Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовые теории Древней греции(зарождение политико-правовой




МЫСЛИ; СОФИСТЫ)

В отличие от стран Востока в Греции было мало земель, пригодных для обработки. Поэтому здесь особенно развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это был главнейший фактор высокой эффективности труда и его индивидуального характера.

Становлению в середине I тысячелетия до н. э. в Греции рабовладельческого строя способствует благоприятное географическое положение. Оно стимулировало развитие письменности и техники и возникновение в Греции полисной формы государственного устройства. Полисы - небольшие государственные образования. Обычно это город с прилежащими к нему территориями. Характерным признаком общественно-политической жизни полисов в VII —V вв. до н. э. являлась борьба между родовой аристократией и свободными гражданами. В результате политической борьбывласть в полисах приобретала формы:

1)аристократии - власть захватывали знатные;

2) демократии - удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса;

3) тирании - узурпации власти группой лиц;

4)олигархии, состоящей из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения.

Бурный рост науки, техники и знаний о мире привел к размежеванию науки и религии. Политико-правовые доктрины становятся частью философских систем античных мудрецов. Политико-философские учения античности основывались на практике, на социально-политических реалиях. Политика и право становятся предметом исследования. Сложная социальная структура полисов требовала выработки полноценного законодательства. Последнее должно было регламентировать все сферы жизнедеятельности общества.

Одними из ярких представителей античной политико-правовой мысли были софисты (от греч. sophistes -≪мудрец≫. Школа софистов сложилась в Афинах во второй половине V в. до н. э. Это был период наивысшего расцвета Афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали непосредственное участие в управлении государством. Каждый гражданин в течение жизни занимал более или менее значимый пост в полисе. Софистами называли учителей ораторского искусства, учивших за плату красноречию. Этот навык был необходим для публичных выступлений и в суде. Софисты считали, что учащийся должен овладевать широким спектром знаний. Самой главной софистической дисциплиной была риторика. Первоначально софисты учили приемам доказательства и опровержения. Они открыли целый ряд логических принципов. Но они пошли по пути изобретения уловок, полезных в спорах.

Для софистов характерен релятивизм в понимании проблемы истины и всех ценностей вообще. Справедливость высказывания или поступка можно оценить, лишь учитывая все обстоятельства, - время, место, условия, состояние человека и т. д. Соответственно, и законы есть некая максимально обобщенная сумма всех представлений о благе.__ Политико-правовое учение Сократа

Сократ (469-399 гг. до н.э.) был выходцем из школы софистов, но его убеждения были прямо противоположны их учению. Методика обучения Сократа заключалась в подталкивании собеседника выводам, принятым учителем, в признании именно их наиболее разумными и истинными. Это происходило в ходе диалога, ведшегося, пока собеседники неторопливо прохаживались. Поэтому философ не оставил после себя сочинений, его взгляды дошли до нас в изложении учеников. Сократ не отделял политику от этики, а последнюю от мудрости. Он стремился обосновать идеально-разумную сущность закона и государства. Подобно софистам, Сократ различал естественный закон и закон полиса, однако возводил и тот, и другой к одному началу – разуму. Это означает, что разумное тождественно справедливому законному. Поэтому полисные законы должны отвечать принципам справедливости, а граждане обязаны им следовать. Это достижимо лишь тогда, когда правят знающие люди. Сократ критиковал тиранию, а также демократический строй современных ему Афин за некомпетентность должностных лиц, избираемых по жребию. Столкновения с властями привели к смертному приговору Сократу, который умер, выпив по приговору суда чашу с ядом. При этом он отказался от предложения своих друзей совершить из темницы побег, сославшись на необходимость подчиниться суду и закону.

 

20. Политическое и правовое учение Платона. Свои идеи о государстве и праве Платон (426 или

427-348 или 347 гг. до н. э.) изложил в диалогах «Государство» и «Законы». Диалог «Государство» начинается с выяснения,

что такое справедливость. По Платону, в государстве должен быть осуществлен идеал справедливости.

Идеал справедливости Платон усматривает в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. На этом тезисе он строит структуру модели желательного государственного устройства. Он делит всех граждан идеального государства на 3 сословия:

1)мудрецы, управляющие государством;

2)стражи, охраняющие его;

3)торговцы и ремесленники.

Все сферы жизни в платоновском идеальном государстве строго регламентированы.

Платон рассматривает 4 известных ему типа «извращенного государственного устройства»:

1)тимократия;

2)олигархия;

3) демократия;

4)тирания.

Каждая из них является ступенькой на пути к вырождению. В тимократии появляется страсть к обогащению. Постепенно она перерастаете господство немногих стяжателей (олигархов). Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления - тиранию. Платон выводит тиранию именно из демократии.

21. Политическое и правовое учение Аристотеля. Понятие государства. Обоснование рабства. ( 384-322 гг. до н. э.) политико-правовые взгляды изложил в трактатах ≪Политика≫, ≪Никомахова этика≫.Цель государства - благая жизнь всех его членов. Для этого граждане должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению.

Частная собственность коренится в семейственности человека. Рабство этически оправдано. Ведь рабуне свойственна рассудительность. Раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.

Человек - политическое животное. Каждое его действие направлено на достижение Блага.

В своих поступка человек должен руководствоваться принципом ≪золотой середины≫.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.