Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алексеев и Котляревский




В.С. Соловьев.

Особое место в истории политической и правовой мысли России занимает В. С. Соловьев (1853—1890 гг.), который на первый план выдвигает идею соборности, т. е. духовного и политического объединения людей независимо от сословной принадлежности. Он также выступает сторонником предоставления всем широких и равных конституционных прав, большое место отводит возврату в политику нравственности как основы личной и общественной жизни в любом ее проявлении. Право он рассматривает как «низший предел нравственности». В таком определении права расходится с В. С. Соловьевым его ученик Е. Н. Трубецкой (1863—1920 гг.). В основе его концепции лежит учение о праве, ибо государство (как и всякая власть) обусловлена правом. В отличие от Соловьева Трубецкой исходит из принципа четкого разграничения религиозно-нравственной и социально-экономической сфер. Поскольку государство не является свободной организацией, его нельзя включать в Царство Божие. Он связывает идеал права с принципом свободы. Свобода составляет основное содержание права — где нет свободы, там нет и права, «право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой». В определениях права, данных Трубецким, нет государства: он доказывает, что право предшествует государству и потому может существовать без него. В этом ключе он рассматривает и закон, «под которым следует разуметь норму, установленную высшим, в пределах каждой данной правовой организации, правовым авторитетом».

Интенсивная разработка проблем конституционного государства (А.С. Алексеев, С.А. Котляревский, В.М. Гессен и др.) сопровождалась большим подъемом сравнительного исторического и теоретического правоведения. В этом смысле можно говорить об устойчивом сосу­ществовании - начиная с 70-80-х годов XIX в. - двух мощных тенден­ций в области правоведения социологизированного правоведения и сравнительно-исторического правоведения. В области философии права, в частности, в области соотношения права и морали, самыми основательными разработками и обобщениями становятся труды П И. Новогородцева и Е.Н. Трубецкого, в области социологического правоведения - психологическая теория Л.И. Петражицкого. Согласно Основным законам Империи "Государь Император осу­ществляет законодательную власть с Государственным советом и Государственной думой". Либеральные комментаторы справедливо усматривали в этом нововведении отход от практики монархического (самодержавного) абсолютизма, однако мнения о степени такого отхо­да разделились - говорили и писали о конституционном самодержавии, конституционном государстве, правовом государстве и т.д. По мнению одного из первых разработчиков этой темы А.С. Алек­сеева (1851-1916), научная и преподавательская деятельность которого пришлись, по его характеристике, "на самое тяжелое время", тема юридической конституции действующего порядка обсуждалась с 70-х годов и исходным моментом обсуждения стало допущение (впервые сформулированное А.Д. Градовским) о том, что в основу этого порядка наряду с самодержавием заложено начало законности. Однако это допущение выглядело больше благим пожеланием. Зачатки нового правового строя, созданные реформами 60-х годов, подверглись иска­жению и захирели. Поиски гарантий законности, определение самого понятия закона при отсутствии представительных учреждений оказы­вались своего рода поисками квадратуры круга. Ученик Градовского Коркунов, талантливый "юрист безвременья", довел эту идею до край­них пределов. Сам Алексеев в отличие от предшественников искал опоры для юридической конституции "до конституционного русского строя" таких принципах и началах, кото­рые лежали в основе освободительных реформ Александра II. После конституционных перемен 1905-1906 гг. Алексеев твердо становится на почву идеи верховенства права, или, как тогда выра­жались, идеи суверенитета права. Если до этого момента он отри­цательно относился к идее личной власти и вслед за Руссо видел в основе государственного союза начало коллективного господства, то теперь он провозглашал необходимость господства в государстве без­личных норм права. Понятие государственной власти как над правовой ясно сложилось, по мнению Алексеева, еще в императорскую эпоху Рима. В современном государстве правового типа - с его началами народного представительства, ответственного правительства, незави­симого суда - могут существовать и существуют "безответственные" органы, но не могут существовать "безответственные" правовые акты. Для того, чтобы жить в праве, необходимо прежде всего, чтобы право это жило в нас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.