КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алексеев и Котляревский
В.С. Соловьев. Особое место в истории политической и правовой мысли России занимает В. С. Соловьев (1853—1890 гг.), который на первый план выдвигает идею соборности, т. е. духовного и политического объединения людей независимо от сословной принадлежности. Он также выступает сторонником предоставления всем широких и равных конституционных прав, большое место отводит возврату в политику нравственности как основы личной и общественной жизни в любом ее проявлении. Право он рассматривает как «низший предел нравственности». В таком определении права расходится с В. С. Соловьевым его ученик Е. Н. Трубецкой (1863—1920 гг.). В основе его концепции лежит учение о праве, ибо государство (как и всякая власть) обусловлена правом. В отличие от Соловьева Трубецкой исходит из принципа четкого разграничения религиозно-нравственной и социально-экономической сфер. Поскольку государство не является свободной организацией, его нельзя включать в Царство Божие. Он связывает идеал права с принципом свободы. Свобода составляет основное содержание права — где нет свободы, там нет и права, «право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой». В определениях права, данных Трубецким, нет государства: он доказывает, что право предшествует государству и потому может существовать без него. В этом ключе он рассматривает и закон, «под которым следует разуметь норму, установленную высшим, в пределах каждой данной правовой организации, правовым авторитетом». Интенсивная разработка проблем конституционного государства (А.С. Алексеев, С.А. Котляревский, В.М. Гессен и др.) сопровождалась большим подъемом сравнительного исторического и теоретического правоведения. В этом смысле можно говорить об устойчивом сосуществовании - начиная с 70-80-х годов XIX в. - двух мощных тенденций в области правоведения социологизированного правоведения и сравнительно-исторического правоведения. В области философии права, в частности, в области соотношения права и морали, самыми основательными разработками и обобщениями становятся труды П И. Новогородцева и Е.Н. Трубецкого, в области социологического правоведения - психологическая теория Л.И. Петражицкого. Согласно Основным законам Империи "Государь Император осуществляет законодательную власть с Государственным советом и Государственной думой". Либеральные комментаторы справедливо усматривали в этом нововведении отход от практики монархического (самодержавного) абсолютизма, однако мнения о степени такого отхода разделились - говорили и писали о конституционном самодержавии, конституционном государстве, правовом государстве и т.д. По мнению одного из первых разработчиков этой темы А.С. Алексеева (1851-1916), научная и преподавательская деятельность которого пришлись, по его характеристике, "на самое тяжелое время", тема юридической конституции действующего порядка обсуждалась с 70-х годов и исходным моментом обсуждения стало допущение (впервые сформулированное А.Д. Градовским) о том, что в основу этого порядка наряду с самодержавием заложено начало законности. Однако это допущение выглядело больше благим пожеланием. Зачатки нового правового строя, созданные реформами 60-х годов, подверглись искажению и захирели. Поиски гарантий законности, определение самого понятия закона при отсутствии представительных учреждений оказывались своего рода поисками квадратуры круга. Ученик Градовского Коркунов, талантливый "юрист безвременья", довел эту идею до крайних пределов. Сам Алексеев в отличие от предшественников искал опоры для юридической конституции "до конституционного русского строя" таких принципах и началах, которые лежали в основе освободительных реформ Александра II. После конституционных перемен 1905-1906 гг. Алексеев твердо становится на почву идеи верховенства права, или, как тогда выражались, идеи суверенитета права. Если до этого момента он отрицательно относился к идее личной власти и вслед за Руссо видел в основе государственного союза начало коллективного господства, то теперь он провозглашал необходимость господства в государстве безличных норм права. Понятие государственной власти как над правовой ясно сложилось, по мнению Алексеева, еще в императорскую эпоху Рима. В современном государстве правового типа - с его началами народного представительства, ответственного правительства, независимого суда - могут существовать и существуют "безответственные" органы, но не могут существовать "безответственные" правовые акты. Для того, чтобы жить в праве, необходимо прежде всего, чтобы право это жило в нас.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |