КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музыкальная жизнь. Музыкальная жизнь Австрии в первой половине XX века была в основном сосредоточена в Вене
Музыкальная жизнь Австрии в первой половине XX века была в основном сосредоточена в Вене. Если в Австро-Венгрии с ней успешно конкурировали Прага и Будапешт, то в послевоенной Австрийской республике с Веной практически мог соперничать только Зальцбург, ставший в 20-е годы крупным центром международного музыкального движения1. Подобно Парижу, столица Австрии притягивала к себе лучшие художественные силы страны. 1 В Зальцбурге в послевоенные годы действовал постоянный международный музыкально-театральный фестиваль, идею которого горячо поддерживали крупнейшие австро-немецкие художники — Р.Штраус, М.Рейнхардт, Г. фон Гофмансталь, видевшие в интернациональном музыкальном движении путь к объединению Европы силами искусства. Венская придворная опера, в период малеровского руководства (1897—1907) пережившая «золотой век» своей истории, в дальнейшем частично утратила прежние позиции, хотя заложенная Малером традиция постановки произведений современных композиторов сохранялась его преемниками – Ф. Вейнгартнером, Г. Грегором, Клеменсом Краусом. Помимо Придворной оперы (в послевоенные годы получившей название Венской государственной оперы) в Вене существовало несколько частных театров – театр «Ан дер Вин», «Фольксопер», в репертуаре которых преобладали сочинения легкого жанра. Весьма интенсивной была концертная жизнь Вены. Для нее была характерна широкая просветительская направленность вплоть до середины 30-х годов, когда нацистский тоталитарный режим подверг австрийскую культуру систематическому разрушению. В Вене начала века существовало три профессиональных симфонических оркестра1, с которыми в разные годы работали выдающиеся дирижеры Г. Малер, Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, К. Бём, более двадцати любительских оркестров, выступавших с серьезными профессиональными программами, семнадцать хоровых объединений (среди которых и признанные, имеющие давние музыкальные традиции, как Певческий союз Общества друзей музыки, Шубертовский союз, и новые — как Филармонический хор, основанный Шрекером), огромное количество любительских хоровых коллективов, десятки самодеятельных рабочих хоров (с венскими пролетарскими хорами на протяжении ряда лет работали А. Веберн и X. Эйслер), несколько ярких ансамблей камерной музыки (среди них европейски известный Розе-квартет). Особый интерес представляет разнообразие концертных программ венских симфонических оркестров. Наряду с постоянными абонементными циклами профессиональных коллективов существовали программы популярных концертов в Фольксгартене (Народном саду), концерты для учащихся средних школ и Рабочие симфонические концерты, в которых звучали сложные произведения классики и новой музыки (с 1922 по 1934 год руководителем этих концертов был Веберн). 1 Венский филармонический оркестр, состоявший из оркестрантов Придворной оперы, оркестр Венского концертного общества, организованный в 1900 году, и созданный в 1907 году «Wiener Tonkünstlerorchester». Два последних коллектива в сезоне 1933/34 года объединились под общим, доныне существующим названием «Венский симфонический оркестр». В распространении новой музыки активную роль играли многочисленные объединения музыкантов, среди которых выделяется Общество частных музыкальных исполнений, основанное Шёнбергом в 1918 году. За пять лет существования Общества в его концертах на высочайшем художественном уровне было исполнено более трехсот произведений современных авторов (нововенцев, Малера, Р. Штрауса, Равеля, Стравинского, Бартока и др.). Задачу пропаганды новой музыки ставили перед собой авторитетные музыкальные журналы «Анбрух» (его редактором с 1922 года был Пауль Штефан, среди сотрудников – Альбан Берг, Теодор Адорно, знаменитый впоследствии теоретик музыки и философ франкфуртской школы), «Пульт унд такт-шток», а также издательство «Universal Edition». Гвидо Адлер (1855—1941) Значительных результатов в этот период достигло австрийское музыкознание. Крупнейшим представителем австрийской науки о музыке был Гвидо Адлер (1855—1941), один из основоположников историко-стилевого метода, создатель современной традиции музыковедческого образования в Австрии (в 1898 году им был основан Музыкально-исторический институт Венского университета, в котором обучались многие известные австрийские музыканты). Рядом с ним следует назвать, помимо уже упомянутых, Рихарда Шпехта — крупного знатока творчества Малера, Р. Штрауса и других современных композиторов; Евсевия Мандычевского – ученика Брамса, редактора Полного собрания его сочинений; Рихарда Валлашека — исследователя музыкальной культуры первобытного общества; Эрнста Курта (впоследствии базельского профессора), ученика Г. Адлера по Музыкально-историческому институту, автора фундаментальных работ о творчестве Вагнера, Баха, Брукнера. Период расцвета австрийской музыкальной культуры сменился в конце 30-х годов, после «аншлюсса» Австрии, глубочайшим упадком. Свободное развитие австрийского (как и немецкого) искусства было прервано наступлением национал-социализма. Многие крупные музыканты — такие, как Шёнберг, Кшенек, Веллес, Кальман — были вынуждены покинуть страну, многие из оставшихся на родине (например, Веберн, Й. Маркс) пополнили ряды духовной оппозиции режиму. Новый этап в развитии австрийской музыкальной культуры начался уже после Второй мировой войны. АРНОЛЬД ШЁНБЕРГ (1874—1951) Основоположник Нововенской школы Арнольд Шёнберг наиболее полно и последовательно воплотил в своем творчестве эстетические принципы музыкального экспрессионизма. Это один из тех композиторов, с чьим именем неразрывно связано представление о специфике музыкального языка XX века, о его кардинальных отличиях от музыкального языка всех предшествующих эпох. Вместе с тем творчество Шёнберга, в противоположность творчеству других композиторов, определивших пути эволюции музыки XX века, еще не завоевало всеобщего признания и до сих пор продолжает оставаться дискуссионным явлением. Объяснения этому предлагаются разные, однако несомненно одно: сама логика творческой эволюции Шёнберга привела к такому музыкальному языку, каким он стал начиная с конца 900-х годов. Этот язык, помимо прочего, отличается особой концентрированностью музыкальной «информации», подчеркнутым избеганием инерционных моментов, что не может не ограничивать его коммуникативных возможностей – как в плане слушательского восприятия, так и в плане исполнительской реализации, обычно сопряженной со значительными трудностями. В целом эволюция музыкального языка Шёнберга позволяет наметить в его творчестве три периода: тональный (с 1897 года), атональный, или период свободной атональности (с 1909 года), и додекафонный (с 1923 года).
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |