях, автор утверждает, что, поскольку общественно-производственные отношения людей идеально отражаются в праве, постольку они и составляют его «материальное содержание». Однако в праве не только отражаются общественно-производственные отношения людей, но и непосредственно выражается воля господствующего класса, которая поэтому должна рассматриваться как его «классово-волевое содержание». Наконец, содержание нормы составляет правило поведения, в котором определено правовое действие нормы, и поэтому «его надлежит рассматривать как юридическое содержание последней». Формулируя свой первый вывод из этих рассуждений, О. С. Иоффе пишет, что «право обладает материальным, классово-волевым и юридическим содержанием». Это положение уточняется вторым и третьим выводами, в которых указывается, что «материальное содержание права находится за его пределами и получает в нем только идеальное отражение, тогда как классово-волевое и юридическое содержание воплощены в самом праве и потому образуют его относительно самостоятельное содержание», что «классово-волевое содержание определяется материальным и в свою очередь определяет юридическое содержание права...»[34]. Прежде всего не ясно, рассматривает ли автор право в отношениях с другими общественными явлениями, в частности с экономическим базисом общества, или само по себе как относительно самостоятельное явление. Если право рассматривается в отношении с экономическим базисом общества, то его содержанием являются отраженные производственные отношения, а все остальное выступает в качестве формы этого содержания. Если же право рассматривается само по себе как относительно самостоятельное явление, то его содержание не может находиться за его пределами. Немыслимо себе представить какое-либо явление, содержание которого (хотя бы в части своей) выходило за его пределы, а форма соответственно оказалась бессодержательной. Но дело не только в этом. Вели «материальное содержание права» лишь идеально отражается в праве, то, следовательно, содержанием права будет не это «материальное содержание права», а именно его «идеальное отражение»[35]. Что же из себя.представляет это «идеальное отражение» материального? «Идеальное отражение» материального есть действующие правовые нормы, их система, которая конкретно воплощает в себе общую волю государственно организованного господствующего класса, в конечном счете определяемую материальными условиями его существования. С другой стороны, эта же воля приобретает характер юридического содержания именно потому, что воплощается в системе правовых норм и в каждой отдельной правовой норме. Подобно тому как идеальное отражение «материального содержания» есть не что иное, как классово-волевое содержание права, так и «юридическое содержание» является не отдельным и самостоятельным содержанием, а той же самой волей господствующего класса, воплощенной в праве[36]. Какие же доводы приводит О. С. Иоффе для обоснования своей позиции? Указав на отдельные факты текстуального совпадения норм советского и буржуазного законодательства, он делает вывод, подтверждающий, с его точки зрения, необходимость деления содержания права на классово-волевое и юридическое[37]. При этом допускается явное смешение сущности и содержания права: правило поведения — это юридическое содержание права, а «более глубокое» содержание — это классово-волевая сущность права. Оказывается, «что классово-волевая сущность права», воля законодателя могут непосредственно и не совпадать с «содержанием отдельных норм»[38]. Но при более углубленном рассмотрении проблемы выясняется, что характеристика содержания по его сущности первого порядка, сущности второго порядка и т. д. как раз и свидетельствует о том, что речь идет не о различных содержаниях, а об одном содержании. В противном случае следовало бы говорить не о сущности первого порядка, сущности второго порядка одного содержания, а о различных содержаниях и сущности первого, второго и т.д. порядка. Поэтому «юридическое содержание», т. е. правило поведения, закрепленное в правовой норме, представляет собой не что иное, как ту же волю господствующего класса, конкретно выраженную в этой норме и устанавливающую должное или возможное поведение членов общества. «Содержание отдельных норм» не может не совпадать с классово-волевым их содержанием, поскольку они являются конкретным выражением и закреплением этой воли. О. С. Иоффе хотел обратить внимание лишь на то, что текстуальное совпадение отдельных норм социалистического и буржуазного права вовсе не исключает противоположности их классового содержания. Но это, разумеется, правильное утверждение вовсе не требует дуализма содержания, поскольку внешне сходные правовые нормы противоположных исторических типов права в лучшем случае характеризуют их текстуальную форму, но отнюдь не содержание. Из сказанного следует, в частности, что, изучая содержание той или иной правовой нормы в целях, например, ее практической реализации, недостаточно понять лишь смысл ее текста, выступающего на поверхности. Необходимо обнаружить более глубокую сущность этого текста, содержание именно данной, а не какой-либо иной нормы. Иначе говоря, необходимо уяснить себе не только текстуальное выражение правовой нормы, но и определить, чьи интересы она отражает, воля какого именно господствующего класса в этой норме заключена, какими конкретными условиями материальной жизни общества эта воля обусловлена. Для того чтобы выяснить, воля какого именно господствующего класса составляет содержание отдельной правовой нормы, необходимо обратиться к сущности той правовой системы, к которой относится данная правовая норма. В результате познания не только содержания отдельной правовой нормы, но и сущности данной правовой системы окажется, что содержание этой нормы имеет далеко не те смысл, назначение и цель, какие имеет текстуально совпадающая с ней правовая норма другой правовой системы[39]. Однако задача познания правовой нормы этим не ограничивается. Необходимо, далее, определить, почему воля данного господствующего класса, составляющая содержание изучаемой правовой нормы, возникла и устремлена в то, а не иное направление, какие именно объективные и субъективные факторы общественной жизни породили эту волю, ее конкретный смысл, назначение, цель. Одним словом, почему правило поведения, закрепленное в правовой норме,.имеет именно то, а не иное содержание. Для этого, как известно, необходимо выйти за пределы правовой нормы и обнаружить причины, которые породили и определили ее содержание. Решение этой задачи не означает, что «должно быть выявлено и материальное содержание правовой нормы»[40]. Здесь действуют общие методологические требования, предъявляемые к познанию любого явления. Изучая содержание какого-либо явления как следствия, мы должны познать причину (или причины) этого явления. Точно так же дело обстоит и с содержанием правовой нормы, для изучения которого необходимо познание конкретных условий материальной жизни общества. Поскольку же условия материальной жизни капиталистического и социалистического общества весьма различны, постольку в итоге познания оказывается различным и содержание капиталистических и социалистических правовых норм, несмотря та внешнее, текстуальное совпадение некоторых из них. Парадоксальность положения состоит в том, что Г. А. Белов не заметил, как отверг позицию, к которой сам присоединился. Он, в частности, пишет, что «в содержании конкретизируется сущность права», что «если анализ сущности социалистического права отвечает на основной вопрос: в интересах кого создано и функционирует право, то анализ содержания дает возможность установить, как конкретно отражены в праве реальные отношения и в этом смысле в какой мере социалистическое право отражает волю, интересы трудящихся» Продолжая отстаивать критикуемую позицию, Б. В. Шейндлин указывал, что в Конституции СССР «отчетливо видно» уже не материальное, классово-волевое и юридическое содержание, а «экономическое, политическое и идейное» содержание (заметим при этом, что волевой момент содержания права вообще исчез), «что не исключает однако правовой специфики этого содержания...»[41]. Но автор не ответил (и не мог, разумеется, ответить), в чем же состоит отличие, например, «политического» содержания права от его «идейного» содержания. При таком толковании вопроса следуют явно неприемлемые выводы: либо «политическое» содержание права безыдейно, либо «идейное» содержание права беспартийно. Кроме этого можно было бы значительно увеличить количество «содержании» права, указав, например, на его моральное, научное, техническое и т. п. «содержания». Б. В. Шейндлин вместе с тем критиковал, в частности, наш взгляд по данному вопросу: «Марксистско-ленинская теория отражения, — писал он, — отнюдь не дает основания к утверждению, что идея-образ объективной реальности, будучи абстракцией, абсолютно лишен тех или иных сторон отражаемого им объективного содержания»[42]. Но в данном случае подменен предмет спора. В нашей работе «Законодательная деятельность Советского государства» речь шла отнюдь не о том, что абстракция (правовая норма) не отражает объективной реальности, а о том, что абстракция, будучи именно отражением объективной реальности, определяясь ею, не может быть самой этой реальностью, поскольку является ее идеальным образом. В содержание всякой абстракции (в том числе и в норму права) входят не сами предметы или явления (те или иные стороны их), как ошибочно думал Б. В. Шейндлин, а именно идеальный образ, идеальное отражение данных предметов или явлений (тех или иных их сторон). Чувствуя, вероятно, непрочность своей позиции, Б. В. Шейндлин писал, что определенные стороны, моменты экономики и политики «входят» в правовое содержание[43]. Заметим при этом, что слово «входят» заключено автором в кавычки. Почему же однако? Не потому ли, что в содержание права входят не сами по себе стороны, моменты экономики и политики, а их отражение в воле законодателя? Согласившись с тем, что «содержание права образует объективированная в системе общеобязательных норм государственная воля», С. С. Алексеев вместе с тем указывает, что «по своему содержанию право — явление многогранное, разностороннее». «Рассматривая процесс формирования права, различные его связи и опосредствования, можно путем научных абстракций выделить в едином содержания трава отдельные стороны или даже, оговорив условность подобного выделения, обособить разные «содержания» права»[44]. Каковы же эти «содержания»? Оказывается, то же «классово-волевое содержание» (т. е. та сторона содержания права, которая непосредственно выражает его сущность, классовые цели и задачи); «фактическое содержание» (т. е. то, что дано регулируемыми фактическими отношениями, характеризует реальное содержание норм, фактическое, конкретное содержание прав и обязанностей); «интеллектуальное содержание и др.»[45]. Далее автор пишет: «Кроме того, думается, есть достаточные основания для того, чтобы выделить ту сторону единого содержания права, которая может быть названа специфическим, специально-юридическим (или «имманентно правовым») содержанием»[46]. Не трудно видеть, С. С. Алексеев пытается объединить точки зрения, которые в принципе объединенными быть не могут, ибо «классово-волевое содержание» это и есть «фактическое содержание» права, «интеллектуально» отражающее регулируемые «фактические отношения». Что же касается правового содержания, то это не «сторона» содержания права, а все содержание его, поскольку у права не может быть неправового содержания. Фактическое классово-волевое, государственное содержание права, обусловленное регулируемыми общественными отношениями, и есть его специфическое «имманентно правовое» содержание. Любопытно при этом отметить, что С. С. Алексеев, безуспешно попытавшись объединить отличные друг от друга точки зрения простым и единственным сливом «условность», не объяснил, в чем смысл хотя бы даже условного различения различных «содержаний» права. Впрочем, на этот вопрос не ответил ни один из критикуемых авторов. Итак, в праве нет материального, экономического или фактического, политического, классово-волевого, идейного или интеллектуального и др. содержания, а имеется единое, особое и совершению определенное содержание: общая воля государственно организованного господствующего класса, конкретно выраженная в правовой системе в целом и проявляющаяся в каждом отдельном правиле поведения, закрепленном в правовой норме. Эта воля, в конечном счете определяясь материальными условиями жизни господствующего класса, испытывает в процессе своего формирования влияние множества факторов экономического, политического, социального и духовного развития общества. В процессе правотворчества законодатель (в широком смысле слова) наблюдает, изучает, анализирует явления объективного мира, проводит огромную работу по их обобщению и систематизация и лишь в итоге формирует соответствующие правовые нормы. В этом творческом процессе, как было показано ранее, экономические и всякие другие потребности господствующего класса, прежде чем они выразятся в праве, должны пройти длинный ряд глубокого и всестороннего осмысления, получить отражение в интересах и целях этого класса, приобрести форму правового сознания, «юридического мотива» и установки, достигнуть уровня волевого действия. Весь этот социально-психологический процесс определяется множеством факторов, среди которых главным является экономический. Но в самом праве, а также в каждой отдельной правовой норме все эти факторы отражаются не в виде самостоятельных и различных содержаний, как это представляют себе вышеуказанные авторы, а в их диалектическом единстве, ибо право, будучи продуктом сознания, волевой деятельности людей, отражает объективный мир в обобщенном, концентрированном и преобразованном виде[47]. Содержанием права не могут быть те или иные экономические и другие факторы сами по себе также и потому, что отражение в правовых нормах объективного мира отнюдь не ограничивается лишь непосредственно данной действительностью. Поскольку сознание обладает свойством отражать не только непосредственно данную действительность, но и ее опосредствованное развитие, постольку и в праве отражается не только то, что непосредственно дано в настоящем, но и то, что дано опытом прошлого, с вытекающими из него перспективами[48]. Объективная действительность, развиваясь в соответствии с определенными закономерностями, позволяет сознанию, их познающему, предвидеть пути движения этой действительности, ее преобразования в будущем[49]. Следовательно, и в праве, выражающем соответствующие формы сознания, отражается не только настоящее, не только опыт прошлого, но и определенное будущее. Действительность лишь отражается соответствующим образом в праве и определяет его содержание, но она не является и быть не может самим содержанием права. Представляя собой относительно самостоятельное явление общественной жизни, право обладает своим специфическим содержанием. Специфичность содержания права состоит в том, что правовые нормы отражают действительность не зеркально-мертво, а творчески-активно. Иначе правовые нормы были бы простым слепком действительности и не могли бы соответствующим образом воздействовать на эту действительность, регулировать общественные отношения. Именно благодаря тому, что право является результатом обобщающего процесса мышления представителей господствующего класса, «абстрактным итогом» отдельных юридически значимых явлений, нормативной и общеобязательной формой правового сознания, оно и приобретает особое, специфическое содержание, которое отличается от содержания отражаемых им объективных факторов общественной жизни и которое синтезированно и систематизированно включает в себя преобразованную в сознании законодателя совокупность этих факторов. Подобно тому как ошибочно отождествлять материальное с духовным, адекватно отражающим это материальное, так же неправильно смешивать объективную действительность в ее субъективным отражением в праве. Солидаризируясь с этими выводами, многие советские авторы их дополняют, развивают и конкретизируют. Так, А. Ф. Шебанов пишет, что сложность и многогранность содержания права находит выражение в том, что все его стороны существуют и проявляются одновременно и в единстве, что нельзя отделять экономическое, материальное содержание права от его политического или идейного содержания. Экономическое содержание права вместе с тем есть его политическое и идейное содержание. Вне экономического содержания в праве.нет и не может быть никакой политики, никакой идеологии. Несостоятельным, по мнению Л. Ф. Шебанова, является также разделение классово-волевого и юридического содержания в праве, ибо в том и смысл права, что классовая воля в нем выражена специфически юридическими методами и вне этого юридического выражения в праве нет и не может быть никакой классовой воли[50]. В. А. Кучинский считает, что действительность отражается соответствующим образом в праве и тем самым определяет его содержание, но не является самим содержанием права, имеет важное значение для правильного понимания процесса правового регулирования общественных отношений. Поскольку в праве присутствует его специфическое содержание, которое является не чем иным, как прошедшим через сознание законодателя обобщенным, абстрактным отражением всей совокупности объективных факторов общественной жизни, то это позволяет не только объяснить, но и обеспечить сознательное использование правовых норм в интересах всего общества. В праве отражается не только существующая в момент нормотворчества действительность, но и опыт прошлых поколений людей, а также их представления о будущем[51]. А. А. Федосеев также обосновывает вывод о том, что содержанием правовых норм и выражающих эти нормы юридических нормативных актов являются не отдельные экономические, политические, интеллектуальные и другие моменты, а единая общенародная государственная воля, конкретизируемая в общеобязательных правилах поведения и определяемая материальными условиями жизни общества[52]. Несколько своеобразную позицию по вопросу о сущности и содержании права заняли авторы коллективной монографии «Марксистско-ленинская общая теория государства и права». Прежде всего они поддерживают нашу критику позиции тех, кто видит в праве множественность содержаний, указывая: «Следует согласиться с теми правоведами, которые усматривают сущность права в классовой воле, через которую преломляются экономическая и идеологическая структура данного общества. Не следует объявлять сущностью это основание, ибо право, хотя и определено основанием — общественно-производственными отношениями, является относительно самостоятельным социальным явлением, имеющим свою сущность и свое содержание. Сущность находится в самом явлении, а не вне его, хотя источником этого явления может быть другое социальное явление»[53]. Стремясь, далее, провести разграничение между сущностью и содержанием права, авторы указывают: «Если содержание права как конкретизированная обогащенная его сущность вбирает в себя процессы, связанные с его воздействием на общественные отношения, то это содержание включает в себя не только то, что является сущностью нрава — воплощенную в нем волю господствующего класса, но и ее конкретизацию — государственную волю. Несомненно также, что в содержание права входят и предусмотренные его нормами как государственными велениями должное и возможное поведение людей. Как вывод из последнего следует признать, что в содержащие права входит его регулятивная функция — его воздействие на общественные отношения, осуществляемое путем воздействия на поведение людей. Но из этого не вытекает, что в содержание права.надо включать все материальные и идеологические отношения, определяющие возникновение и развитие нрава и взаимодействующие с ним»[54]. То, что содержанием права является «конкретизированная обогащенная его сущность», правильно, но сомнительным является разграничение сущности как воли господствующего класса и содержания права как государственной воли. Сущностью права является не воля господствующего класса вообще, а именно его государственная воля. Конкретизация сущности права в его содержании состоит нe в том, что воля господствующего класса превращается в государственную 'волю, а в том, что государственная воля получает строгую и четкую определенность в конкретных правовых правилах поведения. И именно благодаря этому содержание права обретает характер конкретного государственного веления о должном или возможном поведении людей, становится силой, способной осуществлять регулятивную функцию— воздействовать па общественные отношения. При ином же понимании данного соотношения оказывается, что сущность права (воля господствующего класса) оказывается за пределами самого права (попреки указанию самих авторов о том, что «сущность находится в самом явлении») и только через посредство содержания (государственной воли) обретает правовую значимость. Подобная же нечеткость в понимании сущности и содержания нрава наблюдается и у Л. С. Явича, отличающего «классовую сущность» от «волевого содержания» права'. Однако, как сущность, как и содержание права имеют единую классово-волевую природу: сущность права — это не его классовость вообще, а содержание права — не вообще волевое, а как то, гак и другое — именно государственная воля господствующего класса (не случайно, поэтому и сам Л. С. Явич вынужден в последующих рассуждениях говорить о «классово-волевом содержании права»). Итак, под содержанием нрава следует понимать систему правовых норм, в которых конкретизируется общая воля государственно организованного господствующего класса по поводу определенного должного или возможного поведения людей. Именно благодаря воплощению общей государственной воли всего советского народа в содержании системы правовых правил поведения наше право приобретает высокий авторитет и творчески преобразующую силу в реализации задач коммунистического строительства.
§2. Понятие формы права и ее соотношение с правовым содержанием Изучение форм в праве имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение не только потому, что они структурно организуют и выражают вовне общую волю государственно организованного господствующего класса, но также и потому, что от их специфики зависят многие факторы правовой жизни — общеобязательность, нормативность, степень юридической силы правовых актов, методы и способы правового регулирования общественных отношений и т. д. Многообразие форм в праве предполагает определение общего понятия формы права, на основе которого окажется возможным вскрыть особенности и назначение каждой из них. Ранее отмечалось смысловое различие между понятиями «правовая форма» и «форма права». Но и внутри этой основной классификации в зависимости от задач.исследования и аспекта рассмотрения проблемы легко обнаружить различие в характере конкретных форм в праве. Так, «правовая форма» может выступать в качестве формы экономического развития, формы государственной политики, формы научно обоснованного управления социальными процессами, формы гуманистических или нравственных идеалов общества и т. д. То же относится и к «форме права», которая может рассматриваться и как форма целостного типа права определенной исторической формации (система и структура права), и как форма части этого целого (отрасли, институты, нормы права), и как форма систематизации права (инкорпорация и кодификация права), и как форма реализации права (правоотношение и другие пути и способы воздействия права на регулируемые общественные отношения) и т. д.[55] В этой связи представляется вполне оправданной критика Л. С. Явичем позиции тех философов, которые отрицают многоплановый подход к использованию категорий содержания и формы, полагая, что они будто бы применимы лишь к одному и тому же явлению[56]. Однако многоплановость, гибкость, подвижность, диалектичность категорий содержания и формы, их взаимопроникновение и переходы одного в другое должны строго учитываться в процессе исследования. Только при этом условии можно избежать отождествления не только содержания с формой, но и различных форм между собой. Нельзя, например, отождествлять производственные отношения с их «опосредствованием» в правоотношениях или форму внешнего выражения правовой нормы (или ее структуры) с формами ее реализации[57]. Применимость категорий содержания[58] и формы к анализу весьма широкого круга разнопорядковых правовых явлений и их взаимоотношений между собой требует в каждом исследовании (его части или этапе) четко определить тот.именно аспект их использования, который составляет задачу данного исследования[59]. В на стоящей главе акцентируется внимание на анализе лишь формы правовой нормы - основной «клеточки» права, в последующих же главах настоящей работы рассматриваются и другие аспекты проблемы. Воля господствующего класса, чтобы стать государственной, общеобязательной волей, должна быть соответствующим образом выражена, т. с. установлена и закреплена в определенной форме. Не может быть содержания вне формы, без.которой ее «нельзя видеть, осязать и т. д.»[60]. И наоборот, форма немыслима вне содержания, поскольку формы являются «формами живого, реального содержания, связанными неразрывно с содержанием»[61]. Но если содержание и форма представляют две неразрывно связанные между собой категории, существующие вместе как две стороны любого предмета и явления объективного мира, то, следовательно, и в нраве содержание и форма — это не только связанные между собой категории, но и стороны одного и того же правового явления, в частности нормы права. Содержание правовой нормы реально, объективно существует лишь тогда, когда воля господствующего класса «возведена в закон», соответствующим образом оформлена и превращена в результате этого из «отвлеченного» в «определенное» содержание[62]. Единство содержания и формы права является обязательным условием его существования. Именно благодаря этому единству право приобретает соответствующую качественную определенность. В процессе правотворчества, как было показано выше, в результате диалектического сочетания отдельных волевых актов (или их частей, сторон, моментов) представителей господствующего класса образуется общая государственная воля этого класса, которая, будучи выраженной в праве, составляет его содержание. Но составные компоненты содержания права не могут выступать обособленно, изолированно друг от друга. В этом случае мы имели бы лишь различные, органически не связанные между собой правовые идеи, правовые взгляды, но отнюдь не правовую норму (и их систему) как органическое диалектическое единство этих идей и взглядов. Существование содержания права необходимо предполагает определенную структурную его организацию, требует своего выражения в определенной форме. Но и форма права не может существовать без его содержания, поскольку форма должна организовывать и выражать данное содержание, а если нет того, что должно быть организовано и выражено (содержания), то, естественно, не может быть и самой организации, самого выражения (формы). Следовательно, основанием формы права является его содержание. «Форма в праве — не нечто внешнее по отношению к содержанию, это структура нормы права и структура нрава как законченной совокупности (системы) норм»[63]. Вместе с тем это форма определенного выражения вовне нормы права в соответствующем нормативном акте и выражение вовне всей совокупности правовых норм в соответствующей системе действующего законодательства. В отличие от изложенного понимания формы права некоторые авторы полагают, что формой права являются сами правовые нормы[64]. Подобная трактовка понятия формы права приводит.не только к ее смешению или отождествлению с содержанием нрава, но и к отрыву одного от другого, нарушает их единство. На самом деле, если правило поведения (норма) есть лишь форма нрава, то что же является его содержанием? Сторонники указанной точки зрения считают, что содержанием права является воля государственно организованного господствующего класса. Но ведь именно эта воля конкретизируется в правовой норме, правиле поведения, составляя его содержание. С другой стороны, если признается, что правовая норма есть лишь форма права, то для содержания права не остается места, оно выходит за пределы самой правовой нормы, оказывается за ее бортом. Тем самым искусственно отрывается содержание от формы права, нарушается их неразрывное единство или (что еще хуже) форма оказывается без содержания. Между тем, как было отмечено выше, форма не может объективно существовать, если она не наполнена определенным содержанием, и, наоборот, содержание права не может быть реальностью, если это содержание не организовано и не выражено в определенной форме. Прямо противоположную точку зрения высказывают по этому вопросу другие авторы, указывая, что правовая норма — это «не форма права, а самое право»[65]. Между тем ради точности следовало бы указать, что не правовая норма в ее структурной организации, а конкретное правило поведения, в ней зафиксированное, является содержанием данной нормы, равно как и не.правовая.норма вообще, а лишь ее структурная организация является внутренней формой правовой нормы. Иначе говоря, в правовой норме следует различать:.какое в ней установлено правило поведения (содержание) я как это правило поведения структурно организовано (форма). Односторонность позиция как тех авторов, которые считают норму права формой права, так и тех, которые усматривают в ней лишь его содержание, состоит в том, что эти авторы,не видят, а поэтому и те учитывают диалектического единства содержания и формы права, из которого вытекает не только их сосуществование, но и взаимопроникновение.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |