Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная мысль




Культура России XVI века

Быт

Прикладное искусство

Татаро-монгольское нашествие нанесло большой удар по русским художественным ремеслам. Города, где они развивались, были разрушены, мастера толпами угонялись в плен. С конца 14 века ремесла на Руси начинают возрождаться. Совершенства достигает литье из металла (оклад «Евангелия» боярина Кошки).

Высоким мастерством отличались московские ювелиры (яшмовая чаша, оправленная золотой сканью мастера Ивана Фомина, оклад иконы Владимирской Богоматери).

С конца 14 века – художественное шитье

Огнестрельное оружие (немецкие мастера), порох, чеканка серебряных монет, изготовление часов

 

Переняли от ордынцев искусство верховой езды. При митрополите Киприане новый год стал начинаться с сентября, как в Византии. Славянские имена и прозвища постепенно вытесняются христианскими, появляются фамилии. Умирает обычай жениться без церковного венчания, запрещено выходить замуж до 12 лет.

Знатные юноши участвовали в рыцарских боях, ценилось искусство владения луком, мечом, копьем. Распространены совместные пиры среди знатных людей (мед, пиво, жареная дичь, пироги).

 

Появляются произведения о роли и месте Руси в христианском мире, сущности царской власти, ее Божественном происхождении, обязанностях подданных и т.д.

В публицистических произведениях с невиданными до того широтой и размахом обсуждались основы государственного устройства, характер и пределы царской власти, ее роль и взаимоотношения с духовными властями, положение служилых людей и даже крестьянства. В некоторых произведениях открыто выражался протест против рабской и крепостной зависимости, унижения человеческого достоинства.

Некоторые писатели ставили вопрос о равенстве всех людей. Эти новые идеи в литературе 16 века отражали подъем рационалистических и демократических настроений в русском обществе.

Укрепление государства, внешнеполитические и военные успехи способствовали росту международного престижа Руси. В 16 веке активно развивается теория «Москва – Третий Рим». Столица Руси объявлялась оплотом всего православного мира.

Возрастает значение Москвы как культурного центра всех воссоединенных земель и княжеств.

Традиционно считается, что этот век был веком публицистики. Главным был вопрос о месте и роли России в мировом масштабе.

Теория «Москва – Третий Рим» впервые была высказана в созданной на рубеже 15 и 16 веков в Новгороде «Повести о белом клобуке». Ее автор утверждал, что после падения ветхого Рима и нового Рима – Константинополя именно в русской земле должна воссиять благодать Святого Духа.

В дальнейшем эта теория была развита в посланиях псковского монаха Филофея. В них он прямо утверждал, что Русь является центром всего христианского мира. Кроме того, он высказал идею о происхождении царской власти, которая способна собрать все русские земли воедино и стать гарантом их крепости.

Дальнейшее развитие эти идеи получили в «Сказании о князьях Владимирских».

Активная политическая борьба происходила в церкви. К началу 16 века в ней сформировалось два направления – иосифлян и нестяжателей. Первое возглавлялось игуменом Волоцкого монастыря Иосифом, который полагал, что церковь должна иметь значительные материальные богатства, чтобы быть сильной и независимой. Нестяжатели же во главе с Нилом Сорским и Вассианом Патрикеевым считали, что у церкви может быть только духовное богатство, поэтому монахам следует жить своим трудом и постоянно нравственно очищаться. Идеологи обоих направлений оставили множество сочинений в защиту своих суждений.

Еретическое движение: Максим Грек, Феодосий Косой. Обсуждали вопросы о сути царской власти, об обязанностях государя, что звучало как критика в адрес государя (Василий III).

Борьба официальной церкви с нестяжателями закончилась их полным разгромом.

Публицисты: Федор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм.

Пересветов при Иване Грозном писал, что править следует самому «с грозой», следить за деятельностью судей и других чиновников, издавать справедливые законы, заботиться о воинском чине; не следует отдавать власть корыстолюбивым вельможам. Он подверг критике некоторые порядке в Русском государстве, в частности рабство и крепостничество.

Новым явлением для 2/2 16 века становится создание коллективных фундаментальных трудов, посвященных провозглашению царства: Степенная книга (17 родовых колен Ивана IV), начата работа по составлению Лицевого (т.е. иллюстрированного) летописного свода, «Великие Четьи-Минеи» (сочинения о святых), «Домострой» (Сильвестр).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.