КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Симфонические и камерные жанры зрелого творчества
В зрелые годы Малипьеро написал одиннадцать крупных оркестровых произведений с жанровым определением sinfonia. В них он стремился возродить стилистические и композиционные принципы этой специфически итальянской старинной инструментальной формы. Таковы его Симфония в четырех темпах, подобно четырем временам года (1933), Элегическая симфония (1936), Симфония колоколов (1945). Симфония in memoriam (1946), Концертная симфония с подражанием эху (1947), Симфония Зодиака — четыре партиты: от весны до зимы (1954), Симфония для Антигенида 1 (1962), Симфония горести (1966), Симфония Атропы2 (1967), посвященная памяти Г. Шерхеиа, и др. Композитор написал также ряд оркестровых сочинений сюитного, поэмного плана (они были упомянуты выше), концерты для различных инструментов с оркестром, в том числе два скрипичных (1932, 1963) и шесть фортепианных (1934—1964). В области симфонической музыки композитору более удавались малые формы. В его крупных произведениях калейдоскопическая смена образов порой нарушает целостность драматургии, развитие приобретает характер смутного «потока сознания», не подчиненного четкой концепции. Симфоническая музыка Малипьеро как бы рисует мир, полный бесконечной изменчивости, неустойчивости, мир, в котором реальность оборачивается миражом, а мираж воспринимается как реальность. В этом проявляется трагичность мироощущения композитора. 1 Антигенид — древнефиванский музыкант, искуснейший мастер игры на свирели. 2 Атропа (Атропос) — древнегреческая богиня, перерезающая нить жизни. В большинстве своих опер он, подобно Вагнеру, сам выступал в качестве либреттиста. Первым значительным музыкально-сценическим произведением Малипьеро, отмеченным поисками новых оперных форм, явилась трилогия «Орфеиды» (1918—1922), за которой последовали аналогичные по жанру партитуры — «Три комедии Гольдони» (1920—1922) и «Венецианская мистерия» (1925— 1928). В Италии трилогии вызвали к себе противоречивое отношение: их язвительный гротеск явно шел вразрез с официальной идеологией фашизма. Зато они с успехом шли в Германии — возможно, благодаря своему родству с экспрессионизмом. В период работы над последней трилогией Малипьеро создал две музыкальные драмы: «Филомела и очарованный ею» (1925) и «Мерлин, органный мастер» (1927). Особенно интенсивно стало развиваться его оперное творчество с 1929 года, когда возникла опера «Ночной турнир» (с подзаголовком «семь сценических ноктюрнов»). За ней последовал целый ряд других партитур. Особого упоминания заслуживает «Легенда о подмененном сыне» на либретто Пиранделло (1933), поставленная сначала в Германии, а затем в Риме. Римская премьера вызвала скандал, в который вмешался папа Пий XI, обвинивший авторов оперы в безнравственности, а Муссолини принял социально-обличительные намеки в ее тексте и сценических ситуациях за личное оскорбление. В результате исполнение оперы в Италии было запрещено (за пределами страны она ставилась неоднократно). Новый этап оперного творчества Малипьеро начался уже после Второй мировой войны, когда он создает такие произведения, как «Небесные и адские миры» (1949), «Блудный сын» (1952), «Плененная Венера» (1955), «Дон-Жуан» (1963), «Господин Тартюф, ханжа» (1966) и др. В поздний период композитор продолжал работать и в симфонических жанрах, создав Симфонию колоколов (1945), Симфонию in memoriam (1946), в которой отразились впечатления недавно закончившейся Второй мировой войны, и другие сочинения. Наряду с этим он в 40—60-е годы писал камерно-инструментальную музыку, обращался к кантатно-ораториальным, культовым жанрам, писал концерты и другие сочинения. С возрастом его творческая активность не снижалась: Симфо- нию волынки он написал в 1969 году, в возрасте восьмидесяти семи лет, а оперу «Искариот» — годом позднее! Последние двадцать лет жизни Малипьеро провел в деревне Азолано близ Венеции, лишь эпизодически занимаясь со студентами консерватории. Скончался он 1 августа 1973 года.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |