Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая юридическая мысль




Учение Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (XIII в.), философ и теолог, крупнейший представитель средневековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов религиозного учения римско-католической церкви.

Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере. Фома Аквинский подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.

Фома Аквинский видел задачу государства в том, что государство должно прежде всего охранять веру, католическую церковь. При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал Божественную сущность государственной власти, но не отдельного правителя, который может быть греховен. Гос. власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, так как римский папа – наместник Бога на земле (переработанная идея Августина Блаженного о двух градах). Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская их казнь, поэтому оправдывалась необходимость инквизиции.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и несправедливой): монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия. Наиболее естественная форма правления – монархия: монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем.

Право издания общеобязательных законов – основной признак гос. власти. Подразделял законы на категории: 1. Вечный закон – главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ Божественный разум. 2. Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали. 3. Человеческий закон – позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает с нормами естественного закона. 4. Божественный закон – Священное Писание. Нарушение любого закона наказуемо.

 

Основой развития средневековой юридической мысли стали римское право и римская юриспруденция. Значительное внимание уделялось соотношению римского и местного (готского, лангобардского и др. права), трактовке роли римского права для восполнения пробелов местных обычаев и кодификации. В западноевропейском средневековье кроме римского права действовало право каноническое (церковное) и обычное. Начало возрождения интереса к римскому праву положило основание Ирнерием (1065 – 1125) школы глоссаторов (или экзегетов) в Болонье. Глоссаторы основное внимание уделяют толкованию текста источников римского

права – Свода Юстиниана, особенно, Дигест. Представителями школы глоссаторов были Булгар, Пиллиус, Ваккариус, Рогериус, Одофредус, Ацо. Избранные глоссы были изданы Аккурсиусом в середине XIII в. (сборник Glossa Ordinaria, игравший в судах роль источника действующего права). Целью данной школы являлось изучение собственно римского права без наслоившихся на него последующих норм. Приверженцы римского права (легисты) не ограничивались одним только его изучением и комментированием, но занимались еще и тем, что приспосабливали его к экономическим и политическим изменениям, которые объективно происходили в феодальном обществе. Глоссаторы считали, что изучение позитивного права не может обойтись без догматической и систематической обработки. Соотношение права и закона глоссаторы решили в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были законниками, стоявшими у истоков европейского легизма. Возникли школы канонического права, занимавшиеся систематизацией

источников. Теоретической предпосылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить ивершить дела, носящие не только нравственно- религиозный, но и чисто светскийхарактер. Первая кодификация канонического права – «кодекс Грациана» (XII в.). Среди представителей данной школы – Г. Брэктон («О законах и обычаях Англии») и Ф. де Боманур («Кутюмы Бовези»). В XIII – XIV вв. доминирующее место заняли постглоссаторы (или комментаторы), основное внимание уделявшие комментированию самих глосс. Представители данной школы (Раванис, Луллий, Бартолус, Балдус), опираясь на идеи схоластов, стремились дать логическую разработку такой системы общих юридических принципов, категорий и понятий, из которых можно дедуктивным способом вывести более частные правоположения, нормы и понятия. Естественное право они трактуют как вечное, разумное право, выводимое из природы вещей. Согласно Р. Луллию, значение и сила писаного права определяются его

соответствием праву естественному, т.е. справедливости и разумной необходимости. С целью систематизации и проверки законов был разработан формализованный метод. С начала XVI в. в юриспруденции начинает складываться гуманистическая школа (Будаус, Альциатус, Дуарен, Куяций, Донелл). Основное внимание они уделяют изучению источников действующего права, используя приемы филологического анализа источников римского права, согласовывая его положения с новыми историческими условиями и нормами национального права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.