Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Римские юристы о праве и его видах




Понятие республики в трудах Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) — римский государственный деятель, знаменитый оратор.

Эпоха. Последний период существования республиканского Рима. Восстание рабов под предводительством Спартака (74—71 гг. до н.э.). Заговоры против республиканского строя.

Биография. Цицерон родился в Риме, изучил риторику, гражданское право, греческий язык, познакомился с философией эпикурейцев и стоиков; преуспел как государственный деятель. Благодаря ораторскому искусству Цицерон занимал различные государственные должности уже в весьма молодом возрасте: был квестором (финансовые и судебные дела), членом сената, эдилом (выборная должность: снабжение города продуктами, общественный поря док); претором (высшее должностное лицо, выполняющее судебные функции); консулом (высшее должностное лицо, выбираемое на народном собрании). Будучи консулом, Цицерон руководил подавлением заговора Каталины — римского патриция, который был сторонником установления единоличной власти (Цицерон приказал арестовать и казнить без суда пятерых римских аристократов — участников этого заговора). В благодарность от народного собрания получил почетный титул — «отец отечества».

Как блестящий оратор выступал в различных аудиториях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на политические темы.

Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря расценил как «ночь республики», «утрату свободы в государстве». Когда в 44— 43 гг. до н.э. к власти пришли триумвиры (Антоний, Окта- виан, Лепид), Цицерон выступил против. Его имя было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают преследованию. Цицерону от рубили голову и правую руку и по распоряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.

Логическое основание политико-правового учения. Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков.

Основные работы: «О государстве», «О законах» — на писаны в подражание Платону в диалоговой форме.

Содержание политико-правового учения. Понятие государства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достоя ние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согла сием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)... Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

Цицерон обосновал принцип юридического (формального) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

Классификация форм правления государства. Продолжая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Цицерон различает:

— царскую власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу;

— власть оптиматов — форму правления, при которой верховная власть принадлежит нескольким выборным лицам;

— народную власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления являются несовершенными, так как имеют недостатки:

— при царской власти «все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия за конов»;

— при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

— при демократии несправедливо само равенство. Эти формы несовершенного правления «легко» стремятся к вырождению в «дурные государства»: тиранию, олигархию (например, клика тридцати тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

Идеальная форма правления государства. Лучшая форма государственного правления — смешанная, т.е. четвер тый вид государственного правления, который «образован путем равномерного смешения трех его видов». Примером такой формы правления являлась Римская республика, в ко торой консулы были аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народные собрания и народные трибуны — аналогами народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы естественные и позитивные.

Естественный закон:

всегда справедливый: «Первое правило справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей»;

содержит разумные положения;

является врожденным, вечным и постоянным;

существует в неписаной форме;

возникает раньше, чем какой-либо «писаный закон, вер нее, раньше, чем какое-либо государство было основано»;

Примеры несправедливых законов:

законы тридцати афинских тиранов 404—403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., согласно которому Сулле принадлежало право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.

Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил греческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства

Эпоха. III в. до н.э. —III в. н.э. Римские юристы играли в этот период огромную роль в жизни общества. Они занимались практической деятельностью по разрешению правовых споров по трем направлениям:

1) отвечали на юридические вопросы частных лиц;

2) сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок;

3) сообщали формулы для ведения дела в суде.

Римские юристы пользовались огромным уважением в обществе, что гарантировало им в республиканский период выборные должности, в императорский —придворные должности.

Практическая деятельность римских юристов обусловила необходимость толкования права, источниками которого были:

•обычное право;

•законы 12 таблиц;

•законодательство народных собраний;

•эдикты магистратов;

•сенатусконсульты;

•конституции императоров.

Любое толкование предполагает наличие общей культуры. Ее основой стала греческая философия, глубоко проникнутая этической проблематикой.

К числу наиболее известных римских юристов относят Цельса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.

Логическое основание правовых взглядов. Огромное влияние на римских юристов оказала философия стоицизма —последнее по времени направление греческой (послеаристотелевской) философии. Стоики говорили не о человеке в империи, а о человеке в мире. Провозглашали идеи космополитизма и индивидуализма. Основное правило стоиков: ≪Живи сообразно с природой вещей≫. Стоики

считали единственным источником права природу, а единственным правом —естественное право. Этой философией и объясняется преклонение римлян перед естественным правом —справедливостью.

Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли изменить старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве.

Ульпиан писал о деятельности римских юристов: ≪нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятие доброго и справедливого, отделяем справедливое от несправедливого,... стремясь к истинной, если я

не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой≫

Содержание правовых взглядов. Общее понятие права. Исходя из этического содержания права римские юристы определяли право посредством понятия справедливости. Цельс: право есть искусство добра и справедливости

(jus est ars boni et aequi). Ульпиан: ≪Изучающему право надо прежде всего узнать,

откуда происходит слово jus; оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)...≫.

Павел: ≪право означает то, что всегда является справедливым, каково естественное право≫.

Классификация права. Критерий классификации — благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным. Ульпиан, в частности, различал:

•право публичное (jus publicum), которое ≪относится к положению Римского государства≫;

•право частное (jus privatum), которое ≪относится к пользе отдельных лиц≫.

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

•естественное право;

•право народов;

•цивильное право.

Естественное право (jus naturale) —общее для всех живых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: ≪Мы видим, что и животные даже дикие обладают опытом в этом праве≫.

Согласно естественному праву все рождаются свободными, заключаются браки, воспитываются дети.

Право народов (jus gentium) —право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море признается общим для всех; обеспечивается неприкосновенность послов; люди делятся на свободных и рабов.

Цивильное право (jus civile) —естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям

римских граждан: ≪Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным или неписаным, как у греков; из законов одни записаны, другие не написаны≫.

Цивильное право —это для римских граждан право частной собственности и семейное право.

Заслуги римских юристов трудно переоценить.

•Римские юристы предложили новую классификацию

права, разделив его на публичное и частное.

•Многие труды римских юристов (Институции Гая, работы Ульпиана, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I—V в. н.э.)) вошли в единый правовой документ императора Юстиниана I в 534 г., который с 1583 г. стал называться

Corpus Juris Civilis (Свод римского гражданского права).

•Римское право позднее было рецепировано во многих странах Западной Европы, что является бесспорным свидетельством высокоразвитой правовой культуры, созданной римскими юристами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.