Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские школы и направления. Особенности философского мышления




Особенности философского мышления

1. Постановка вопроса о коренной реформе всей филосо­фии.

2. Критическая переоценка рационалистического насле­дия метафизическим материализмом (Л. Фейербах), диалек­тическим материализмом (К. Маркс, Ф. Энгельс), иррационалистическим идеализмом (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

3. Выход обсуждаемых философских проблем за рамки традиционной классики.

4. Поиски нового философского универсума мыслителями-иррационалистами.

5. Обоснование диалектико-материалистического взгля­да на природу и общество философией марксизма.

6. Нигилистическое и атеистическое решение проблемы бога Ф. Ницше и К. Марксом.

 

После смерти Г. Гегеля его духовное наследие подверг­лось критической переоценке со стороны философов-материалистов (Л. Фейербах, К. Маркс) и со стороны философов идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

Выступая против идеализма Г. Гегеля, Л. Фейербах (1804 - 1872) поставил вопрос о коренной реформе философии. Подлинная философия, по его убеждению, должна носить антропологический характер. Предметом ее изучения должен стать человек.

Им была разработана так называемая концепция, «разумного эгоизма». В ней обосновывалось, что для понимания человеком своей зависимости от других достаточно того, чтобы он связал реализацию своего личного стремления к счастью с необходимостью способствовать осуществлению этих устремлений у других.

Центральной философской идеей марксизма явилась идея материалистического понимания истории. Ее обоснование К.Маркс (1818-1883) дал в Предисловии к "Критике политической экономии" (1859), впервые введя в научный обиход такие философско-социологические понятия, как "производительные силы", "производственные отношения", «базис», "надстройка", «социальная революция» и др. Особого внимания заслуживает анализ природы товара в результате которого была определена суть диалектики природного и социального в вещи. К. Маркс выявил противоречивость соотношения природных и социальных характеристик товара. При этом он развенчал представление предшествующих. экономистов, включая А. Смита, согласно которому стоимость (т.е. социальное качество вещей) выводилась непосредственно из потребительских качеств, т.е. из природных характеристик.

Мысль К. Маркса о двойственности товара, диалектике природного и социального в нем явилась глубочайшим методологическим прорывом в философии экономики. По сути она стала той связующей нитью, которая вела к учению о прибавочной стоимости.

В своих трудах К. Маркс показал, что сознание человека является весьма сложной иерархической системой, которая скорее "бытийствует", а не отражает мир механически. Подводя итог сделанному открытию, К. Маркс подчеркивал: не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

А. Шопенгауэр (1788-1860) системно изложил свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818). Мир согласно А. Шопенгауэру, предстает перед человеком и как воля, и как представление. Воля — это некое абсолютное начало всякого бытия, космическая и биологическая сила, созидающая весь универсум. С появлением человека возникает мир как представление, как человеческая картина. Вместе с тем человек остается рабом воли, поскольку во всем служит не себе а абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным не было его существование.

А. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве, пребывающие в чистом созерцании.

Датский философ С. Кьеркегор (1813-1855) несостоятельность рационализма видел в том, что для него истиной выступает только общее. По его мнению, именно в единичном чело­веке заключена высшая ценность, т.е. жизненная сила. В своих произведениях "Наслаждение и долг" (1843), "Страх и тре­пет" (1843) философ отмечает три стадии развития личности - эстетическую, этическую и религиозную, на которой за­являет о себе вера. Ключом к вере служит парадокс. Как объективная достоверность парадокс есть абсурд, однако имен­но на нем держится вера, поскольку она требует презрения к разуму. Основополагающий принцип философии С. Кьеркего-ра гласит: "Верую, следовательно, существую".

Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) отмечал, что, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культу­ра пошла по пути строгой регламентации обыденной жизни. В ней не осталось места для геройства и поступка. Посред­ственные люди придумали массовые религии — христиан­ство и социализм. Эти религии — религии обиженных и угнетенных. Человек же есть путь к сверхчеловеку, тому, кто стоит над "стадом", над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Последний нуждается в особой морали — мора­ли мужественного бойца.

Жизнь Ф. Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое согласно философу, стремится к власти, однако неравенство сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Он одним из первых предрек наступление нигилизма, т.е. время, когда христианский бог утратит свою значимость для европейской культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.