Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симфонические и камерные жанры зрелого творчества




В зрелые годы Малипьеро написал одиннадцать круп­ных оркестровых произведений с жанро­вым определением sinfonia. В них он стремился возродить сти­листические и композиционные принципы этой специфически итальянской старинной инструментальной формы. Таковы его Симфония в четырех темпах, подобно четырем временам года (1933), Элегическая симфония (1936), Симфония колоколов (1945). Симфония in memoriam (1946), Концертная симфония с подражанием эху (1947), Симфония Зодиака — четыре пар­титы: от весны до зимы (1954), Симфония для Антигенида 1 (1962), Симфония горести (1966), Симфония Атропы2 (1967), посвященная памяти Г. Шерхеиа, и др. Композитор написал также ряд оркестровых сочинений сюитного, поэмного плана (они были упомянуты выше), концерты для различных инстру­ментов с оркестром, в том числе два скрипичных (1932, 1963) и шесть фортепианных (1934—1964).

В области симфонической музыки композитору более уда­вались малые формы. В его крупных произведениях калейдо­скопическая смена образов порой нарушает целостность драма­тургии, развитие приобретает характер смутного «потока сознания», не подчиненного четкой концепции. Симфоническая музыка Малипьеро как бы рисует мир, полный бесконечной изменчивости, неустойчивости, мир, в котором реальность оборачивается миражом, а мираж воспринимается как реаль­ность. В этом проявляется трагичность мироощущения ком­позитора.

1 Антигенид — древнефиванский музыкант, искуснейший мастер игры на свирели.

2 Атропа (Атропос) — древнегреческая богиня, перерезающая нить жизни.

В большинстве своих опер он, подобно Вагнеру, сам выступал в качестве либреттиста.

Первым значительным музыкально-сценическим произведе­нием Малипьеро, отмеченным поисками новых оперных форм, явилась трилогия «Орфеиды» (1918—1922), за которой после­довали аналогичные по жанру партитуры — «Три комедии Гольдони» (1920—1922) и «Венецианская мистерия» (1925— 1928). В Италии трилогии вызвали к себе противоречивое отношение: их язвительный гротеск явно шел вразрез с офици­альной идеологией фашизма. Зато они с успехом шли в Герма­нии — возможно, благодаря своему родству с экспрессионизмом.

В период работы над последней трилогией Малипьеро со­здал две музыкальные драмы: «Филомела и очарованный ею» (1925) и «Мерлин, органный мастер» (1927). Особенно интен­сивно стало развиваться его оперное творчество с 1929 года, когда возникла опера «Ночной турнир» (с подзаголовком «семь сценических ноктюрнов»). За ней последовал целый ряд других партитур.

Особого упоминания заслуживает «Легенда о подмененном сыне» на либретто Пиранделло (1933), поставленная сначала в Германии, а затем в Риме. Римская премьера вызвала скандал, в который вмешался папа Пий XI, обвинивший авторов оперы в безнравственности, а Муссолини принял социально-обличи­тельные намеки в ее тексте и сценических ситуациях за личное оскорбление. В результате исполнение оперы в Италии было запрещено (за пределами страны она ставилась неоднократно).

Новый этап оперного творчества Малипьеро начался уже после Второй мировой войны, когда он создает такие произве­дения, как «Небесные и адские миры» (1949), «Блудный сын» (1952), «Плененная Венера» (1955), «Дон-Жуан» (1963), «Госпо­дин Тартюф, ханжа» (1966) и др.

В поздний период композитор продолжал работать и в сим­фонических жанрах, создав Симфонию колоколов (1945), Сим­фонию in memoriam (1946), в которой отразились впечатления недавно закончившейся Второй мировой войны, и другие со­чинения. Наряду с этим он в 40—60-е годы писал камерно-инструментальную музыку, обращался к кантатно-ораториаль­ным, культовым жанрам, писал концерты и другие сочинения. С возрастом его творческая активность не снижалась: Симфо-

нию волынки он написал в 1969 году, в возрасте восьмидесяти семи лет, а оперу «Искариот» — годом позднее!

Последние двадцать лет жизни Малипьеро провел в дерев­не Азолано близ Венеции, лишь эпизодически занимаясь со сту­дентами консерватории. Скончался он 1 августа 1973 года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.