Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и живопись




Века.

Летописи и сборники поучений типа «Измарагд» и «Маргарит»

Создание под руководством митрополита Петра общерусского Летописного свода

Первые московские сочинения: «Житие Петра»

Тверские: «Сказание о Шевкале», «Повесть об убиении в Орде тверского князя Михаила»

Новгородские и псковские памятники были менее эмоционально окрашены, поскольку ни Новгород, ни Псков не пострадали от Батыева нашествия.

Важным явлением общественной мысли 2/2 14 века была ересь стригольников. Она возникла приблизительно в середине века среди низшего духовенства Новгорода. По одной версии, руководитель движения дьякон Карп до принятия сана был стригольником, т.е. либо стриг овец, либо был парикмахером. По другой – для принятия в секту совершался особый обряд выстрижения волос. Стригольники отрицали роль Церкви как посредницы между Богом и человеком. Молиться, по их мнению, можно было в любом месте. Свое учение они оформляли в виде книг и давали читать членам общины. Они отрицали церковные догматы, всю обрядовую сторону и само духовенство, считая, что церковные иерархи лишь стремятся к личному обогащению и ведут недостойный образ жизни. Стригольники боролись за создание новой реформационной церкви, простой и дешевой, с доступными для понимания простых людей догматами. Это роднит их с реформационными движениями Западной Европы.

Официальная церковь сочла критику в свой адрес крамольной. В 1375 году в Новгороде состоялась публичная казнь еретиков. Однако после гибели руководителей стригольничества оно продолжало жить в Новгороде и Пскове. Стригольничество просуществовало почти 100 лет. Критика стригольников привела к тому, что в церкви была отменена симония – плата за получение церковной должности, и улучшилось нравственное состояние ее служителей.

Новые явления в русской литературе появляются после Куликовской битвы 1380г. победа над татаро-монголами способствовала росту национального самосознания, появлению тенденций к объединению, сплоченности, осознанию общности политических интересов. Победа Дмитрия Донского высоко подняла престиж Московского княжества, которое с этого времени становится самым главным выразителем идей общерусского единства и центром политического и культурного развития русских земель. В московских монастырях – Богоявленском, Симоновом, Андрониковом, Чудовом, в Успенском соборе собираются огромные книжные богатства, привозимые из Греции и Сербии, создаются центры книгописания. Большое влияние на всю общественную жизнь в стране стал оказывать подмосковный Троицкий монастырь и его основатель Сергий Радонежский.

После Мамаева побоища создается целый цикл произведений о героизме русских воинов. В конце 14 века появилась летописная повесть об этом событии. Литературной обработкой ее является писание рязанского старца Софония «Задонщина» (сходно со «Словом о полку Игореве», русская земля ассоциируется с Московским княжеством, а не с Киевом).

«Сказание о Мамаевом побоище» (после нашествия Едигея в 1408 году). В произведении много вымысла, т.е. это чисто литературный памятник, а не хроника реальных событий.

«Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» (начало 15 века). Повествование о светском человеке превращено в житие святого, а сам князь наделен идеальными чертами, а также именуется государем всех русских земель, а не одной Москвы, как было на самом деле.

Конец 15 века – в Москве расцветает летописное дело. Московские летописи готовили общественное сознание к тому, что Москва становится центром объединения русских земель.

Начало 15 века – творчество троицкого книжника Епифания Премудрого (жизнеописания Сергия Радонежского, Стефана Пермского).

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тверского купца. (путешествие в Индию 1466-1472)

 

 

14 век – в Новгороде и Пскове начинают складываться самостоятельные школы зодчества и живописи. Основная застройка – деревянная. Каменное строительство – в Новгороде с середины 14 века (церкви Успения).

В Пскове в 13 веке – каменный Детинец, Троицкий собор, Снетогорский монастырь.

Значительную роль в развитии новгородского искусства 14 века сыграл греческий мастер Феофан грек (писал лики святых, расписывал церкви, храмы).

Первые белокаменные соборы в Москве появились при Иване Калите (Успенский собор, церковь Спаса на Бору, Архангельский собор).

При Дмитрии Донском вокруг Кремля возводятся каменные стены, в Коломне и Серпухове строятся укрепления.

Начало 15 века – монастырское строительство (Троице-Сергиев, Андроников).

С 14 века в живописи Москвы начинает развиваться самостоятельное направление. Большая роль в этом принадлежит митрополиту Петру, который был иконописцем. В 40-х годах 14 века греки расписали Успенский собор, русские мастера – Архангельский, Спаса и Иоанна Лествичника.

После Куликовской битвы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор из Городца, Даниил Черный. В начале 15 века Феофан, Андрей и Прохор расписали Благовещенский и Архангельский соборы. В 1408 Рублев и Д. Черный расписали Успенский собор во Владимире.

≈1423 – Рублев написал икону «Троица» для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

15 век называют «золотым веком» московской иконописи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.